Решение №АЯ-04/2951 Решение по делу №016/07/3-388/2020 от 10 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/2951 от 10.03.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Татэнерго» – <…> (доверенность от 21.05.2019г. №119/20-306), представителя заявителя ООО «Вирсо»  – <…> (доверенность от 04.03.2020г. №04), рассмотрев жалобу ООО «Вирсо»  (вх. №2235/ж от 25.02.2020г.)  на действия заказчика – АО «Татэнерго» при проведении закупки №32008872360 на предмет: «Поставка Электролизной Установки по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение электролизной установки в части замены сосудов и трубопроводов на электролизных установках №1, 2 с переводом электролизной на выпрямительную установку» для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-1»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №31807241950 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 12.02.2020года.

Заказчик – АО «Татэнерго».

Начальная (максимальная) цена договора – 54 116 790,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке на электронном носителе, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках АО «Татэнерго» (далее – Положение).

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, заказчиком указаны излишние требования к товарам, ограничивающие участников закупки. В Приложении №4 к закупочной документации (Спецификация) перечисляется оборудование, входящее в состав требуемой к поставке электролизной установки. Все указанное оборудование не предполагает эквивалента, за исключением Преобразователей, и должно соответствовать чертежам (установочным чертежам), которые являются частью закупочной документации. Приложенные чертежи предполагают поставку электролизной установки исключительно одного типа – СЭУ-4(М).

Согласно пояснениям заказчика, в приложении 4 к документации о конкурентной закупки были указаны требования к составу (элементам) закупаемого оборудования и его изготовлению согласно установочным чертежам в соответствии с проектной (рабочей) документацией №01.027. Соответствующие разделы проектной (рабочей) документации были приложены к документации о закупке (папка «Приложение 5 к документации о закупке»).

Указание в документации о конкурентной закупке требований к оборудованию в соответствии с проектной (рабочей) документацией обосновано ч.б ст.52 ч. 13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, п.4 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008№87).

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно п. 13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В соответствии с п. 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87): «4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной Документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая Документация, состоящая из Документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий».

В соответствии с указанными требованиями законодательства в Приложении №5, являющимся частью Проекта, указаны определенное оборудование, материалы и их изготовители. Данные требования рабочей документации отражены Заказчиком в пункте 8.1 приложения к документации о закупке «Техническое задание», Приложении №4 к документации о закупке «Спецификация».

Комиссией установлено, что в пункте 8.2 «Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, упаковке, отгрузке товара, основания установления данных требований» Приложение №1 к документации о закупке технического задания заказчиком указано, что товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №4 к настоящей документации о закупке, основание установления требования, в том числе, проектная и рабочая документация опасного производственного объекта №01.027(спецификация из данной документации и карта заказа прилагаются ): 01.027-ТМС-1; 01.027-АТМ-В4; карта заказа 01.027-АТМ.СУ-ОН001-004; 01.027-ЭМ-010:

 

Требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам товара

Товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №4 к настоящей документации о закупке.

 

Технический регламент Таможенного союза

 «О безопасности оборудования, работающего под давлением» (ТР ТС 032/2011);

«О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

Иные требования Заказчика, связанные с определением соответствия предлагаемой продукции потребностям Заказчика обоснованы следующим:

- необходимостью совместимости с товарами, используемыми Заказчиком, а именно: технически перевооружаемым объектом;

- необходимостью обеспечения взаимодействия с товарами, используемыми Заказчиком, а именно  оборудованием опасных производственных объектов

- ч.6 ст.52, ч.13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, п.4 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87),

- проектной и рабочей документацией опасного производственного объекта 

№01.027(спецификация из данной документации и карта заказа прилагаются ):01.027-ТМС-1; 01.027-АТМ-В4; карта заказа 01.027-АТМ.СУ-ОН001-004; 01.027-ЭМ-010;

     - не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, чем указание в настоящей документации о закупке товарного знака;

- указание в настоящей документации о закупке товарного знака (знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца) не влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки ввиду использования слов «(или эквивалент)»;

 

Кроме того, установлено, что документация заказчика не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, следовательно, соответствует требованиям части 6.1. статьи 3 Закона о закупка.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемой закупке было подано четыре заявки, все участники дали свое согласие на поставку электролизной установки на условиях, предусмотренных заказчиком в документации, в том числе, в проектной документации.

Кроме того, факт отсутствия ограничения конкуренции подтверждается также наличие трех коммерческих предложений от организаций, готовых поставить необходимый заказчику товар.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Вирсо»  (вх. №2235/ж от 25.02.2020г.)  на действия заказчика – АО «Татэнерго» при проведении закупки №32008872360 на предмет: «Поставка Электролизной Установки по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение электролизной установки в части замены сосудов и трубопроводов на электролизных установках №1, 2 с переводом электролизной на выпрямительную установку» для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-1», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны