Определение №ВЧ-08/7436 Определение об отложении рассмотрения дела № 016/05/5-705/20... от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение об отложении рассмотрения дела № 016/05/5-705/2023

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:        <…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии                     <…> –[должностное лицо];

                                                  <…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/5-705/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на платформе «2gis.ru» рекламы с текстом «<…>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступили обращения Прокуратуры г. Набережные Челны и Нижнекамской городской прокуратуры (вх. №2974 от 24.03.2023 и вх. №2754 от 20.03.2023 г.) в которых указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Из обращения следует, что Прокуратурой на платформе «2gis.ru» выявлена реклама с текстом: «<…>», содержащая признаки нарушения Закона «О рекламе» в указании гарантий, а также в распространении недостоверной рекламы о возможности получения займа под залог ПТС, а не автомобиля.

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Фото исследования сайта

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов.

Информация со сведениями: «<…>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно информации, размещенной на сайте по адресу <…>, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является «<…>» (<…>).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом вышеуказанные страницы сайта не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Вместе с тем, в самой рекламной информации, указано, что финансовые услуги оказывает ООО МФК ««КарМани»» (ИНН 7730634468, 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 9, стр. 2, помещ. 1).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления финансовой услуги, процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Кроме того, из буквального смысла содержания рекламного текста следует, что Автозалог116 гарантирует 100% успешность получения денежных средств, оказания финансовой услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Управлением было направлено письмо об оказании содействия в адрес
ООО «Дубльгис», но ответ на сегодняшний день не получен.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы являются ООО МФК «КАРМАНИ» (ИНН 7730634468, 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 9, стр. 2, помещ. 1).

На заседание Комиссии 21 июня 2023 года, Администрация Комсомольского района Исполнительного комитета МО города Набережные Челны представила информацию (вх.№5621 от 02.06.2023), что вывеска размещенная по адресу: РТ, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 10В, (33/1 офис 1) принадлежит индивидуальному предпринимателю Алмаеву Эльмиру Халимовичу (ИНН <…>).

Согласно информации представленной ООО «МФК «КарМани» (вх.№5367 от 29.05.2023), между Обществом и ИП Алмаевым Э.Х. заключен агентский договор№121-ИП от 07.04.2017 года, согласно которому ИП Алмаев Э.Х., выступая Агентом, от имени и за счет Принципала (ООО «МФК «КарМани») оказывает действия по поиску потенциальных клиентов для Принципала на территории Российской Федерации, содействие потенциальным клиентам в заключении договоров займа с Принципалом в рамках уставной деятельности Принципала, а также содействие в подписании всех необходимых для этого документов и договоров.

В силу Агентского договора ИП Алмаев Э.Х. может в случае, когда Принципалом предоставлены Агенту рекламные материалы Принципала, распространить такие рекламные материалы в соответствии с законодательством. Однако, Принципал не предоставлял рекламные материалы Агенту для распространения и рекламирования услуг Общества, не согласовывал рекламные кампании Агента. 

Согласно информации представленной ИП Алмаевым Э.Х., словосочетание «<…>» используется индивидуальным предпринимателем для обозначения одного из своих видов деятельности для индивидуализации своей деятельности в целях отличия от деятельности других лиц, обеспечения известности у потребителей, получения положительной репутации.

Рассмотрение дела №016/05/5-705/2023 было назначено на 19 июля 2023 года в 10 часов 00 минут.

Согласно информации представленной ООО «2ГИС-Закамье» (вх.№7292 от 17.07.2023), рекламные материалы были размещены в Сервисе2ГИС на основании Бланков заказов №БЗ_29-29-2150301 от 11.08.2022 года и №БЗ_29-29-2150302 от 11.08.2022 года, заключенных между ООО «2ГИС-Закамье» и ООО «Сервисная Компания «Барс».

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, руководствуясь пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 г. №1922, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Рассмотрение дела № 016/05/5-705/2023 отложить.
  2. Привлечь в качестве лиц, обладающих сведениями – ООО «2ГИС-Закамье» и ООО «Сервисная Компания «Барс».
  3. Назначить дело № 016/05/5-705/2023 к рассмотрению на 02 августа 2023 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
  4. ООО «Сервисная Компания «Барс» в течение пяти дней со дня получения настоящего запроса представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню.
  1. полную информацию об условиях предоставления займа (фин. услуги), с приложением подтверждающих документов;
  2. информацию о заключенных договорах в период размещения вышеуказанного рекламного материала (необходимо приложить не менее 10 (десяти) обезличенных договоров);
  3. сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;
  4. паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;
  5. подробные условия проведения вышеуказанной акции;
  6. информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;
  7. иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

Председатель Комиссии                                                                                                 <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

                                                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны