Определение №АЯ-06/4677 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №016/01/15-541/2023 О НАРУШЕНИ... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №016/01/15-541/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

03 мая 2023 г. г. Казань, ул. Московская, д.55

Исх. №АЯ-06/4677 от 11.05.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо],

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Татарстанское УФАС России поступило письмо Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022) по вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

По итогам рассмотрения поступившей информации Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

26 марта 2019 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет) было принято постановление №553 «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе» (далее – Постановление №553 от 26.03.2019).

Согласно пункту 1 Постановления №553 от 26.03.2019 МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» (ИНН: 1644061389) было определено специализированной службой по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе.

Однако Постановление №553 от 26.03.2019 было принято Исполнительным комитетом с нарушением норм действующего законодательства (на момент принятия постановления).

Пунктом 16 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения.

При этом согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению, а именно:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом)

Данный перечень услуг по погребению является исчерпывающим перечнем услуг, которые предоставляются супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе.

Пунктом 2.1.12 ГОСТ 32609-2014 предусмотрено, что гарантированный перечень услуг по погребению - это перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе гражданам, гарантированный нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт. Обязанность предоставления гарантированного перечня услуг по погребению возложена нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 2.14.1 ГОСТ 32609-2014 эвакуация останков умерших или погибших представляет собой транспортирование останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.

Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и ГОСТ 32609-2014 следует, что такая услуга, как «эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения» не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимися деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в статье 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Исходя из изложенного, удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно осуществляться посредством процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Проведение мероприятий, предусмотренных Законом о контрактной системе в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Таким образом, услуга по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения по своему характеру относится к муниципальным нуждам, обеспечение данной муниципальной нужды должно быть осуществлено только в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительных прав на рынке услуг по погребению.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления №553 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе», которым МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было предоставлено необоснованное преимущество в оказании услуг по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления №553 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе», которым МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было предоставлено необоснованное преимущество в оказании услуг по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, что привело или могло привести к ограничению, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было выдано предупреждение №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №553 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе».

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждение №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) было получено 11.01.2023 в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждению №П06-2/2023 входящего номера (вх. №192 от 11.01.2023 г.).

Предупреждение №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) необходимо было выполнить в течении 45 дней с момента получения.

По истечение срока выполнения предупреждения №П06-2/2023 Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не представил Татарстанскому УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П06-2/2023.

Таким образом, предупреждение №П06-2/2023 Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, Татарстанским УФАС России издан приказ №01/94-к от 25 апреля 2023 года о возбуждении дела №016/01/15-541/2023 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления №533 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе», которым МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было предоставлено необоснованное преимущество в оказании услуг по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/15-541/2023 к рассмотрению на 06 июня 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (423450, Республика Татарстан, город Альметьевск, ул. Ленина, 39).

Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» (ИНН 1644061389, 423458, Республика Татарстан, город Альметьевск, ул. Маяковского, зд. 114А)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не позднее 30 мая 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

4.1. письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении;

4.2. информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по перевозке тел умерших (погибших) на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан;

4.3. информацию о предоставленных денежных средствах (субсидий) МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» для осуществления деятельности по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, с приложением копии подтверждающих документов;

4.4. письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении.

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» не позднее 30 мая 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

5.1. письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении;

5.2. информацию о предоставленных денежных средствах (субсидий) для осуществления деятельности по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, с приложением копии подтверждающих документов

В случае, если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны