Решение №04-04/4751 Решение по делу №016/06/64-570/2020 о нарушении законодатель... от 13 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4751 от 13.04.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя ООО «Антарес», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя (вх.4045/ж от 25.03.2020г.) на действия заказчика КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (ИНН 7703122485) при проведении закупки №0311400000420000004 на предмет: оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд КГМА,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311400000420000004 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 17.03.2020г.

Заказчик – КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 561 800, 00 руб.

По мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода, что у участника нет объективной возможности определить потребность заказчика, так как описание объекта закупки носит необъективный характер.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В разделе Наименование и характеристики расходных материалов ТЗ указано:

1. в п.6: Спирт в составе средства имеется/отсутствует

2. в п.11: Чистящий порошок в своем составе содержит или не содержит абразив.

3. в п. 12: Должна быть в рулоне без втулки /с втулкой

4. в п.17: Контакту с кожей рук подлежит/ не подлежит

5. в п.20: Должна быть однородная однофазная или многофазная жидкость без посторонних примесей. Мыло без запаха отдушки или с запахом отдушки.

6. в п. 23: Изопропиловый спирт в составе моющего средства присутствует/отсутствует

7. в п.32: Средство должно быть гипоаллергенно, безопасно для  здоровья человека, без отдушки /с отдушкой.

8. в п.46: Подходит или не подходит для контакта с кожей рук.

9. в п.47: Средство может не содержать абразив.

10. в п.54:  Подходит для контакта с кожей рук или не подходит для контакта с кожей рук

11. в п.60: Может подлежать контакту с кожей рук

12. в п.62: Предупредительная маркировка на упаковке присутствует/отсутствует, Средство обладает сенсибилизирующим действием или нет.

13. в п 64: NaOCl  отсутствие / наличие

По мнению заявителя, из установленных требований следует, что заказчику безразлично наличие или отсутствие данных свойств, таким образом, в установлении данных требований нет объективной потребности.

Согласно пояснениям заказчика, приведенные в тексте жалобы требования необходимы в целях описания объекта закупки и определения соответствия товара при исполнении контракта.

Следовательно, заказчик установил требования к показателям товара исходя из своих потребностей, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода, что заказчиком установлены излишние требования к товарам, характеристики по которым возможно проверить только опытным путем.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В разделе Наименование и характеристики расходных материалов ТЗ указано:

В п. 2: Уровень полного биологического разложения поверхностно- активных веществ, входящих в состав средства по общему  органическому углероду не менее 70% или по двуокиси углерода должен составлять не менее 60%.Внешний вид: прозрачная однородная слабоокрашенная жидкость. рН (1%-го раствора) 7,5-10,0 ед. Плотность в диапазоне 0,98 – 1,05 г/см3.

В п.5: Зона острого действия > 20. Содержание ПАВ должно быть <5%, содержание отдушки должно быть максимально 5%. Плотность 1,00…1,02 г/см³ при температуре 20°C. Значение pH 5,90 ± 0,20 ед.

В п.8: Плотность при температуре 20°C должна быть 1,00…1,10 г/см³. Значение pH 1% раствора 7,50 ± 0,20 ед

В п.9, п.27: Коэффициент возможности ингаляционного отравления до 29.

В  п.11: Чистящая способность на эмалированной поверхности не должна быть менее 60 %.

В п. 23: Значение рН должно быть от  8,0 ед. Плотность при 20°С в диапазоне от 1,00 г/см3 до 1,30 г/см3. Время воздействия на загрязнение максимально 10 минут. Средняя смертельная концентрация в воздухе больше 50000 мг/м3

В п.24: Максимальное время жизни рабочих растворов  не должно быть  менее 7 суток

В п.43: Зона острого действия больше 18,1.

В п.53: Плотность при плюс 20°C в диапазоне от 1,0 г/см³ до 3,0 г/см³. Показатель pH не менее 5 ед. Биоразлагаемость более 80% Эффективность пятноудаления не менее 90%.

В п. 66: Должен быть жидкий щелочной пенный концентрат, растворяющийся в воде любой жёсткости и температуре, должен обладать обезжиривающим действием. Показатель pH должен быть менее 13,5 ед. Плотность при плюс 20°C должна быть в интервале не более 1,20 г/см³ и более 1,05 г/см³. Средство должно быть химически стабильно в воде и на воздухе, пожаро- и взрывобезопасно. Чистящая способность должна быть не менее 75%. Биоразлагаемость средства должна быть более 85 %.

В п. 67: Эффективность пятноудаления должна быть не менее 90%.  Биоразлагаемость должна быть более 90%.

По мнению заявителя, требования к товарам по данным характеристикам являются излишними, так как данные характеристики возможно проверить только опытным путем.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.

Кроме того, Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Представители заказчика пояснили, данные значения указываются в паспортах изделий, на официальных сайтах производителей и в других открытых источниках, также данные значения возможно уточнить путем официальных запросов к производителям изделий (официальным дилерам производителей).

Кроме того, с целью исключения злоупотреблений правом со стороны недобросовестных участников заказчиком включено в инструкции по заполнению заявок приведенной в пункте 3.3.5 общей части документации положение, что если в описании объекта закупки установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. В случае, если участник закупки имеет возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком в соответствии с государственными стандартами (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя и т.п.), то представленные сведения должны соответствовать государственному стандарту на данные товары (в случае если качество товара регламентируется государственными стандартами и Заказчиком установлено требование о соответствии товара такому государственному стандарту).

Вместе с тем, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении характеристик товара, используемого при оказании услуг, учитывая, что предметом данной закупки является оказание услуг по уборке, участникам достаточно предоставить лишь согласие на оказание услуг с требованиями, установленными в документации.

Таким образом, действия заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара,  показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.

3. Относительно довода заявителя о том, что инструкция заказчика вводит участника в заблуждение.

По мнению заявителя, заказчиком представлена инструкция по заполнению первой части заявки, однако множество положений данной инструкции вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют применить эти положения для правильной подготовки первой части заявки.

Так, в разделе «Наименование и характеристики расходных материалов» указано:

в п.9:  3-4 класс опасности по степени воздействия на организм человека

в п.15: По степени воздействия на организм при введении и желудок относится к 3-4 классу и к 3-4 классу при нанесении на кожу.

в п.22: По степени воздействия на организм человека средство должно относиться к 3-4 классу опасности (вещества умеренно опасные или малоопасные).

В п.3.3.5 ч.1 документации указано «Если минимальные и максимальные значения показателя разделены символом «-», необходимо указать конкретное значение показателя в пределах указанного диапазона допустимых значений, при этом минимальное и максимальное значение не удовлетворяют потребностям заказчика».

Согласно жалобе заявителя, в соответствии с данной инструкцией указать корректно значения классов опасности в вышеописанных характеристиках не представляется возможным, так как значения и 3 и 4 не удовлетворяют потребностям заказчика, а класса опасности между целыми числами 3 и 4 просто не существует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Представители заказчика пояснили, по пунктам 9, 15, 22 Технического задания и соответствующем положении инструкции по заполнению заявок допущена опечатка, не повлиявшая на результат закупки. Так, знак «тире» допускал, в том числе, указание крайних значений. При этом все 10 заявок были допущены до участия в аукционе, аукцион состоялся со снижением до 1 145 991,00 руб. при начальной (максимальной) цене 1 561 800, 00 руб.

Проанализировав представленные материалы Комиссией установлено, что на аукцион было подано 10 заявок, по результатам рассмотрения первых частей заявок до участия в аукционе допущено 10 участников, следовательно, противоречий и трудностей при составлении заявки ни у кого из участников не возникло.

На основании изложенного, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание заказчику не выдавать.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Антарес» (вх.4045/ж от 25.03.2020г.) на действия заказчика КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (ИНН 7703122485) при проведении закупки №0311400000420000004 на предмет: «Оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд КГМА», обоснованной в части второго и третьего довода, первый довод жалобы признан необоснованным.

2. Признать заказчика КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России нарушившим  требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание заказчику не выдавать, ввиду того, что выявленные нарушения вышеуказанных норм не привели к ограничению конкуренции в ходе проведения электронного аукциона.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны