Решение №АЯ-04/13797 Решение по делу №016/07/3-2022/2021 от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/13797 от 29.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 23.08.2021 г. №204/21), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.10.2021 г. №219/21), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.10.2021 г. №218/21), представителя ООО «Казань Сервис» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.10.2021г. №б/н), в отсутствии представителей заявителя ООО «Академия Сервиса», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы ООО «Академия Сервиса» (вх. №14048/ж, 14049/ж от 18.10.2021г.) и ООО «Казань Сервис» (вх. №14207/ж от 20.10.2021г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32110660871 на предмет: «Оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2, временный), здания штаба, уборка прилегающей территории терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаба, пешеходной дорожки от гостиницы «Полет» Штаб, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110660871 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 07.10.2021 года.

Заказчик – Акционерное общество «Международный аэропорт «Казань».

Начальная (максимальная) цена контракта – 38 440 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах частично согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя ООО «Академия Сервиса» о неразмещении заказчиком в единой информационной системе документа, содержащего перечень внесенных изменений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно части 18 статьи 4 Закона о закупках размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке.

Согласно пункту 5 Положения изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

Пунктом 26 положения установлено, что для внесения изменений в извещение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения формирует измененную редакцию извещения о закупке и при необходимости размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 7 октября 2021 года заказчиком внесены изменения и извещение и документацию о проведении электронного аукциона на основании запроса разъяснений положений документации. Вместе с тем, заказчиком не размещен предусмотренный пунктом 5 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке документ, содержащий перечень внесенных изменений (представлен скриншот).

Таким образом, довод заявителя подтверждается.

Ссылка заказчика на то, что перечень внесенных изменений был указан в ответе на запрос разъяснений положений документации является несостоятельной, так как Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке предусмотрено размещение отдельного документа, ответ на запрос разъяснений к такому не относится.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908.

Относительно довода заявителя ООО «Академия Сервиса» о создании заказчиком преимущественных условий для участия в торгах участникам, применяющим общую систему налогообложения и ограничение возможности участия в закупке субъектов малого предпринимательства.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Международный аэропорт «Казань» (далее – Положение), утвержденным от 14.07.2021г.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 2.6 информационной карты установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет 38 440 000,00 рублей, без учёта НДС. Цена включает все возможные затраты Исполнителя, связанные с оказанием услуг: техника, оборудование, инструменты, инвентарь, чистящие и моющие средства (за исключением расходных материалов, применяемых в диспенсерах), спецодежда, и их доставка до места оказания услуг, заработная плата сотрудникам (ФОТ), а также налоги, уплаченные или подлежащие уплате и другие обязательные платежи.

Пунктом 4.4 информационной карты установлен перечень обязательных сведений и документов, входящих в Заявку. Участникам закупки необходимо представить предложение, подписанное лицом, имеющим полномочия для его подписания от имени участника закупки (по образцу, представленному в Приложении №3 настоящей документации).

Согласно пункту 4.5.1 документации предложение участника на аукционе подается без учета НДС, если победитель на НДС, то при заключении договора предложение увеличить на размер НДС.

Пунктом 11 технического задания также установлены требования к требования к Исполнителю, в том числе, количество производственного персонала должно обеспечить выполнение всех требований Заказчика в рамках заключенного Договора. Необходимое количество сотрудников для оказания услуг: технические администраторы, осуществляющие контроль за производством работ – не менее 7 человек, уборщики внутренних помещений – не менее 26 человек в смену, уборщики прилегающей территории – не менее 7 человек в смену в летний период в том числе 1 сотрудник с допуском к работам на высоте, а в зимний период не менее 9 человек в смену в том числе 1 сотрудник с допуском к работам на высоте. Трактористы – не менее 5 человек, 2 человека в смену.  Все сотрудники должны состоять в штате организации, факт подтверждается документально.

Относительно количества персонала заказчик пояснил, что в документации не установлено количество смен, в техническом задании указано минимальное количество персонала, не превышающее 100 человек.

 Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

            Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

В данном же случае предложение участника на аукционе подается без учета НДС, если победитель на НДС, то при заключении договора предложение увеличить на размер НДС. Следовательно, заявка участника, если участник закупки, не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, предложившего цену договора – общую цену товаров/работ без учета НДС, при оценке заявки будет считаться Заказчиком как цена, включающая НДС.

Учитывая, что в документации заказчика указано, что в случае победы участника на НДС договор с таким участником закупки заключается с увеличением на размер НДС, при подаче заявок участники – не плательщики НДС оказываются в неравном положении с участниками закупки, применяющими общую систему налогообложения.

На основании изложенного, положения документации могут ставить участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.

Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

            Учитывая вышеизложенное обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчик признан нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя ООО «Академия Сервиса» об установлении заказчиком в проекте договора возможности вмешиваться в хозяйственную деятельность исполнителя.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Частью 1 статьи 715 ГК РФ установлено, что заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Согласно пункт 2.2.20 и 2.2.21 проекта договора заказчиком установлено, что исполнитель обязан:

2.2.20. Иметь в наличии действующий сертификат ГОСТ Р ИСО 9001:2015.

2.2.21. Устранить в срок не более 3 (три) месяцев выявленные замечания (несоответствия) по результатам проведённого аудита на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015, согласно предоставленным протоколам о несоответствии.

В соответствии с пунктом 2.3.4 заказчик имеет право проводить аудит согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176») применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.

Настоящий стандарт не предполагает необходимость:

- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;

- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;

- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.

Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.

Вместе с тем, действующим законодательством не установлено обязательной сертификации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. В Российской Федерации сертификат ГОСТ Р ИСО 900-2015 носит добровольный характер.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком в проекте договора требования о наличии у исполнителя действующего сертификата ГОСТ Р ИСО 9001:2015, а также возможности проводить аудит согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 является неправомерным, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает исполнителя при выполнения работ в рамках договора и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя ООО «Академия Сервиса» об установлении заказчиком в проекте договора неправомерной системы штрафов.

Частью 1 статьи 420 ГК РФ установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Приложением № 3 к Договору на оказание услуг по комплексной уборке заказчиком установлен следующий порядок начисления штрафных санкций.

 

п/п

Общее количество нарушений (замечаний) за месяц, в соответствии с Актами о нарушении при оказании услуг

Размер штрафа за месяц

1.

От 0 до 5

200 000 (Двести тысяч) рублей

2.

От 6 до 15

450 000 (Четыреста пятьдесят тысяч) рублей

3.

От 16 и больше

900 000 (девятьсот тысяч) рублей

 

п/п

Отсутствие сотрудников в смену

Размер штрафа за отсутствие одного сотрудника в смену

1.

Отсутствие за каждого сотрудника

150 0 (Тысяча пятьсот) рублей

 

п/п

Отсутствие оборудования и техники используемого при оказании услуг

Размер штрафа за отсутствие одного оборудования и техники в смену

1.

Отсутствие оборудования и техники

150 0 (Тысяча пятьсот) рублей

 

Согласно доводам заявителя, система штрафов является непропорциональной, ответственность за 15 и 16 замечаний (разница в 1 замечание) за месяц отличается на 450 000, 00 р3ублей (в 2 раза), а за 6 и 15 (разница в 10 замечаний) не отличается вообще. Сумма штрафов за 12 месяцев может составить более 25 % от начальной (максимальной) цены договора, что сделает участие в закупке нецелесообразным.

Кроме того, штраф в размере 200 000, 00 рублей установлен за 0 замечаний.

Согласно пояснениям заказчика, пунктом 2.2.1 проекта договора установлено, что исполнитель обязан оказывать услуги надлежащего качества, с четкой организацией труда и соблюдением трудового законодательства РФ, квалифицированным рабочим персоналом с высоким профессионализмом, в полном объеме и в сроки, определенные настоящим Договором и приложениями к нему.

Качество оказываемых услуг должно соответствовать Технологической карте комплексной уборки внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2), здания штаба, и уборку прилегающих территорий терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаб (Приложение № 1 к Техническому заданию), ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия», СанПиН 983-72 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общественных уборных».

В процессе осуществления контроля за качеством оказываемых услуг выявляются замечания, содержащие несоответствия вышеуказанных стандартов. Количество замечания зависит не от воли заказчика, а от качества оказанных исполнителем услуг.

Так, пунктом 2.2.10 проекта договора установлено, что в случае обнаружения некачественно оказанных услуг согласно Технологической карте комплексной уборки внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2), здания штаба, и уборку прилегающих территорий терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаб. Заказчик фиксирует нарушение в Чек-листе санитарного состояния помещений (в том числе с использованием фото/видеосъемки) в 2 (Двух) экземплярах, составляемый по форме Приложения 4 к Техническому заданию, и сообщает об этом Уполномоченному лицу Исполнителя любым доступным способом.

Уполномоченное лицо Исполнителя обязано обеспечить немедленное устранение недостатков в выполненной работе (в срок не более 15 минут), а в случае если устранение недостатков требует большего времени, устранить недостатки в срок, указанный уполномоченным лицом Заказчика в Чек-листе.

В случае не устранения зафиксированных в Чек-листе нарушений в указанный срок, Заказчик совместно с Уполномоченным лицом Исполнителя, составляет Акт о нарушении при оказании услуг по форме Приложения 2 к настоящему договору. В случае неявки Уполномоченного лица Исполнителя, или его отказа от подписания Акта о нарушении при оказании услуг, такой Акт составляется и подписывается Заказчиком в одностороннем порядке.

Указанный в настоящем пункте Акт о нарушении при оказании услуг (в том числе односторонний) дает Заказчику право на применение в отношении Исполнителя санкций, предусмотренных п.5.5. настоящего договора.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что частью 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

В целях защиты имущественных интересов заказчика от недобросовестного поведения победителя закупки при поставках товарах, выполнении работ, оказании услуг по договору, заключаемому по результатам закупки, и вводятся условия и порядок начисления штрафных санкций.

При этом, порядок начисления штрафов исполнителю не относится к процедуре проведения закупки, реализуются сторонами в рамках гражданских правоотношений.

Согласно части 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Заказчик при установлении обжалуемых условий руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Требования, установленные заказчиком в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя ООО «Казань Сервис» о неправомерном отклонении заявки участника.

Согласно пункту 4.2.6 Положения Комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным аукционной документацией.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссией принимается решение о соответствии или несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным аукционной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Положением и принимается решение о допуске участника процедуры закупки или отказе в допуске такого участника закупки.

Заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, в случае:

1) непредставления документов, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки;

2) несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в соответствии со статьей 6 настоящего Положения.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным аукционной документацией по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

По итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок и подведения итогов аукциона, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Указанный протокол должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в аукционе заявок, а также дата и время регистрации заявок;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в аукционе с указанием в том числе:

- количества заявок на участие в аукционе, которые отклонены;

- оснований отклонения каждой заявки на участие в аукционе с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в аукционе с указанием итогового решения Единой комиссии о соответствии таких заявок требованиям аукционной документации;

5) причины, по которым аукцион признан несостоявшимся, в случае признания его таковым.

Участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену договора, и заявка на участие в аукционе которая соответствует требованиям аукционной документации, признается победителем аукциона.

Согласно части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

9) требования к участникам такой закупки;

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №32110660871-01 от 18.10.2021г. заявка заявителя ООО «Казань Сервис» (идентификационный номер 286936) признана несоответствующей требованиям            на основании пункта «д» статьи. 4.4.6 «Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Казань», утвержденного решением Совета Директоров от «14» июля 2021 года протокол № 1-II/21, и «Рассмотрение и оценка Предложений, подведение итогов Предложений» - Единая комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в Запросе предложений, в случае: д) Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет Заявку Участника закупки в случае: несоответствия продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации о закупке; Участник под №1 не соответствует условиям, указанным в технологической карте технического задания, а именно Периодичность обслуживания (Терминал 1) п.4,5, (Внутренних помещений Терминала 1А) п. 3,4 (Внутренних помещений Терминала 2) п. 2,3, в связи с этим комиссия приняла решение не допустить участника до второго этапа.

Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе изучения документации электронного аукциона и заявки участника установлено следующее.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно техническому заданию на комплексную уборку внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2, временный), здания штаба, уборка прилегающей территории терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаба, пешеходной дорожки от гостиницы «Полет» Штаб (файл «ТЗ комплексная уборка 21-22гг. ИТОГОВЫЙ ВАРИАНТpdf-сжатый») заказчиком установлена периодичность уборки, в том числе  периодичность обслуживания (Терминал 1) п.4,5, (Внутренних помещений Терминала 1А) п. 3,4 (Внутренних помещений Терминала 2) п. 2,3 – 1 раз в час, контрольный осмотри выполнение уборки во время и после рейса.

Вместе с тем, приложение №1 к договору (файл «Приложение №1 (ТЗ к ТЗ №1, 1А, 2, 3, 4)» периодичность уборки вышеуказанных помещений установлена – после каждого рейса, контрольный осмотр и выполнение уборки во время рейса.

Таким образом, заказчиком в документации установлены различные требования к периодичности осуществления уборки помещений.

Согласно пояснениям заказчика, при размещении в единой информационной системе документации допущена техническая ошибка.

В ходе анализа заявки заявителя ООО «Казань Сервис» Комиссией установлено, что заявка участника содержала сведения о периодичности в соответствии с требованиями, установленными в приложении №1, а не в техническом задании – «после каждого рейса, контрольный осмотр и выполнение уборки во время рейса», что и послужило основанием для отклонения заявки участника.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что допущенная заказчиком техническая ошибка при осуществлении загрузки документов в единую информационную систему в части наличия различий в сроках и периодичности осуществления комплексной уборки помещений АО «Международный аэропорт «Казань» привело к неправомерному отклонению заявки, так как участник при формировании заявки руководствовался приложением №1 к договору.

Кроме того, указание заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок №32110660871-01 от 18.10.2021г. на пункт «д» статьи. 4.4.6 «Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Казань» является неправомерным и ненадлежащим оформлением протокола, так как указанный раздел Положения регулирует порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, тогда как в рассматриваемом случае заказчик проводит аукцион в электронной форме.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, раздела 4.2.6 Положения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Академия Сервиса» (вх. №14048/ж, 14049/ж от 18.10.2021г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32110660871 на предмет: «Оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2, временный), здания штаба, уборка прилегающей территории терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаба, пешеходной дорожки от гостиницы «Полет» Штаб, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»», частично обоснованной по 1, 2, 3 доводам.

Признать жалобу заявителя ООО «Казань Сервис» (вх. №14207/ж от 20.10.2021г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32110660871 на предмет: «Оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений терминалов (1, 1А, 2, временный), здания штаба, уборка прилегающей территории терминалов (1, 1А, 2), гостиницы «Полет», штаба, пешеходной дорожки от гостиницы «Полет» Штаб, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»», обоснованной.

Признать заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 5 Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», раздела 4.2.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Международный аэропорт «Казань».

Выдать заказчику АО «Международный аэропорт «Казань» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны