Решение №АЯ-04/2965 Решение по делу №016/07/3-387/2021 от 15 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/2965 от 15.03.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.12.2020 г. №106Д), в присутствии представителя заявителя ООО «РусПромХолод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.03.2021 г. №б/н), рассмотрев жалобу заявителя ООО «РусПромХолод» (исх. №10 от 02.03.2021 г., вх. №2665/ж от 03.03.2021 г.) на действия заказчика АО «Камаз-Энерго» при проведении закупки №32109973962 на предмет: «Поставка хладона -22»,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32109973962 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.02.2021 года.
Заказчик – АО «КАМАЗ-Энерго».
Начальная (максимальная) цена договора – 558 983,33 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неуказании заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок положений документации, которым не соответствует заявка участника.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго» (далее – Положение), утвержденным 24.09.2020г.
В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
В соответствии с пунктом 8.5.10 Положения на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе оформляется протокол рассмотрения первых частей заявок.
Согласно пункту 8.5.11 Положения протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе наряду со сведениями, указанными в пункте 6.4. настоящего Положения должен содержать решение:
- о допуске участника закупки к участию в аукционе (торговой сессии);
- об отклонении заявки участника закупки и об отказе в допуске участнику закупки к участию в аукционе (торговой сессии).
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подписывается членами закупочной комиссии в день окончания рассмотрения первых частей заявок и направляется оператору электронной площадки.
Пунктом 6.4.1 Положения установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена Положением о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. заявка заявителя ООО «РусПромХолод» (порядковый номер <...> ) признана несоответствующей требованиям документации по причине того, что заявка на участие в закупке содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации о проведении настоящей закупки. Вышеизложенные обстоятельства нарушают требования документации о проведении закупки в части оформления заявки и в части предоставления заказчику сведений и документов при подаче заявки.
Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения. Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В рассматриваемом случае обжалуемый протокол содержит основания отклонения каждой заявки на участие в закупке и указание положений документации о закупке (приложение №1 к документации), которым не соответствует такая заявка.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что оформленный заказчиком протокол рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. соответствует требованиям, установленным частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки участника.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с Приложением № 1 к настоящей документации. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике такого аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника такого аукциона о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора. Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с Приложением № 2 к настоящей документации.
Документы, заполняемые участниками закупки и включаемые в состав заявки, должны быть подготовлены в строгом соответствии с образцами форм документов, приведенных в настоящей документации, при этом такие образцы не подлежат изменению (редактированию) участниками закупки.
В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Таким образом, исходя из требований аукционной документации в составе первой части заявки участнику необходимо было приложить заполненную форму, установленную приложением №1 к документации.
Приложение № 1 к документации о проведении аукциона в электронной форме
первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме
Описание поставляемого товара, который является предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке:
№ п/п |
Наименование товара |
Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара |
Качественные характеристики |
Ед. изм. |
Количественные характеристики |
Наименование страны происхождения поставляемых товаров |
1. |
|
|
|
Примечание.
При заполнении заявки участник закупке вправе делать ссылку на конкретные нормативно-технические документы, а также техническое задание настоящей документации о проведении конкурентной закупки. Каждая строка подлежит обязательному заполнению в соответствии с требуемыми характеристиками!
В соответствии с пунктом 8.5.5 Положения закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Пунктом 8.5.7 Положения установлено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе (торговой сессии) участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, или об отклонении заявки участника закупки в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Положением и документацией о проведении аукциона.
Согласно пункта 8.5.8 Положения заявка участника закупки будет отклонена и не допущена до участия в аукционе (торговой сессии):
8.5.8.1. непредставления документов, а также иных сведений, в том числе неполных, требование о наличии которых установлено документацией о проведении аукциона;
8.5.8.2. несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении аукциона;
8.5.8.3. несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении аукциона;
8.5.8.4. несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении аукциона;
8.5.8.5. непредставления обеспечения заявки;
8.5.8.6. предоставления в составе заявки на участие в аукционе заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
Пунктом 8.5.9 Положения установлено, что отклонение заявки участника закупки по иным основаниям, не указанным в пункте 8.5.8. настоящего Положения не допускается. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в аукционе, установления факта проведения ликвидации участника закупки или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, такой участник закупки отстраняется от участия в аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. заявка заявителя ООО «РусПромХолод» (порядковый номер <...> ) признана несоответствующей требованиям документации по причине того, что заявка на участие в закупке содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации о проведении настоящей закупки. Вышеизложенные обстоятельства нарушают требования документации о проведении закупки в части оформления заявки и в части предоставления заказчику сведений и документов при подаче заявки.
В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что первая часть заявки участника содержала следующие сведения:
первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме
Описание поставляемого товара, который является предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке:
№ п/п |
Наименование товара |
Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара |
Качественные характеристики |
Ед. изм. |
Количественные характеристики |
Наименование страны происхождения поставляемых товаров |
1. |
Хладон 22 |
Согласно ГОСТ 8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия. Используется в качестве хладагента для холодильной установки компрессора.
|
Товар новый, 2020 года выпуска. Качество Товара соответствует требованиям ГОСТ «8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия». |
кг |
900,00 |
Российская Федерация (РОССИЯ)
|
Отгрузка продукции будет производиться автомобильным транспортом автотранспортной компании с обязательным сопровождением груза накладными, паспортами, сертификатами соответствия на продукцию.
Тара (спецконтейнер 900кг) - возвратная. Забор и возврат порожней тары (спецконтейнера) будет производиться силами и средствами Поставщика в течение 5 дней с момента уведомления, но не позднее 30 (тридцати) дней с даты поставки Товара.
Гарантийный срок хранения хладона 22 - два года со дня изготовления.
Максимальный срок поставки - 5 дней с момента подписания договора с правом досрочной поставки.
Место поставки товара: РФ, РТ, г. Набережные Челны, ул. Промышленная, д.73, Территория ЦТС, центральный склад ООО «КАМАЗ-Энерго».
Товар соответствует требованиям безопасности в соответствии с ГОСТ 8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия.
Таким образом, заявка заявителя была заполнена в соответствии с установленной в приложении №1 к документации формой, а также содержала дополнительные сведения в части условий поставки товара, гарантийного срок хранения, место поставки товара и срока поставки товара.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с требованиями документации в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме содержалось описание поставляемого товара, заявка была подготовлена в соответствии с образцом формы, приведенной в приложении №1 к документации, никаких изменений (редактирований) участником не вносилось.
Кроме того, в примечании к форме, установленной приложением №1 к документации заказчиком указано, что при заполнении заявки участник закупке вправе делать ссылку на конкретные нормативно-технические документы, а также техническое задание настоящей документации о проведении конкурентной закупки.
ООО «РусПромХолод» указал дополнительные сведения согласно требованиям, установленным в техническом задании.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине того, что заявка содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации является неправомерным, носит формальный подход, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу, что каких-либо оснований к отклонению заявки ООО «РусПромХолод» у заказчика в рассматриваемом случае не имелось, так как участник представил необходимые сведения в соответствии с требованиями заказчика, установленными в документации.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пунктов 8.5.8, 8.5.9 Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО «РусПромХолод» (исх. №10 от 02.03.2021г., вх. №2665/ж от 03.03.2021г.) на действия заказчика АО «Камаз-Энерго» при проведении закупки №32109973962 на предмет: «Поставка хладона -22» обоснованной в части неправомерного отклонения заявки участника.
Признать заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» нарушившим требования пунктов 8.5.8, 8.5.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать заказчику АО «КАМАЗ-Энерго» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |