Решение №ИП-06/1044 Решение по делу №016/01/16-1746/2019 от 30 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ИП-06/1044 от 30.01.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/16-1746/2019 по признакам нарушения МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и ИП Хайрутдиновым Р.Р. части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в присутствии:

– <…> МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» <…>, Распоряжение Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № <…> от <…>;

– представителя ИП Хайрутдинова Р.Р. по доверенности № <…> от <…> <…>;

– в отсутствие представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) на рассмотрение поступило обращение гр. <…> (вх. <…> от <…>) по вопросу заключения контракта между МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдиновым Р.Р. на снос 162 аварийных домой в Зеленодольском районе без проведения конкурентных процедур.

В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением был направлен запрос информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных сведений и материалов в ответ на запрос информации Татарстанским УФАС России был издан Приказ от 17.10.2019 №01/408-к о возбуждении дела №016/01/16-1746/2019 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдинова» по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарным рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/16-1746/2019, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

24 июня 2019 году между МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (далее также – заказчик) и ИП Хайрутдиновым Р.Р. (далее также – индивидуальный предприниматель) заключен муниципальный контракт №12 на снос жилых домов в Зеленодольском районе Республики Татарстан (162 дома) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), цена контракта 80396867,31 рублей.

Согласно Отчету об обосновании закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, представленному ответчиками, в качестве обоснования невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика указано следующее:

«В связи с нахождением зданий в аварийном состоянии имеется возможность свободного проникновения граждан внутрь строений; результатом данных проникновений зачастую является возникновение пожаров. В зоне риска в результате данных пожаров попадают сами граждане, проникающие в указанные здания, а также жильцы близлежащих домов, чьей жизни, здоровью и имуществу предоставляется угроза. В результате аварийности данных домов и износа водопроводных сетей особую тревогу вызывает отсутствие в данных районах возможности использовать противопожарное водоснабжение для тушения указанных пожаров. Следовательно, заключение муниципального контракта через проведение торгов не представляется возможным».

Согласно письменным и устным пояснениями представителей ответчиков, 30 апреля 2019 г. в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) поступило письмо ФГКУ «8 отряд ФПС по Республике Татарстан» (исх. №1-23 от 30.04.2019) о принятии мер, в соответствии с которым Исполнительному комитету рекомендовалось принять экстренные меры, направленные на снос аварийных и расселенных домов в связи с частым возникновением в них пожаров и загораний.

На основании вышеуказанного письма было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района (далее – Комиссия ЧС и ОПБ), в ходе которого было принято решение от 31.05.2019 г. № 19 (далее – Решение).

Согласно тексту Решения, в аварийных домах, подлежащих сносу, на территории Зеленодольского муниципального района, произошел ряд несчастных случаев, в результате которых, в том числе, пострадали граждане. Связанны произошедшие случаи с тем, что у граждан имеется свободная возможность проникновения внутрь строений. Кроме того, в аварийных домах зафиксировано 51 факт пожаров и загораний.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуация, возникновения пожаров в аварийных расселенных домах на территории города Зеленодольска в 1 пункте резолютивной части вышеуказанного Решения среди прочего указано следующее:

«1. Заместителю руководителя исполнительного комитета Зеленодольского МР РТ Котельникову Р.О., руководителю МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР» Антонову А.О.:

– провести мероприятия по определению подрядчика для проведения работ по сносу аварийных домов в соответствии с действующим законодательством».

Таким образом, согласно доводам ответчиков, муниципальный контракт был заключен с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур на основании решения Комиссии ЧС и ОПБ.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 24 Закон о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с частью 5 статьи 24 заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом, заказчик не вправе совершать действий, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу части 2 статьи 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 N Д-28и-2188 в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, когда применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Исходя из смысла вышеуказанных положений следует, что заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

К квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), относится чрезвычайность и непредотвратимости обстоятельств при данных условиях и невозможность их предотвращения.

Для отнесения к обстоятельствам непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, необходимо, чтобы эти обстоятельства имели чрезвычайный характер, то есть быть настолько непредсказуемыми и неожиданными, что заранее предвидеть их наступление было невозможно.

При этом согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, основания для заключения контракта у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товара, предоставления услуг и, соответственно, запланировать подобные нужды.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно части 4 статье 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Определением о назначении дела №016/01/16-1746/2019 к рассмотрению от 31 октября 2019 г. Татарстанским УФАС России были запрошены все постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу за период с 2009 г.

Исполнительным комитетом представлены копии двух постановлений:

– Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. №2993, согласно которому 168 многоквартирных домов на территории муниципального района признаны аварийными и подлежащими сносу;

– Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 декабря 2011 г. №2425, согласно которому 165 многоквартирных домов на территории муниципального района признаны аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, у Исполнительного комитета имелась реальная возможность прогнозировать и контролировать ситуацию в течение продолжительного периода времени, а соответственно, заказчик обладал информацией о неудовлетворительном состоянии аварийных домов и имел возможность применения конкурентных способов определения поставщика с момента принятия постановлений о признании многоквартирных домов на территории Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу.

Кроме этого, заключение контракта с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допустимо вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, что подразумевает именно ликвидацию последствий, возникших вследствие аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Однако из текста Решения Комиссии ЧС и ОПБ, на основании которого был заключен контракт с единственным поставщиком, следует, что мероприятия по определению подрядчика для проведения работ по сносу аварийных домов необходимо провести в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Также, исходя из текста Решения Комиссии ЧС и ОПБ следует, что за 2018 г. зафиксировано 29 фактов пожаров и загораний в аварийных домах, за пять месяцев 2019 г. – 22 факта.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Муниципальный контракт от 24 июня 2019 г. № 24 при этом заключен на снос 162 домов, что значительно превышает объем и количество домов, в которых зафиксированы факты возникновения пожаров и возгораний, указанные в решении Комиссии ЧС и ОПБ.

Таким образом, объем и виды работ, перечисленных в техническом задании к муниципальному контракту от 24 июня 2019 г. №24, направлены на устранение причин возникновения чрезвычайных ситуаций путем сноса 162 аварийных домов, а не на ликвидацию вышеуказанных чрезвычайных ситуаций, а соответственно, не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку необходимость по проведению указанных работ возникла не одномоментно и не носила стихийного характера, а являлась прогнозируемой в течение длительного промежутка времени, а именно с 2009 года.

Между тем, к понятию непреодолимой силы относятся чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Кроме того, следует отметить, что решением Комиссии ЧС и ОПБ не определен способ заключения контракта, соответственно, указанное решение не может являться основанием для заключения муниципального контракта от 24 июня 2019 г. №12 с единственным поставщиком.

На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что заключение муниципального контракта от 24.06.2019 №12 является следствием несвоевременного принятия мер заказчиком по сносу аварийных домов, а не ликвидации чрезвычайной ситуации.

В ходе заседания комиссии по рассмотрению дела 016/01/16-1746/2019 представителями ответчиков было пояснено, что снос аварийных домов не был произведен ранее, так как в 2013 г. была принята муниципально-адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Зеленодольском муниципальном района на 2013-2016 годы (далее – Программа), а непосредственно мероприятия по расселению жильцов происходили лишь в 2016-2017 гг.

В соответствии с паспортом Программы основными задачами Программы являются:

– переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным;

– снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

– создание условий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Срок реализации Программы – 2013-2016 годы.

В качестве объема и источников финансирования программы определено, что финансирование осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (в размере 1 363 081 109,06 руб.) и бюджета Республики Татарстан (в размере 116 552 566,25 руб.)

Исполнителем основных мероприятий Программы является Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом, Исполнительному комитету были отведены определенный срок и средства для выполнения Программы и реализации ее задач, соответственно, у Исполнительного комитета имелась возможность своевременно организовать работу по сносу аварийных домов в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, по мнению комиссии Татарстанского УФАС России, заключение муниципального контракта на снос 162 домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе неправомерно и не соответствует принципам открытости и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Также в ходе рассмотрения дела №016/04/16-1746/2019 было установлено, что <…> МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» <…> постановлением Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан (далее – Департамент казначейства) признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На основании проведенной внеплановой проверки на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд РТ Департаментом казначейства были обнаружены нарушения в действиях должностного лица МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» <…> в части заключения муниципального контракта от 24 июня 2019 г. №24 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в постановлении Департамента казначейства указано следующее: «В материалах дела отсутствуют и к моменту составления протокола не представлены документы, доказывающие наличии обстоятельств непреодолимой силы и оснований заключения контракта на снос жилых домов в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе».

Таким образом, привлечение к административной ответственности должностного лица МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» по факту отсутствия правовых оснований для заключения муниципального контракта с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе подтверждает довод комиссии Татарстанского УФАС России о неправомерности обхода заказчиком конкурентных процедур.

В ходе рассмотрения дела №016/01/16-1746/2019 комиссией Татарстанского УФАС России на основании представленных ответчиками сведений установлено, что 29 мая 2019 г. было принято Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан №1237-р о выделении Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан средств для предоставления в установленном порядке субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на софинансирование расходных обязательств, связанных с организацией благоустройства территории в части осуществления сноса аварийных жилых домов на территории Республики Татарстан.

Приложением №1 к вышеуказанному Распоряжению определены муниципальные районы Республики Татарстан и распределены размеры выделяемых субсидий.

Согласно вышеуказанному приложению Зеленодольскому муниципальному району Республики Татарстан на снос 162 аварийных домов выделена субсидия в размере 81 017,519 тыс. руб.

Татарстанским УФАС России был проведен мониторинг информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (сайт zakupki.gov.ru), в ходе проведения которого установлено, что после принятия Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан №1237-р от 29 мая 2019 г. органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан осуществляют закупки услуг по сносу аварийного жилья на территории муниципальных районов в порядке, установленном Законом о контрактной системе, на конкурентной основе.

Информация о проводимых органами местного самоуправления муниципальных районов и образований Республики Татарстан закупках в целях организации проведения работ по сносу аварийного жилья в 2019 г. представлена в следующей таблице:

 

Муниципаль-ный район

Размер субсидии тыс. руб.

№ и дата извещения

НМЦК

Победитель

Сумма контракта

Остальные участники

Алексеевский

416,246

0111300003019000044 от 25.06.2019

416245.00

ИП Камалов А.И.

364 214,25

ИП Камалов А.И.

Якупов И.Н.

Альметьевский

2 329,056

0111300063219000980 от 22.07.2019

2329056.00

ООО"СтройСервис"

2 317 410,72

ООО"СтройСервис"

Бугульминский

1 526,641

0111300064719000039 от 29.07.2019

1541941.00

НЕ ЗАЯВИЛИСЬ

0111300064719000049 от 08.08.2019

1541941.00

ООО «ТрансСтрой»

1 541 941,00

ООО «ТрансСтрой»

Буинский

681,195

0111300095519000094 от 08.07.2019

681195.00

ООО "АРБИТР-НН"

398 820,70

ООО "АРБИТР-НН"

Верхнеуслонский

274,923

0111300059619000061 от 16.07.2019

274923.00

<…>

274 923,00

<…>

Елабужский

1 648,606

0111300101619000358 от 07.10.2019

1665092.06

ООО «САРИХАТ»

1 656 766,60

ООО «САРИХАТ»

ООО «НУР ДЕВЕЛОПМЕНТ»

Камско-Устьинский

1 098,97

0111300010719000033 от 18.07.2019

1109959.00

<…>

993 413,20

<…>

<…>

Кукморский

1 697,408

0111300036819000190 от 27.09.2019

865524.00

ОТМЕНЕН

0111300036819000203 от 16.10.2019

865524.00

ООО «Экострой»

 

675 972,38

ООО «Экострой»

ООО «СТС»

Лаишевский

1 941,983

0311300226419000094 от 01.11.2019

1923216.13

ООО «Юлдыз»

1 269 322,33

ООО «Юлдыз»

ООО «РСУ «Партнер»

ООО «РСК «Статика»

ООО «Русбизнес»

ООО «Нэк «Авангард»

Лениногорский

557,241

0111300000419000159 от 10.10.2019

562813.00

ООО «Трансстроймонтаж»

498 089,39

ООО «Трансстроймонтаж»

ООО «Русбизнес»

Мензелинский

1 365,053

0111300060619000140 от 11.09.2019

 

1189111.00

МУП «Чистый город»

 

175 142,24

МУП «Чистый город»

<…>

ООО «Артстрой»

Сороколетова А.В.

ООО «Русбизнес»

Пестречинский

3 321,542

0111300006119000193 от 09.08.2019

3300000.00

ООО «Вершина»

2 263 800,00

ООО «Вершина»

ООО «А.М.Групп»

ООО «Сапсан»

Спасский

2 503,415

0111300084619000051 от 21.08.2019

2195395.20

ООО «Чистый город»

1 855 108,82

ООО «Чистый город»

ООО «Сапсан»

Тетюшский

396,49

0111300006219000068 от 25.09.2019

400454.90

<…>

337 986,38

<…>

ООО «Аква-Августэ»

ООО «Артстрой»

 

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что органами местного самоуправления Республики Татарстан в целях организации работ по сносу аварийных домов на территории муниципальных районов Республики Татарстан заключаются муниципальные контракты по результатам проведения конкурентных процедур.

Исходя из информации, указанной в таблице, установлено, что при проведении конкурентных процедур наблюдается значительное снижение начальной максимальной цены контракта, при этом, следует отметить, что НМЦК формируется из размера выделенных бюджетам муниципальных образований субсидий Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2019 г. №1237-р.

То есть органы местного самоуправления муниципальных районов находятся в равных условиях, им выделены определенные средства для организации мероприятий по сносу аварийных домов на территории подведомственных территорий для дальнейшего целевого использования выделенных средств в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в ходе изучения проводимых муниципальными районами закупок Татарстанским УФАС России выявлено, что товарный рынок является высококонкурентным, установлено наличие большого количества заинтересованных в выполнении работ по сносу аварийных домов хозяйствующих субъектов. Причем ряд хозяйствующих субъектов, например, ООО «Русбизнес», ООО «Сапсан», <…> являются участниками закупок в нескольких различных муниципальных районах Республики Татарстан, то есть их деятельность не ограничена определенной территорией.

Кроме этого, исходя их ответа Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на определение об отложении рассмотрения дела от 19 ноября 2019 г., установлено, что в 2018 г. была проведена закупка на снос нежилых домов по ул. Загородная, д. 6, 15 в г. Зеленодольск.

18 июня 2018 г. на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок. Информация о проведенной закупке изложена в следующей таблице:

 

Реестровый номер закупки, заказчик

Наименование закупки

Победитель

Сумма контракта

Остальные участники

0111300095218000066, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района

Снос нежилых домов по ул. Загородная д. 6,15 в г. Зеленодольск

<…>

239000

ИП Мустафин Б.М., ООО «Вест Групп»

 

Исходя из вышеуказанной информации, установлено, что за период с 2009 г., то есть с момента признания домов аварийными и подлежащими сносу, была предпринята лишь одна попытка осуществить работы по сносу таких домов в соответствии с действующим законодательством, то есть посредством проведения конкурентных процедур.

Кроме того, информация о проведенном в 2018 г. запросе котировок на снос аварийных домов в г. Зеленодольск подтверждает наличие заинтересованных лиц по выполнению работ по сносу домов, так как котировочные заявки были направлены несколькими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, комиссией Татарстанского УФАС России сделан вывод об имеющейся у заказчика возможности заключения муниципального контракта на снос аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района посредством проведения конкурентных процедур.

В ходе рассмотрения дела №016/01/16-1746/2019 комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было направлено три коммерческих предложения по сносу 162 аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района, включая коммерческое предложение ИП Хайрутдинова Р.Р.

Так, ООО «Тера», организацией, занимающейся сносом и демонтажем по Республике Татарстан, заявлено ценовое предложение на сумму 106000 тыс. руб., а ИП Залялиевым Р.С. – на сумму 120000 тыс. руб., ИП Хайрутдиновым Р.Р. же направлено коммерческое предложение на сумму 80396867,31 рублей.

Следует отметить, что во всех коммерческих предложениях указано точное количество аварийных домов, подлежащих сносу. То есть хозяйствующим субъектам, подавшим коммерческие предложения на снос аварийных домов, было заведомо известно количество домов, подлежащих сносу.

При этом в ходе рассмотрения дела представители МКУ «Департаментом жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района отрицали наличие запроса коммерческих предложений, направленных в адрес хозяйствующих субъектов, либо размещенных в открытом доступе.

Вместе с тем, 162 дома, подлежащие сносу, находились не только на территории г. Зеленодольск, но на территории всего Зеленодольского района, включая, например, п.ж.д. Ходяшево, с. Ходящево, п. Новониколаевский, пгт. Васильево, с. Нурлаты.

При таких условиях, следует вывод ответчиков о том, что вышеуказанными хозяйствующими субъектами было самостоятельно подсчитано количество домов, подлежащих сносу, то есть были затрачены определенные средства на проведение необходимых процедур, исследование всей территории Зеленодольского района на предмет наличия домов, находящихся в аварийном состоянии и подлежащих сносу, по состоянию на дату направления коммерческих предложений.

Однако доказательств вышеуказанных действий хозяйствующих субъектов в материалах дела №016/01/16-1746/2019 не содержится.

При данных обстоятельствах, по мнению Татарстанского УФАС России, МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» в приоритетном порядке, неофициально была направлена информация отдельным хозяйствующим субъектам о количестве аварийных домов, подлежащих сносу, что ставит их в неравное положение с иными участниками товарного рынка.

Заказчиком – МКУ «Департаментом жилищной политики Зеленодольского муниципального района» – муниципальный контракт от 24 июня 2019 г. №12 на снос аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района был заключен в обход конкурентных процедур с единственным поставщиком, в качестве которого был выбран ИП Хайрутдинов Р.Р. (ОГРНИП: 319169000101825, ИНН: 164809894840, дата присвоения ОГРНИП: 19.06.2019).

Необходимо отметить, что, согласно Уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе (№517218794 от 19.06.2019), Хайрутдинов Рустам Ринатович в качестве индивидуального предпринимателя поставлен на учет 19 июня 2019 г., то есть фактически за пять дней до заключения муниципального контракта от 24 июня 2019 г. №12.

Согласно устным пояснениям представителя ИП Хайрутдинова Р.Р. (далее также – индивидуальный предприниматель) в ходе заседания комиссии 10 декабря 2019 г., в качестве индивидуального предпринимателя Хайрутдинов Р.Р. был зарегистрирован в целях подачи заявки и выполнения работ по сносу домов на территории Зеленодольского муниципального района. Коммерческое предложение было направлено в адрес руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно в связи с предположением ИП Хайрутдинова Р.Р. о возможности проведения работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Согласно письменным пояснениям ИП Хайрутдинова, потребность органа местного самоуправления в проведении работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района была очевидной и являлась общедоступной публичной информацией.

При этом, согласно пояснениям представителя ИП Хайрутдинова Р.Р. в ходе заседания комиссии Татарстанского УФАС России, а также согласно письменным пояснениям ИП Хайрутдинова Р.Р., представленным в ответ на определение об отложении рассмотрения дела №016/01/16-1746/2019 от 19 ноября 2019 г., ИП Хайрутдиновым Р.Р. до направления коммерческого предложения был составлен локально-сметный расчет на один дом, была выявлена средняя цена на дом. В дальнейшем на основании рассчитанной на один дом суммы была рассчитана сумма на 162 аварийных дома, подлежащих сносу. Исходя из пояснений представителя ИП Хайрутдинова Р.Р., локально-сметный расчет был составлен индивидуальным предпринимателем по собственной инициативе, на личные средства.

Согласно сведениям, представленным ИП Хайрутдиновым Р.Р. в ответ на определение об отложении дела №016/01/16-1746/2019 от 19 ноября 2019 г., сотрудники в штате отсутствуют. Кроме этого, исходя из письменных пояснений индивидуального предпринимателя, в его собственности имеется следующее движимое имущество: два самосвала MAN, один камаз-сортиментовоз с КМУ с прицепом.

Исходя из объема работ и срока выполнения работ, определенных муниципальным контрактом от 24 июня 2019 г. №12 и техническим заданием к нему, является невозможным надлежащее исполнение муниципального контракта с использованием лишь трех единиц техники и при отсутствии штата квалифицированных сотрудников.

В связи с этим в целях исполнения муниципального контракта ИП Хайрутдиновым Р.Р. был заключен ряд договоров, в том числе договоры аренды спецтехники, договоры оказания транспортных услуг, договоры на поставку горюче-смазочных материалов.

Вместе с тем комиссия считает необходимым отметить, что один из договоров поставки горюче-смазочных материалов (№/н от 22.07.2019 г.) заключен между ИП Хайрутдиновым Р.Р. и ИП Залялиевым Р.С. Последний является одним из хозяйствующих субъектов, подавших коммерческое предложение с целью выполнения работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района.

Таким образом, комиссия приходит к выводу, что индивидуальные предприниматели, будучи осведомленными о заинтересованности друг друга в заключении муниципального контракта на снос аварийных домов, имели возможность взаимодействовать в целях заключения муниципального контракта на снос аварийных домов именно с ИП Хайрутдиновым Р.Р., что свидетельствует о наличии доверительных отношений между указанными лицами.

Таким образом, на основании вышеизложенного установлено, что Хайрутдинов Р.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя лишь с целью подачи заявки и дальнейшего осуществления работ по сносу аварийных домов в рамках муниципального контракта. При этом ИП Хайрутдиновым Р.Р. были приложены собственные усилия и затрачены личные средства для проведения предварительного локально-сметного расчета стоимости домов.

По мнению комиссии Татарстанского УФАС России, вышеуказанные действия ИП Хайрутдиновым Р.Р. могли быть совершены лишь при его уверенности в дальнейшем заключении муниципального контракта с ним в качестве поставщика, а заключение заказчиком в лице МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» муниципального контракта именно на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе было проведено с целью предоставления ИП Хайрутдинову Р.Р. гарантированных преимуществ в ущерб другим хозяйствующим субъектам, заинтересованным в выполнении работ по сносу аварийного жилья.

На основании вышеизложенного, следует вывод о том, что ИП Хайрутдинов Р.Р. и МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района», действуя в своих интересах в целях заключения муниципального контракта, ущемил права других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, тем самым ограничив конкуренцию.

Кроме того, примечательно, что ИП Хайрутдинов Р.Р. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован за пять дней до заключения муниципального контракта, соответственно, у ИП Хайрутдинова Р.Р. отсутствовал опыт выполнения необходимых в рамках заключенного муниципального контракта работ.

Соответственно, у МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» в качестве заказчика не было никаких объективных оснований полагаться на надежность, квалификацию и опыт данного индивидуального предпринимателя. При этом, в ходе рассмотрения дела не было представлено обоснований и пояснений относительно выбора в качестве подрядчика ИП Хайрутдинова Р.Р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. №99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов, товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее – Требования).

Пунктом 1 вышеуказанного Постановления установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Пункт 2 Приложения №1 Требований изложен следующим образом:

 

Наименование товаров, работ, услуг

Дополнительные требования к участникам закупки

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

 

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанной нормы, проведение конкурентных процедур на выполнение работ по сносу аварийных домов подразумевает предъявление дополнительных требований, указанных в вышеприведенной таблице, к подрядчику.

То есть в случае проведения конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе у МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» отсутствовала бы возможность заключения муниципального контракта с ИП Хайрутдиновым Р.Р., так как в силу регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя незадолго до заключения муниципального контракта от 24 июня 2019 г. №12 ИП Хайрутдинов Р.Р. не смог бы претендовать на заключение муниципального контракта на снос аварийных домов в связи с несоответствием вышеуказанным Требованиям.

На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России считает, что заказчик намеренно ушел от проведения конкретных процедур, в целях предоставления преимуществ индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства на основании совокупности следующих обстоятельств:

Муниципальный контракт от 24.06.2019 г. №12 был заключен в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной в отсутствие оснований для применения указанной нормы в качестве обоснования заключения муниципального контракта с единственным поставщиком;

Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района не является надлежащим обоснованием для заключения муниципального контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района не закрепляет необходимость заключения муниципального контракта с единственным поставщиком;

Отказ заказчика от проведения конкурентных процедур при наличии возможности и обширного промежутка времени для выбора поставщика в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе;

Наличие заинтересованных лиц по выполнению работ по сносу аварийных домов при возможности проведения конкурентных процедур;

Непринятие заказчиком мер по сносу домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в течение длительного промежутка времени, начиная с 2009 г.;

Отсутствие обоснования выбора ИП Хайрутдинова Р.Р. в качестве единственного поставщика;

Отсутствие у ИП Хайрутдинова Р.Р. технических и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по сносу аварийных домов, определенных муниципальным контрактом и техническим заданием;

Отсутствие у ИП Хайрутдинова Р.Р. опыта по выполнению работ по сносу аварийных домов;

Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя Хайрутдинова Р.Р. менее, чем за неделю до дня заключения муниципального контракта;

Заблаговременная осведомленность ИП Хайрутдинова Р.Р. о количестве и объеме работ, подлежащих выполнению в рамках муниципального контракта.

На основании вышеизложенного, по мнению Татарстанского УФАС России, действия МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдинова Р.Р. по заключению муниципального контракта без проведения торгов фактически направлены на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к товарному рынку по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом, непроведение конкурентных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

По мнению комиссии Татарстанского УФАС России, действия МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдинова Р.Р., совершенные при заключении муниципального контракта от 24 июня 2019 г. № 12, свидетельствуют о наличии достигнутого соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо установить товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию в его географических границах. В связи с этим проведен анализ состояния конкуренции.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 Порядка.

Согласно пункту 10.8 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразности принять 2018-2019 гг. – период, в который были проанализированы сложившиеся рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков.

Принимая во внимание предмет муниципального контракта, заключенного между МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдиновым Р.Р., продуктовые границы товарного рынка можно определить как оказание услуг по сносу аварийных домов.

Согласно подпункту «в» пункта 10.8 Порядка при определении географических границ могут приниматься во внимание, среди прочего, границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Учитывая, что исследование товарного рынка по оказанию услуг по сносу аварийных домов на территории Республики Татарстан позволило выявить наличие обширного числа хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, географическими границами товарного рынка целесообразно определить Республику Татарстан.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют антимонопольному органу сделать вывод о наличии соглашения между МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдиновым Р.Р. Целью заключения указанного муниципального контракта было предоставление гарантированных преимуществ определенному, конкретному хозяйствующему субъекту, что привело к ограничению конкуренции на являющемся высококонкурентным товарном рынке, а соответственно, неправомерное и нецелевое использование денежных средств в рамках заключенного муниципального контракта.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких-либо правовых оснований.  

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и ИП Хайрутдинова Р.Р. как нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-1746/2019.

На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 21 января 2020 г. представитель ИП Хайрутдинова Р.Р. выразил несогласие с заключением об обстоятельствах дела в связи с отсутствием в их действиях антиконкурентного соглашения.

Представитель МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» также отрицал наличие антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и индивидуальным предпринимателем, указывал на наличие чрезвычайной ситуации, по причине которых и был заключен муниципальный контракт на снос аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

 Также представителем МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» было представлено соглашение о расторжении к муниципальному контракту №12 от 24.06.2019 г., в соответствии с которым установлено, что указанный контракт был исполнен на сумму 74015976 рублей 75 копеек.

Вместе с тем Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев вышеуказанные доводы ответчиков в совокупности с установленными в рамках рассмотрения дела доказательствами, пришла к выводу о несостоятельности возражений. Доводы ответчиков не подтверждены документально и не опровергают совокупность прямых и косвенных доказательств, отраженных Комиссией Татарстанского УФАС России в заключении об обстоятельствах рассматриваемого дела.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.        

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России:

– при реализации антиконкурентного соглашения между МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района» и ИП Хайрутдиновым Р.Р. незаконно полученный доход индивидуального предпринимателя составил 74 015 976,75 рублей.

Таким образом, Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и ИП Хайрутдинова Р.Р. в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, как нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать МКУ «Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1648037595; ОГРН 1141673000369; 422540, РТ, г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41 А) и ИП Хайрутдинова Р.Р. (ИНН 164809894840; ОГРНИП 319169000101825; 422540. РТ, г. Зеленодольск, ул. К. Маркса, д.51, кв.44) нарушившими требования части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по осуществлению работ по сносу аварийных домов на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан;

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии

<…>

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны