Решение №АЯ-04/2965 Решение по делу №016/07/3-387/2021 от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2965 от 15.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.12.2020 г. №106Д), в присутствии представителя заявителя ООО «РусПромХолод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.03.2021 г. №б/н), рассмотрев жалобу заявителя ООО «РусПромХолод» (исх. №10 от 02.03.2021 г., вх. №2665/ж от 03.03.2021 г.) на действия заказчика АО «Камаз-Энерго» при проведении закупки №32109973962 на предмет: «Поставка хладона -22»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32109973962 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.02.2021 года.

Заказчик – АО «КАМАЗ-Энерго».

Начальная (максимальная) цена договора – 558 983,33 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неуказании заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок положений документации, которым не соответствует заявка участника.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго» (далее – Положение), утвержденным 24.09.2020г.

В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В соответствии с пунктом 8.5.10 Положения на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе оформляется протокол рассмотрения первых частей заявок.

Согласно пункту 8.5.11 Положения протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе наряду со сведениями, указанными в пункте 6.4. настоящего Положения должен содержать решение:

- о допуске участника закупки к участию в аукционе (торговой сессии);

- об отклонении заявки участника закупки и об отказе в допуске участнику закупки к участию в аукционе (торговой сессии).

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подписывается членами закупочной комиссии в день окончания рассмотрения первых частей заявок и направляется оператору электронной площадки.

Пунктом 6.4.1 Положения установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена Положением о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. заявка заявителя ООО «РусПромХолод» (порядковый номер <...> ) признана несоответствующей требованиям документации по причине того, что заявка на участие в закупке содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации о проведении настоящей закупки. Вышеизложенные обстоятельства нарушают требования документации о проведении закупки в части оформления заявки и в части предоставления заказчику сведений и документов при подаче заявки.

Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения. Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.

Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В рассматриваемом случае обжалуемый протокол содержит основания отклонения каждой заявки на участие в закупке и указание положений документации о закупке (приложение №1 к документации), которым не соответствует такая заявка.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что оформленный заказчиком протокол рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. соответствует требованиям, установленным частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

2.         Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки участника.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с Приложением № 1 к настоящей документации. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике такого аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника такого аукциона о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора. Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с Приложением № 2 к настоящей документации.

Документы, заполняемые участниками закупки и включаемые в состав заявки, должны быть подготовлены в строгом соответствии с образцами форм документов, приведенных в настоящей документации, при этом такие образцы не подлежат изменению (редактированию) участниками закупки.

В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Таким образом, исходя из требований аукционной документации в составе первой части заявки участнику необходимо было приложить заполненную форму, установленную приложением №1 к документации.

 

Приложение № 1 к документации о проведении аукциона в электронной форме

 

первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме

 

Описание поставляемого товара, который является предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке:

 

п/п

Наименование товара

Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара

Качественные характеристики

Ед. изм.

Количественные характеристики

Наименование страны происхождения поставляемых товаров

1.

 

 

   

 

 

         Примечание.

         При заполнении заявки участник закупке вправе делать ссылку на конкретные нормативно-технические документы, а также техническое задание настоящей документации о проведении конкурентной закупки. Каждая строка подлежит обязательному заполнению в соответствии с требуемыми характеристиками!

 

В соответствии с пунктом 8.5.5 Положения закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.

Пунктом 8.5.7 Положения установлено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе (торговой сессии) участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, или об отклонении заявки участника закупки в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Положением и документацией о проведении аукциона.

Согласно пункта 8.5.8 Положения заявка участника закупки будет отклонена и не допущена до участия в аукционе (торговой сессии):

8.5.8.1. непредставления документов, а также иных сведений, в том числе неполных, требование о наличии которых установлено документацией о проведении аукциона;

8.5.8.2. несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении аукциона;

8.5.8.3. несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении аукциона;

8.5.8.4. несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении аукциона;

8.5.8.5. непредставления обеспечения заявки;

8.5.8.6. предоставления в составе заявки на участие в аукционе заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

Пунктом 8.5.9 Положения установлено, что отклонение заявки участника закупки по иным основаниям, не указанным в пункте 8.5.8. настоящего Положения не допускается. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в аукционе, установления факта проведения ликвидации участника закупки или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, такой участник закупки отстраняется от участия в аукционе на любом этапе его проведения.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18.02.2021г. заявка заявителя ООО «РусПромХолод» (порядковый номер <...> ) признана несоответствующей требованиям документации по причине того, что заявка на участие в закупке содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации о проведении настоящей закупки. Вышеизложенные обстоятельства нарушают требования документации о проведении закупки в части оформления заявки и в части предоставления заказчику сведений и документов при подаче заявки.

В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что первая часть заявки участника содержала следующие сведения:

 

первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме

 

Описание поставляемого товара, который является предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке:

 

п/п

Наименование товара

Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара

Качественные характеристики

Ед. изм.

Количественные характеристики

Наименование страны происхождения поставляемых товаров

1.

Хладон 22 

Согласно  ГОСТ 8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия.

 Используется в качестве  хладагента  для холодильной установки компрессора.

 

Товар  новый, 2020 года выпуска. Качество Товара  соответствует требованиям  ГОСТ «8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические  условия».

кг

900,00

Российская Федерация (РОССИЯ)

 

Отгрузка продукции будет производиться автомобильным транспортом автотранспортной компании с обязательным сопровождением груза накладными, паспортами, сертификатами соответствия на продукцию.

Тара (спецконтейнер 900кг) - возвратная. Забор и возврат порожней тары (спецконтейнера) будет производиться силами и средствами Поставщика в течение 5 дней с момента уведомления, но не позднее 30 (тридцати) дней с даты поставки Товара.

Гарантийный срок хранения хладона 22 - два года со дня изготовления.

Максимальный срок поставки -   5 дней с момента подписания договора с правом досрочной поставки.

Место поставки товара: РФ, РТ, г. Набережные Челны, ул. Промышленная, д.73, Территория ЦТС, центральный склад ООО «КАМАЗ-Энерго».

Товар соответствует требованиям безопасности в соответствии с ГОСТ 8502-93 Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия.

Таким образом, заявка заявителя была заполнена в соответствии с установленной в приложении №1 к документации формой, а также содержала дополнительные сведения в части условий поставки товара, гарантийного срок хранения, место поставки товара и срока поставки товара.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с требованиями документации в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме содержалось описание поставляемого товара, заявка была подготовлена в соответствии с образцом формы, приведенной в приложении №1 к документации, никаких изменений (редактирований) участником не вносилось.

Кроме того, в примечании к форме, установленной приложением №1 к документации заказчиком указано, что при заполнении заявки участник закупке вправе делать ссылку на конкретные нормативно-технические документы, а также техническое задание настоящей документации о проведении конкурентной закупки.

ООО «РусПромХолод» указал дополнительные сведения согласно требованиям, установленным в техническом задании.       

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине того, что заявка содержит сведения (условия поставки товара, гарантийный срок хранения, место поставки товара, срок поставки товара), не предусмотренные приложением №1 к документации является неправомерным, носит формальный подход, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия приходит к выводу, что каких-либо оснований к отклонению заявки ООО «РусПромХолод» у заказчика в рассматриваемом случае не имелось, так как участник представил необходимые сведения в соответствии с требованиями заказчика, установленными в документации.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пунктов 8.5.8, 8.5.9 Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «РусПромХолод» (исх. №10 от 02.03.2021г., вх. №2665/ж от 03.03.2021г.) на действия заказчика АО «Камаз-Энерго» при проведении закупки №32109973962 на предмет: «Поставка хладона -22» обоснованной в части неправомерного отклонения заявки участника.

Признать заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» нарушившим требования пунктов 8.5.8, 8.5.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «КАМАЗ-Энерго» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны