Решение №ИП-06/7724 РЕШЕНИЕ по делу № 016/01/15-135/2020 от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/7724 от 10.06.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/15-135/2020 в отношении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неосуществления контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, в отсутствии представителей:

- Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан;

- МКУ «Управление земельных имущественных отношений Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан».

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа № 01/217-пр от 30.05.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является невыполнение органом местного самоуправления в установленный срок требований предупреждения Татарстанского УФАС России № П06-79/2019 (исх. № ИП-06/12257 от 19.08.2019), выданного по итогам плановой выездной и документарной проверки Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено, что бездействие Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в части отсутствия надлежащего контроля за размещением следующих нестационарных торговых объектов, привело к установке следующих нестационарных торговых объектов: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56); проспект Строителей 2г (у входа торгового центра «Бэхет»); проспект Строителей 2ж (рядом с торговым павильоном); улица Сююмбике 71А (согласно приложению к акту фиксации).

Предупреждение № П06-79/2019 (исх. № ИП-06/12257 от 19.08.2019) Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, было получено посредством системы электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоенным входящим номером (вх. № 11479-ВхП от 20.08.2019).

Срок исполнения предупреждения (с учетом продлений исх. № ИП-06/14502 от 26.09.2019, исх. № ИП-06/17023 от 14.11.2019) Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – 10.01.2020.

Таким образом, 10 января 2020 года истек срок исполнения предупреждения № П06-79/2019.

По мнению Татарстанского УФАС России, Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района не были приняты все зависящие от него меры, направленные на освобождение земельных участков от нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56); проспект Строителей 2г (у входа торгового центра «Бэхет»); проспект Строителей 2ж (рядом с торговым павильоном); улица Сююмбике 71А (согласно приложению к акту фиксации).

Татарстанское УФАС России отмечает, в ответ на предупреждение № П06-79/2019, выданное Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, в адрес Татарстанского УФАС России ходатайства о продлении срока рассмотрения направлялись Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В процессе рассмотрения ходатайства (вх. № 218 от 14.01.2020) установлено, что Постановлением Исполнительного Комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 788 от 29.11.2019 утвержден порядок выявления, демонтажа, перемещения и хранения незаконно установленных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, однако отсутствует информация о мерах предпринятых в соответствии с утвержденным порядком, а также о сроках возможного исполнения предупреждения путем реализации процедур предусмотренных вышеуказанным порядком, из чего можно сделать вывод, что Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не совершены действия по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, в ходатайстве не отражены основания, по которым Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан лишен возможности исполнить предупреждение в установленный им срок.

Таким образом, предупреждение Татарстанского УФАС России № П06-79/2019 (исх. № ИП-06/12257 от 19.08.2019), выданное Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, в установленный срок исполнено не было, земельные участки не были освобождены от нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома №56); проспект Строителей 2г (у входа торгового центра «Бэхет»); проспект Строителей 2ж (рядом с торговым павильоном); улица Сююмбике 71А (согласно приложению к акту фиксации).

На основании изложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России № 01/26-к от 10.02.2020, о возбуждении дела в отношении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неосуществления контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

Постановлениями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 332 от 27.04.2018, № 333 от 27.04.2018 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно схеме, предусмотрено размещение 120 нестационарных торговых объекта, включая размещение сезонных нестационарных объектов.

Постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23.10.2018 № 925 утвержден порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 31.07.2018 № 604 утвержден порядок  размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица используют в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе проведения плановой проверки Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации от 6 июня 2019 нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Установлено, что нестационарные торговые объекты, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56); проспект Строителей 2г (у входа торгового центра «Бэхет»); проспект Строителей 2ж (рядом с торговым павильоном); улица Сююмбике 71А (согласно приложению к акту фиксации) не предусмотрены схемой размещения НТО согласно Постановлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации представленной Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Управление)

1)  собственником нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Республики Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Химиков, возле дома № 56 является ИП <…..>. Посредством данного нестационарного торгового объекта (торговый павильон) осуществляется продажа продуктов питания.

Данный нестационарный торговый объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № 16:53:040501:3541. Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена.

Согласно информации Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, данный объект включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района РТ, которая утверждена Постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 332 от 27.04.2018 Согласно Протоколу от 13.12.2018 о результатах аукциона № 1, победителем аукциона признан ИП <…..>.  Однако победителем  было направлено заявление об отказе от заключения договора на право размещения вышеуказанного нестационарного торгового объекта.

До утверждения порядка выявления, демонтажа, перемещения и хранения нестационарных торговых объектов, Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан было направлено в адрес <…..>требование об освобождении занимаемой территории и демонтаже торгового павильона.

Так же направлены материалы в Росреестр для привлечения к ответственности. Согласно ответу Росреестра  <…..> привлечен к административной ответственности.

Предписания о демонтаже не выдавались.

Однако, несмотря на заявление направленное ИП <…..> об отказе от заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, ИП <…..> разместил и использовал объект нестационарной торговли без договора, заключённого по результатам открытого аукциона.

Указанное обстоятельство ставит ИП <…..> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, устанавливающими и использующими нестационарные торговые объекты для осуществления предпринимательской деятельности, так как последние вынуждены вступать в конкурентную борьбу и нести финансовые затраты.

К незаконному использованию ИП <…..> Земельного участка привело бездействие Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в отсутствии действий по прекращению незаконных прав владения и пользования земельным участком ИП <…..> .

Также Комиссия отмечает, что вышеуказанное использование земельного участка ИП <…..> нарушает такой принцип земельного законодательства как платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.

Незаконное использование ИП <…..> земельного участка без заключения договора аренды или купли-продажи приводит к упущенной выгоде муниципального бюджета, так как при законном использовании Земельного участка муниципальный бюджет имел бы прибыль от арендных платежей или единого платежа от договора купли-продажи.

2) нестационарный торговый объект с названием «Славица» (киоск по продаже мороженного) по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, дом 2г (у входа торгового центра «Бэхет») расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 16:53:040504:1841, 16:53:040504:1843. Земельные участки находятся в частной собственности у <…..>.

До утверждения порядка выявления, демонтажа, перемещения и хранения нестационарных торговых объектов Управлением было направлено в адрес ООО «Фабрика мороженого «Славица» требование об освобождении занимаемой территории и демонтаже торгового павильона.

Так же были направлены материалы в Росреестр для привлечения к ответственности. Согласно ответу Росреестра ООО «Фабрика мороженого «Славица» не привлечено к административной ответственности.

Предписания о демонтаже не выдавались.

3) нестационарный торговый объект с названием «Славица» (киоск по продаже мороженного) по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике, дом 71А размещен на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040101:15. Земельный участок находится в частной собственности <…..> .  До утверждения порядка выявления, демонтажа, перемещения и хранения нестационарных торговых объектов Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан направлено в адрес ООО «Фабрика мороженого «Славица» требование об освобождении занимаемой территории и демонтаже торгового павильона.

Так же направлены материалы в Росреестр для привлечения к ответственности. Согласно ответу Росреестра ООО «Фабрика мороженого «Славица» не привлечено к административной ответственности.

Предписания о демонтаже не выдавались.

4) собственником нестационарного торгового объекта (киоск по продаже хозяйственных товаров), расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, дом 2ж (рядом с торговым павильоном) на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040504:54 является <…..>. Собственником земельного участка с кадастровым номером 16:53:040504:54 является ООО «Рыночный комплекс».

До утверждения порядка выявления, демонтажа, перемещения и хранения нестационарных торговых объектов Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан направлено в адрес <…..> требование об освобождении занимаемой территории и демонтаже торгового павильона.

Так же направлены материалы в Росреестр для привлечения к ответственности. Согласно ответу Росреестра <…..> привлечена к административной ответственности.

Предписания о демонтаже не выдавались.

Таким образом, согласно материалам, поступившим при рассмотрении дела № 016/01/15-135/2020 нестационарный торговый объект расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040501:3541, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Химиков, возле дома № 56 (торговый павильон ИП <…..>) размещен на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.

Нижеперечисленные нестационарные торговые объекты располагаются на земельных участках находящихся в частной собственности:

нестационарный торговый объект с названием «Славица» (земельный участок с кадастровым номером 16:53:040504:1841, 16:53:040504:184), расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, дом 2г (у входа торгового центра «Бэхет») – киоск по продаже мороженного ООО «Фабрика мороженого «Славица»; 

нестационарный торговый объект с названием «Славица» (земельный участок с кадастровым номером 16:53:040101:15), расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике, дом 71А - киоск по продаже мороженного ООО «Фабрика мороженого «Славица»);

нестационарный торговый объект (земельный участок с кадастровым номером 16:53:040504:54), расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, дом 2ж (рядом с торговым павильоном) - киоск по продаже хозяйственных товаров принадлежащий <…..>.

В ходе рассмотрения дела, с целью подтверждения данных, представленных Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, относительно собственников вышеперечисленных земельных участков, Комиссией был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (исх. №ИП-06/3058 от 11.03.2020) о предоставлении информации о земельных участках с кадастровыми номерами 16:53:040501:3541, 16:53:040504:54, 16:53:040504:1843, 16:53:040101:15.

Данные предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (вх. № 3777 от 20.03.2020) подтвердили информацию, предоставленную Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, относительно собственников вышеуказанных земельных участков.

Согласно постановлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 31.07.2018 № 604 «Об утверждении положения о порядке  размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района РТ», предоставление  заявителям  права  на  размещение  нестационарного  торгового объекта  в  местах,  определенных  схемой  размещения,  осуществляется  на  основании договора  на  право  размещения  нестационарного  торгового  объекта,  заключаемого по результатам торгов,  проводимых в форме открытого аукциона либо без проведения торгов в случаях, установленных настоящим Порядком.

Договор на размещение является документом, подтверждающим право на размещение нестационарного торгового объекта на определенном месте, включенным в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе рассмотрения дела Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не представлен договор подтверждающий право размещения нестационарного торгового объекта расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56).

Согласно данным представленным Управлением Постановлением Исполнительного Комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 788 от 29.11.2019 утвержден порядок выявления, демонтажа, перемещения и хранения незаконно установленных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 016/01/15-135/2020, информации от Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о мерах предпринятых в соответствии с утвержденным порядком, выявления, демонтажа, перемещения и хранения незаконно установленных объектов, не являющихся объектами капитального строительства по отношению к нестационарному торговому объекту расположенному по адресу Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56), не представлено.

Таким образом, Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не выполнены действия, направленные на освобождение земельного участка с кадастровым номером 16:53:040501:3541 от вышеуказанного нестационарного торгового объекта.

Следовательно, нестационарный торговый объект расположенный по адресу Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56) по настоящее время эксплуатируется собственником нестационарного торгового объекта ИП  <…..>, в том числе, из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны  Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, которое выражается в бездействии в части организации работ по освобождению земельных участков от незаконно установленных нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В результате названных действий (бездействия) Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан собственник нестационарного торгового объекта ИП <…..>, находится в преимущественном положении перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, эксплуатируя нестационарный торговый объект, без заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов.

Вследствие бездействия Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выразившегося в неосуществлении должного контроля за установкой нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по выше указанному адресу, а также в непринятии своевременных и достаточных мер по освобождению земельного участка с кадастровым номером 16:53:040501:3541 от нестационарного торгового объекта, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий данный нестационарный торговый объект (ИП <…..>), находился в преимущественном положении по сравнению с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку имел возможность беспрепятственно, осуществлять размещение нестационарного торгового объекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что

1) Исполнительный Комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не осуществлял должного контроля за установкой нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

2) ненадлежащее исполнение контроля Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за установкой нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, позволило собственнику (ИП <…..>) нестационарного торгового объекта пользоваться преимущественным положением по сравнению с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку имел возможность беспрепятственно устанавливать нестационарный торговый объект, без заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов.

3) после обнаружения 24.06.2019 факта незаконной установки нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не предпринято всех необходимых и своевременных мер для освобождения земельного участка от нестационарного торгового объекта.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по неосуществлению должного контроля за установкой нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан расположенного по адресу  Республика Татарстан, г. Нижнекамск, проспект Химиков (возле дома № 56), а также по непринятию своевременных и достаточных мер по освобождению земельного участка от нестационарного торгового объекта расположенного по вышеуказанному адресу, привело к ограничению конкуренции на рынке размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и нарушению запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на рынке предоставления права размещения нестационарных торговых объектов проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок).

Согласно пункту 10.7 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с  24 июня 2019 по апрель 2020 года, соответствующий периоду обнаружения незаконно установленных и эксплуатирующихся нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- товарных словарей или справочников товароведов;

- заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка при определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права размещения нестационарных торговых объектов, может рассматриваться как товар.

Органами местного самоуправления Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на правах собственника муниципального имущества осуществляется правомочие по проведению торгов на право размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Предметом договора является право на размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

С учетом изложенного, в целях настоящего исследования продуктовые границы рынка определяются как предоставление права заключения договора на размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

Так как товаром является предоставление права заключения договора на размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, следовательно, продавцом такого права может быть собственник - органы местного самоуправления Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан). В связи с тем, что в границах одного муниципального района существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выступает единственным продавцом на рынке предоставления права заключения договора на размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом, географические границы рынка по предоставлению права  заключения договора на размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, в рассматриваемом случае определены территорией Нижнекамского муниципального района.

Таким образом, указанный нестационарный торговый объект (торговый павильон) размещенный, на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040501:3541 государственная собственность на который не разграничена, как говорилось ранее эксплуатируется ИП <…..> без заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Размещение нестационарного торгового объекта без заключения договора  на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, к участию в торгах.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, под муниципальным контролем подразумевается работа местных органов власти по организации и исполнению в рамках данного территориального образования контроля за соблюдением физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями, правил землепользования, зафиксированных положениями местных нормативных актов.

Муниципальное законодательство предусматривает необходимость исполнения предписаний действующих нормативных актов, разработки и проведения надлежащих проверок в отношении землепользования, а также устанавливают определенный орган, в компетенцию которого входит реализация указанных норм.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов и без заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в части отсутствия надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – также Закона о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 016/01/15-135/2020.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Соответствующие предписания, адресованные органам местного самоуправления, должны быть направлены на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Комиссией установлено, что Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в должной мере не осуществлял контроль за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или может привести к ограничению конкуренции.

В целях устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства и восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежит совершить действия направленные на демонтаж незаконно установленного нестационарного торгового объекта.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (423575 РТ, Нижнекамский район, город Нижнекамск, Проспект Строителей, дом 12, ОГРН: 1061651000531, ИНН: 1651044881, КПП: 165101001) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или может привести к ограничению конкуренции.

Выдать Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны