Решение №ВЧ-08/12227 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28-1334/2022 о нарушении законодател... от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28-1334/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ВЧ-08/12227 от 04.10.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: 165060676562, ОГРНИП: 322169000037355, дата присвоения ОГРНИП: 15.02.2022) по факту распространения рекламы с текстом: «Автозайм №1», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение Волго-Вятского ГУ Банка России (вх. №59-ДСП от 04.08.2022 г.) по факту распространения рекламы ИП <…> с текстом: «Автозайм №1», не имея статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоя в государственных реестрах, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

На территории Республики Татарстан и Удмуртской Республики осуществляет деятельность ИП <…> (ИНН: 165060676562, ОГРНИП: 322169000037355, дата присвоения ОГРНИП: 15.02.2022).

Волго-Вятским ГУ Банка России установлено следующее:

- по адресу г. Казань, ул. Ямашева, д. 42А, офис 1: внутри здания в непосредственной близости от входа в офис размещена табличка с текстом «Автозайм №1. Деньги под ПТС и недвижимость»;

- по адресу г. Альметьевск, ул. Тухватуллина, д. 1/5: в помещении офиса на стенах размещены таблички с текстом: Автозайм №1. Деньги под недвижимость», «автозайм №1. Деньги под залог авто», «автозайм №1. Деньги под ПТС»;

- по адресу г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, д. 22, стр. 5: в здании офиса размещена следующая информация: Автозайм №1. Деньги под ПТС. Деньги под залог авто. Срочный выкуп.». Непосредственно в здании офиса на стенах размещена информация со следующим содержанием: «Автозам №1. Деньги под недвижимость», «Автозайм №1. Деньги под залог авто», «Автозайм №1. Деньги под ПТС». Кроме того, посетителям офиса доступны визитки, а также брошюры, содержащие сведения о возможности получения займов;

- по адресу г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 4Е: справа и слева от входа в офис на стенах размещена следующая информация «деньги под ПТС (от 0,1% в день)», «Деньги под залог недвижимости. Приведи друга и получи 5 000 рублей»;

- по адресу г. Ижевск, Воткинское шоссе, д. 17: на фасаде здания размещен баннер с тестом «Отказывают в кредите? Деньги под ПТС. Автозайм1.рф».

По информации, полученной Волго-Вятским ГУ Банка России от сотрудников, находящихся в офисах «Автозайм№1», «Автозайм1.рф», расположенных по указанным выше адресам, гражданам предоставляются денежные займы под залог автомобилей и паспортов транспортных средств (ПТС). При залоге автомобиля или ПТС денежные средства предоставляются в размере от 20 тысяч рублей до 1,5 млн. руб., но не более 50% о стоимости передаваемого в залог автомобиля. Оценка автомобиля осуществляется непосредственно компанией «Автозайм №1». Денежные средства предоставляются под 6% в месяц. Срок займа определяется индивидуально. Возможно досрочное погашение. Для заключения договора необходимы следующие документы: паспорт гражданина, паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства. Автомобиль остается у клиента.

Таким образом, информация, размещенная в местах нахождения офисов «Автозайм №1», «Автозайм1.рф» свидетельствует об осуществлении деятельности по выдаче займов.

Исходя из рекламного объявления, сведения о компании «Автозайм №1» размещены на сайте avtozaim1.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со скриншотами, направленными Волго-Вятским ГУ Банка России, на главной странице сайта avtozaim1.ru размещена, в том числе, следующая информация о компании: «Автозайм №1»: быстрое решение финансовых проблем. Обеспечением для автозайма становится автомобиль пользователя, на котором он продолжает ездить даже после получения денег. Мы высвобождаем ликвидность, замороженную при покупке автомобиля за наличные. Мы выдаем 85% рыночной стоимости автомобиля и до 1 млн рублей. Оформление и выдача денежных средств за 30 минут. Чтобы взять такой кредит в банке, по нашим оценкам, потребуется минимум неделя и обеспечение (поручительство, справки, большая зарплата). Нам не важна ваша кредитная история.».

Проанализировав материалы, направленные Волго-Вятским ГУ Банка России, Комиссия Татарстанского УФАС России определила, что в компании «Автозайм №1» по адресу г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 4Е на внешней части стены изображена реклама с текстом «от 0,1% в день ДЕНЬГИ ПОД ПТС перерасчет ведется по дням».

Также, в офисах распространяются визитные карточки и рекламные брошюры, содержащие информацию, аналогичную информации, размещаемой на Сайте.

1. В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)» №353-ФЗ, не допускается.

В свою очередь часть 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» регламентирует, что, в случае, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, то реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с ч.1 ст.807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года.

Согласно статье 4 вышеуказанного закона, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» следует, что кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным законом.

В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций.

Наряду с кредитными организациями осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007г. №196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Таким образом, законодательно определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов (кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ломбарды).

ИП <…> не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов, не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 №353-ФЗ имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов), а также не имеет специального разрешения на осуществление деятельности по предоставлению займов под залог имущества.

2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Реклама ИП <…> с текстом «Автозайм №1» содержит некорректное сравнение с иными финансовыми организациями за счет использования обозначения «№1» и отсутствия критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение.

3. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Согласно скриншотам, направленным в адрес Управления Волго-Вятским ГУ Банка России, непосредственно на рекламных объявлениях не была обозначена информация о лице, оказывающего финансовые услуги, а также информация об условиях оказания указанных финансовых услуг.

Таким образом, реклама ИП <…> с текстом «Деньги под ПТС и недвижимость» осуществляется без соответствующей регистрации, не содержит наименования лица, осуществляющего финансовую деятельность, а также не содержит существенных условий предоставления займа, что имеет признаки нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 3, 13, 14 статьи 28 данного закона несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение части 1 статьи 28 данного закона несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <…> (ИНН: 165060676562, ОГРНИП: 322169000037355, дата присвоения ОГРНИП: 15.02.2022).

ИП <…> пояснения не представлены, извещен надлежащим образом.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП <…> (ИНН: 165060676562, ОГРНИП: 322169000037355, дата присвоения ОГРНИП: 15.02.2022) по факту нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем и рекламораспространителем признать ИП <…> (ИНН: 165060676562, ОГРНИП: 322169000037355, дата присвоения ОГРНИП: 15.02.2022).

ИП <…> выдать предписание об устранении нарушения закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Направить материалы дела в исполнительные комитеты города Казани, Набережные Челны, Альметьевска, Нижнекамска для принятия мер реагирования в рамках компетенции.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны