Решение №08-04/17749 Решение по делу №016/06/34-2029/2019 о нарушении законодател... от 28 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 08-04/17749 от 28.11.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛАБУЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" – <…> (доверенность №586/30 от 22.11.2019г.), <…> (доверенность №589/30 от22.11.2019г.), <…> (доверенность №587/30 от 22.11.2019г.), <…> (доверенность 588/30 от 22.11.2019г.), в присутствии слушателя <…>, в отсутствие представителей заявителя ООО НПП «Проект» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие), рассмотрев жалобу ООО НПП «Проект» (вх. №18696/ж от 19.11.2019г.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона №0711200018019000003 на предмет: «тренажеры для профессионального обучения»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменения извещения о проведении электронного аукциона № 0711200018019000003 размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 08.11.2019г.

Объект закупки: «тренажеры для профессионального обучения».

Начальная (максимальная) цена контракта– 9 983 554,70 руб.

Дата и время начала подачи заявок – 07.11.2019 17:07.

Дата и время окончания подачи заявок     19.11.2019 09:00.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя о неправомерности установления Заказчиком требований к многофункциональному интерактивному учебно-тренировочному комплексу средств тушения пожара, к виртуальному комплексу, учебно-демонстрационному модулю, к многофункциональному интерактивному учебно-тренажерному комплексу «основы первой помощи», а также к 3D комплексу ввиду того, что они не используются при выполнении лабораторных работ и не отнесены к курсу «безопасность жизнедеятельности».

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – Закон об образовании) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона об образовании дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Согласно ч. 2 статьи 12 Закона об образовании в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.

В соответствии с ч. 4 статьи 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с ч. 2, 3 статьи 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В соответствии с п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499, содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, в отличии от основных образовательных программ, дополнительная профессиональная образовательная программа ориентирована на потребности конкретных обучающихся (лиц, направивших обучающихся на обучение). Цель реализации такой программы – повышение квалификации обучающихся, совершенствование их навыков и умений, востребованных, в том числе, у конкретного работодателя.

Во исполнение вышеуказанных положений Закона об образовании, Заказчиком была разработана и утверждена дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Lean менеджмент», одной из целью реализации которой является составление и реализация проектов по Автоматизации технологических процессов на производстве.

С учетом того, что реализация программы направлена на модернизацию и совершенствование технологических процессов, которые предполагают реализацию полученных навыков (умений) на практике, в учебный план была включена практическая часть - Автоматизация технологических процессов на производстве. Охрана труда при автоматизации технологических процессов.

Согласно п. 24 ч. 2 Закона об образовании практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Согласно пояснениям заказчика, принимая во внимание тот факт, что навыки, усвоенные обучающимся в ходе освоения вышеуказанной образовательные программы, в последующем будут реализованы на производстве у работодателя, в практическую часть, в том числе, были включены вопросы, связанные с охраной труда при работе с автоматизированными системами на производстве в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Так, согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование.

В соответствии со ст. 211 ТК РФ Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

Также, в соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, к которым, относится, в том числе, реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Таким образом, обеспечение охраны труда и пожарной безопасности при работе с оборудованием является обязательной составляющей рабочего процесса с использованием оборудования. Использование оборудования в производственной деятельности в отсутствие средств и навыков, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда и пожарной безопасности являются недопустимым.

Следовательно, образовательный процесс в области определенной производственной деятельности должен охватывать и аспекты безопасности в соответствующей сфере.

Исходя из пояснений заказчика, соответствующие средства обучения направлены на реализацию единого практического курса в рамках одной и той же дополнительной профессиональной образовательной программы; преследует цель формирования у обучающихся навыков работы с определенными (а не общими) автоматизированными системами, а также умений (охрана труда и пожарная безопасность), при отсутствии которых эксплуатация такого оборудования станет невозможной. Навыки работы с оборудования и навыки по охране труда и пожарной безопасности формируются у обучающихся в рамках одних и тех же практических занятий (одновременно), в связи с чем все оборудование должно быть поставлено Заказчику одномоментно.

Требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) установлены в п. 9.7 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, который не включает навыки в области охраны труда и пожарной безопасности при работе с оборудованием, приведенным в дополнительной профессиональной образовательной программе «Lean менеджмент».

Предмет «Безопасность жизнедеятельности» подлежит освоению в рамках реализации основных образовательных программ по среднему общему и среднему профессиональному образованию (в ходе получения среднего общего и среднего профессионального образования), в то время как оборудование закупается для реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации, и не предназначено для использования Заказчиком при реализации основных образовательных программ. 

Вышеуказанный 3D комплекс призван осуществить моделирования технологических процессов, которые происходят при испытании электрооборудования и его составных частей посредством режима «Контроль».

В целях усвоения обучающимися структуры электрооборудования (что необходимо для реализации контрольных процессов), вышеуказанный комплекс должен иметь режим «Обучение». 3D комплекс призван моделировать работы только с тем оборудованием, которое предполагается к поставке в соответствии с Техническим заданием, что обеспечивает его технологическую и функциональную взаимосвязь с закупаемым комплектом оборудования. Моделирование работы с любым иным оборудованием (в том числе существующим) невозможно.

На основании изложенного, по результатам анализа документации и представленных доводов и документов заказчиком, учитывая, что заявитель являлся участником закупки, тем самым был согласен с условиями проведения аукциона, на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе не представил, довод признан необоснованным.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии по результатам проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе было установлено следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с пунктом 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

В рассматриваемой закупке могут принять участие только субъекты малого предпринимательства.

При этом, в проекте контракта заказчиком требования к оплате штрафов, предусмотренные пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, не установлены.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.

Комиссия принимает решение о выдачи предписания об устранении нарушений требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО НПП «Проект» (вх. №18696/ж от 19.11.2019г.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона №0711200018019000003 на предмет: «тренажеры для профессионального обучения» необоснованной.

Признать заказчика – ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛАБУЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" нарушившим требования части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.

Выдать заказчику – ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛАБУЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона №0711200018019000003.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны