Решение №04-04/5197 Решение по делу №016/07/3-714/2023 от 23 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/5197 от 23.05.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 17.05.2023 г. №17300/Д-28), представителя заявителя АО «Невьянский машиностроительный завод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 13.03.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №75 от 17.05.2023 г.) рассмотрев посредством видеоконференции жалобу АО «Невьянский машиностроительный завод» (вх. № 4712/ж от 11.05.2023 г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" при проведении закупки № 32312342118 на предмет: Поставка вилочного электропогрузчика,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32312342118 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 28.04.2023 года.
Заказчик – ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК".
Начальная (максимальная) цена договора – 4 253 333,33 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявок участников.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр Российской академии наук" (далее – Положение).
Согласно положениям Извещения, закупка осуществляется способом - Запрос оферт в электронной форме.
Исходя из части 3.2 статьи 3 Закона о закупках Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пунктом 1 разделом 1 главой IV Положения установлено, что Запрос оферт – это неконкурентный способ закупки, при котором:
информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения
в Единой информационной системе извещения о проведении запроса оферт, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации
о закупке;
описание предмета закупки осуществляется без соблюдения требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;
победителем признается участник закупки, оферта которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке,
и оферта которого по результатам сопоставления оферт на основании указанных в документации о закупке критериев (критерия) содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно п.п. 5 пункту 2 разделу 1 главы IV Положения Заказчик вправе провести запрос оферт в следующих случаях: закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых Заказчиком за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами
и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами
и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.
При этом в документации о закупке должно содержаться указание
на то, что закупка осуществляется за счет средств соответствующей субсидии (гранта).
В соответствии с п.п. 1 пунктом 6 раздела 1 главы IV Положения Для осуществления запроса оферт Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении запроса оферт и включает в себя следующие сведения:
1) описание предмета закупки без соблюдения требований
части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик неправомерно указал в составе заявки требование о поставке вилочного электропогрузчика конкретной модели, без возможности поставки эквивалентного товара.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что закупочная документация была составлена в полном соответствии с условиями Положения и действующего законодательства о закупках. Кроме того, поставка конкретной модели погрузчика продиктована тем, что указанная модель имеет необходимые для заказчика характеристики, ввиду того, что указанный погрузчик должен проезжать в имеющиеся у заказчика ворота.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит следующему выводу.
В соответствии с положениями Извещения, установлено, что предметом закупки является: Поставка вилочного электропогрузчика Noblelift FE4P35Q для нужд Селекционно-семеноводческого центра ФИЦ КазНЦ РАН.
Указанный электропогрузчик должен иметь следующие характеристики:
Характеристика |
Единица измерения |
Значение |
Тип |
Электрический |
|
Положение оператора |
Сидя |
|
Номинальная грузоподъемность |
Q (кг) |
3500 |
Центр загрузки |
c (мм) |
500 |
Номинальная высота подъема |
h3 (мм) |
5000 |
Свободный подъем |
h2 (мм) |
1334 |
Габаритная высота мачты сложенной (min) |
h1 (мм) |
2388 |
Габаритная высота мачты разложенной (max) |
h4 (мм) |
5979 |
Расстояние от центра оси до вил |
x (мм) |
492 |
Колесная база |
y (мм) |
1700 |
Масса, включая АКБ |
кг |
4700 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось с грузом |
кг |
7360/840 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось без груза |
кг |
1970/2730 |
Тип колес |
Суперэластик |
|
Размер передних (ведущих) колес |
28х9-15-14PR |
|
Размер задних колес |
6.50-10-10PR |
|
Кол-во колес спереди/сзади (х-ведущие) |
2x/2 |
|
Колея передних колес |
b10 (мм) |
1004 |
Колея задних колес |
b11 (мм) |
982 |
Наклон мачты/каретки вил вперед/назад |
α/β (º) |
6/10 |
Высота защитного ограждения (кабины) |
h6 (мм) |
2150 |
Высота сиденья |
h7 (мм) |
1130 |
Высота сцепного устройства |
h10 (мм) |
580 |
Общая длина |
l1 (мм) |
3673 |
Длина до фронта вил |
l2 (мм) |
2603 |
Общая ширина |
b1 (мм) |
1226 |
Размеры вил |
s/e/l (мм) |
50x125x1070 |
Ширина каретки вил |
b3 (мм) |
1100 |
Клиренс под мачтой |
m1 (мм) |
135 |
Клиренс в центре базы |
m2 (мм) |
150 |
Ширина прохода с паллетом 800×1200 |
Ast (мм) |
4242 |
Радиус разворота |
Wa (мм) |
2350 |
Скорость движения (с грузом/ без груза) |
км/ч |
10.ноя |
Скорость подъема (с грузом/ без груза) |
м/с |
0.25/0.33 |
Скорость движения вил вниз (с грузом/ без груза) |
м/с |
<0.6 |
Тяговое усилие (с грузом/ без груза) S2 60 мин |
Н |
3800/2800 |
Преодолимый уклон (с грузом/ без груза) S2 5 мин |
% |
13/15 |
Тормозная система |
Гидравлическая |
|
Мощность двигателя движения S2 60 мин |
кВт |
11 |
Мощность двигателя подъема S3 15% |
кВт |
12 |
Стандарт АКБ |
Li Ion |
|
Напряжение питания, номинальная емкость АКБ K5 |
В/Ач |
Li: 80/300 |
Внешнее автоматическое зарядное устройство |
В наличии |
|
Тип управления ходом |
AC |
|
Рабочее давление навесного оборудования |
МПа |
17,5 |
Расход гидравлического масла навесным оборудованием |
л/мин |
36 |
Уровень шума |
dB(A) |
75 |
Гидравлическая линия для доп. оборудования |
В наличии |
|
Доп. оборудование (ротатор): |
В наличии |
|
Максимальная грузоподъемность |
кг |
3500 |
Масса |
кг |
460 |
Ширина |
мм |
1240 |
Эффективная глубина |
мм |
207 |
Боковое смещение вил |
мм |
+/- 100 |
В соответствии с Положением заказчика, при проведении неконкурентной закупки способом Запрос оферт в электронной форме, заказчик вправе осуществлять закупку без использования положений части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ. При этом, возможность установления неконкурентных способов закупок в Положении, а также условия для проведения таких закупок, прямо обозначено в Законе о закупках.
Таким образом, Комиссией было установлено, что заказчик имел возможность, при осуществлении закупки указанным способом, установить требование о необходимости поставки товара с конкретным наименованием, а именно электропогрузчика Noblelift FE4P35Q.
Таким образом, жалоба заявителя признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя АО «Невьянский машиностроительный завод» (вх. № 4712/ж от 11.05.2023г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" при проведении закупки № 32312342118 на предмет: Поставка вилочного электропогрузчика необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |