Акт плановой выездной проверки №ИП-06/9186 Акт проверки МУ «Палата имущественных и земельных отношений ... от 21 июня 2019 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/9186 от 21.06.2019

На основании приказов от 08.05.2019 №01/201-пр, от 31.05.2019 №01/228-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

Срок проведения проверки: с 13.05.2019 года по 21.06.2019 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, <…> - [должностное лицо].

 С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

______________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: за период с 01.01.2016 г. по дату завершения проверки.

Адрес проверяемой организации: 422550, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 2.

Место проведения проверки: 422550, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 2.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 08.05.2019 №01/201-пр.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО

Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Палата имущественных и земельных отношений) является постоянно действующим органом местного самоуправления района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом, в том числе находящимися в собственности района земельными участками, акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Палата имущественных и земельных отношений ведет Реестр муниципальной собственности и Реестр муниципальных земель, обеспечивает функционирование системы учета муниципального имущества, земельных ресурсов, полноту и достоверность информации о наличии и использовании муниципального имущества.

Палата имущественных и земельных отношений осуществляет подготовку проекта о распоряжении (передаче в аренду, в собственность и др.) земельными участками, право распоряжения которыми в соответствии с законодательством относится к полномочиям района, обеспечивает передачу земельных участков гражданам и юридическим лицам, осуществляет муниципальный земельный контроль.

Палата имущественных и земельных отношений действует на основании Положения, утвержденного решением Совета района от 01.02.2006 г. № 39.

Решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 02.02.2015 г. № 483 руководителем Палаты имущественных и земельных отношений назначен <…>.

С 29 апреля 2019 г. должность руководителя Палаты имущественных и земельных отношений занимает <…>на основании решения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 394 от 26.04.2019 г.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

1. 20 июля 2018 г. между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) и АО «Зеленодольскгорстрой» заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого в аренду обществу предоставлен земельный участок площадью 3491 кв. м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский р-н, г. Зеленодольск с разрешенным использованием: строительство многоквартирного жилого дома.

Согласно п. 1.3 договора , на момент заключения настоящего договора имеется обременение в пользу ЗАО «Зеленодольскгорстрой» на основании договора аренды  от 18.06.2014 г., с которым заключено соглашение о расторжении (договор на момент окончания проверки не представлен).

Согласно п. 2.1 договор заключен сроком с 20.07.2018 по 18.06.2019 г.

17 января 2019 г. АО «Зеленодольскгорстрой» обращается в адрес Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ в целях продления срока аренды земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома. К обращению было приложено выписка из ЕГРН на объект незавершенного строительства, согласно которому на земельном участке расположен объект незавершенного строительства (степень готовности – 20 %, проектируемое назначение: многоквартирный дом, правообладатель – АО «Зеленодольскгорстрой», дата регистрации – 15.01.2019 г.).

10 апреля 2019 г. между Исполнительным комитетом и АО «Зеленодольскгорстрой» заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого в аренду обществу предоставлен земельный участок площадью 3491 кв. м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский р-н, г. Зеленодольск с разрешенным использованием: строительство многоквартирного жилого дома.

Как следует из п. 1.1 договора аренды, земельный был предоставлен в целях завершения строительства объекта (многоквартирный дом), руководствуясь положениями п. 21 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ, ст. 39.6, 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, земельный участок был предоставлен после 1 марта 2015 года (договор аренды № Зем-1-1503а от 20.07.2018 г.), объект незавершенного строительства зарегистрирован 15 января 2019 г., соответственно, при предоставлении спорного земельного участка положения п. 21 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ не применимы.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.

Согласно подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Применение положений подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ при предоставлении АО «Зеленодольскгорстрой» спорного земельного участка также неприменимы так, как общество не является собственником объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов.

Подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах

На основании статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

При этом в силу пункта 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.

Инспекция отмечает, орган местного самоуправления Зеленодольского муниципального района в суд с требованием об изъятии объекта незавершенного строительства не обращался, что косвенно может свидетельствовать о наличии достигнутого антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом.

Таким образом, Исполнительным комитетом нарушен порядок предоставления спорного земельного участка в аренду АО «Зеленодольскгорстрой».

Инспекция отмечает, что Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом (земельными участками).

Указанный земельный участок был предоставлен на основании заявления АО «Зеленодольскгорстрой» без проведения конкурентных процедур и опубликования информации о предоставлении указанного участка.

Реализация права хозяйствующих субъектов и граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при передачи муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

Соответственно, были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка. 

Заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 ГК РФ).

Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе земельному законодательству, Закону о конкуренции, возложена на обе стороны договора.

В результате предоставления земельного участка без проведения торгов Общество получило доступ к муниципальному имуществу по максимально низкой цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о повышении арендной платы.

Заключение договора с АО «Зеленодольскгорстрой» и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения для общества и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора аренды.

Несоблюдение процедуры предоставления земельного участка нарушило права иных хозяйствующих субъектов, с которыми договор аренды не заключен вследствие предоставления преимущества АО «Зеленодольскгорстрой».

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба неоднократно указывала на то, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в "обход" обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка. 

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По мнению Инспекции, действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и АО «Зеленодольскгорстрой» по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в нарушение норм действующего законодательства содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Акционерное общество «Красный Восток Агро» в лице [должностного лица] - <…> действующего на основании Устава, приняло в аренду у исполнительного Комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в лице [должностного лица] МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» <…> действующего на основании доверенности от 27.02.2018г., находящийся в государственной собственности земельный участок по договору аренды земельного участка от 26.08.2018.

Местонахождение земельного участка: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Большачасырское сельское поселение,  площадь 76 065 кв.м.    

Целевое назначение (категория) земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения.

Разрешенное использование: животноводческие предприятия.

Договор аренды вышеуказанного земельного участка был заключен в соответствии с пп. 12 п. 2, пп. 31 п. 2 ст. 39.6, пп. 11 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 5 ст. 9 от 27.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ст. пп. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Инспекция отмечает, что Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом (земельными участками).

По требованию Инспекции о предоставлении документов, касающихся передачи земельного участка, Палатой имущественных и земельных отношений не был представлен ранее заключенный договор аренды земельного участка.

Таким образом, возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов при отсутствии ранее заключенного договора аренды такого земельного участка не предусмотрено действующим законодательством, передача в аренду вышеуказанного земельного участка осуществлена без правовых оснований.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по заключению договора аренды земельного участка без проведения торгов при отсутствии ранее заключенного договора аренды такого земельного участка могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

3. Акционерное общество «Красный Восток Агро» в лице [должностного лица] - <…> действующего на основании Устава, приобрело у исполнительного Комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в лице [должностного лица] МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» <…> действующего на основании доверенности от 03.03.2017г., находящийся в государственной собственности земельный участок по договору купли-продажи от 23.01.2018.

Местонахождение земельного участка: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Кугушевское сельское поселение, с. Кугушево, ул. Тукая.

площадь 1366 кв.м.

Целевое назначение (категория) земельного участка: земли населенных пунктов.

Разрешенное использование: организация сельскохозяйственного производства.

Договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка был заключен на основании Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Регистрация недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости).

П. 3 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).

Инспекция отмечает, что Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом (земельными участками).

По требованию Инспекции о предоставлении документов, касающихся передачи земельного участка, Палатой имущественных и земельных отношений была представлена выписка из ЕГРН на спорный земельный участок.

Из сведений, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости по запросу от 31.05.2019, установлено, что на земельном участке объекты недвижимости отсутствуют.

Таким образом, возможность заключения договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов при отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимости не предусмотрена действующим законодательством, передача в собственность вышеуказанного земельного участка осуществлена без правовых оснований.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов при отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимости содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

4. По договору аренды земельного участка от 15.05.2008 Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в лице [должностного лица] муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» передал ОАО «Зеленодольскгорстрой» находящийся в муниципальной собственности земельный участок.

Договор аренды земельного участка составлен на основании Протокола №1 о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 06.05.2008 ЛОТ.

Местонахождение земельного участка: Республика Татарстан, г. Зеленодольск по ул. Чкалова по направлению на юг.

площадь 1760 кв.м.    

Целевое назначение (категория) земельного участка: земли населенных пунктов.

Разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого дома.

Срок аренды установлен на пять лет с 15.05.2008 по 15.05.2013.

В соответствии с п. 3.1 договора аренды земельного участка от 15.05.2008 размер арендной платы по настоящему договору составляет 83 316 (Восемьдесят три тысячи триста шестнадцать) рублей 70 копеек в год.

В соответствии с п. 4.4.9. договора аренды земельного участка от 15.05.2008 после окончания срока действия договора арендатор должен передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального.

Пунктом 3 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

Инспекция отмечает, что Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом (земельными участками).

По требованию Инспекции о предоставлении документов, касающихся передачи земельного участка, Палатой имущественных и земельных отношений был представлен соответствующий пакет документов.

Вместе с тем, документов, подтверждающих продление аренды земельного участка от 15 мая 2008г. после 15 мая 2016 г., не представлено.

Соглашение о расторжении аренды земельного участка было заключено 10.04.2019 по которому, арендодатель Исполнительный Комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в лице [должностного лица] МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» <…>, действующего на основании доверенности от 10.10.2018 и арендатор АО «Зеленодольскгорстрой» в лице [должностного лица] -  <…>, действующего на основании Устава, соглашаются расторгнуть договор аренды от 15.05.2008 и вернуть с 10.04.2019 земельный участок  площадью 1760 кв.м.

Пользование вышеуказанным земельным участком АО «Зеленодольскгорстрой» в период с 15.05.2013 по 10.04.2019 осуществляло без правовых оснований.

За период пользования участком с 15.05.2013 г. по 10.04.2019 г. сумма задолженности составила ориентировочно 492 957 (Четыреста девяносто две тысячи девятьсот пятьдесят семь) рублей 14 копеек.

Статьей 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со статьей 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. При этом законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Как следует из положения пункта 3 статьи 3 Земельного Кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, положениями которого не определен срок действия такого договора, не представляется возможным, поскольку это не следует из положений Земельного Кодекса РФ.  

Следовательно, по истечении срока действия договора аренды земельного участка, такой договор прекращает свое действие, а муниципальное имущество должно быть возвращено из чужого пользования.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае ОАО «Зеленодольскгорстрой» получило возможность пользования земельным участком в отсутствие законных оснований.

Передача муниципального имущества конкретному лицу на срок, превышающий определенный законом, создает для данного субъекта преимущественные условия в получении и пользовании указанного имущества.

В соответствии со статьей 1 ЗК РФ, среди основных принципов, на которых основывается земельное законодательство, являются:

- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Нарушение порядка предоставления и использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ведет к ограничению, устранению конкуренции.

При предоставлении и использовании муниципального имущества приобретатели должны находиться в равных условиях. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении муниципального имущества.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в части неосуществления возврата земельного участка муниципальной собственности по истечении срока аренды содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1) действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и АО «Зеленодольскгорстрой» по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в нарушение норм действующего законодательства содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции;

2) действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по заключению договора аренды земельного участка без проведения торгов при отсутствии ранее заключенного договора аренды такого земельного участка содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»;

3) действия Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов при отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимости содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

4) бездействие Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в части неосуществления возврата земельного участка муниципальной собственности по истечении срока аренды содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

 

__________________________________________________________________

(подпись проверяющего)                                                   (подпись уполномоченного представителя                                                                                                       проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Акт составлен в 2-х экземплярах на 9 листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на 9 листах получен:

 

___________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
ИНН 1648018306, ОГРН 1061673006230