Решение №04-04/14843 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-1617/2019 от 3 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/14843 от 03.10.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика: <…> (по доверенности №52 от 22.01.2019г.), в отсутствии представителя заявителя, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «ОМЧС «Резерв» (вх. №15304/ж от 20.09.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №31908249187 на предмет: «0832-2019-00968. Поставка регенеративного патрона для ГО для нужд АО "ПОЗиС"»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №31908249187 размещено в Единой информационной системе 29.08.2019 года.

Способ проведения закупки: Запрос котировок в электронной форме.

Заказчик –     АО «ПОЗиС».

Начальная (максимальная) цена договора — 2 624 925,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, неправомерно был признан победителем закупки участник ООО «Навигатор –Т» ввиду несоответствия предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в документации заказчика.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке №1120009037 (присоединение к положению №1120000100 Единое Положение о закупке Государственной корпорации "Ростех") (далее – Положение), утвержденным Советом директоров Протоколом №8 от 23.05.2019г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 15.8.2 Положения при проведении запроса котировок закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям заказчика на основании установленных в извещении измеряемых критериев отбора.

В соответствии с пунктом 15.8.3 Положения участники процедуры закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники процедуры закупки, заявки которых признаны не соответствующими требованиям извещения в дальнейшей процедуре закупки не участвуют.

Согласно подпункту 3 пункта 15.8.4 Положения в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочной стадии) закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении.

Согласно подпункту 6 пункта 15.8.4 Положения закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников процедуры закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 15.8.5 Положения закупочная комиссия закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в случае несоответствия предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении.

Техническим заданием на поставку патрона регенеративного для нужд АО «ПОЗиС» (Приложение №2 к Извещению о закупке) заказчиком установлено следующее требование к продукции:

 

Наименование товаров, работ, услуг

Технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ (мин. и (или) макс. значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться)

ед. изм.

кол-во

1

Патрон регенеративный

 Марка РП-100. согласно прилагаемого  ТЗ, производство ОАО "Тамбовмаш", наличие паспорта  обязательно. Поставляется без монтажного оборудования.

шт.

15,00

 

Эквивалент не рассматривается в соответствии с п.10.3.5 (2) Единого положения о закупке  в случае «закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

 

Согласно протоколу №499 от 18.09.2019г. об итогах запроса котировок, на участие в запросе котировок было подано 2 заявки (№73467 и №72931), все из которых были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в закупке. Победителем запроса котировок признана заявка участника с №73467 с ценовым предложением 2 160 000,00 руб. Участником, занявшим второе место, была признана заявка заявителя ООО «ОМЧС «Резерв» (№72931) с ценовым предложением 2 617 500,00 рублей.

В ходе анализа закупочной документации и заявок участников установлено, что в техническом предложении в составе заявки участника, признанного победителем закупки, к поставке предлагается товар, не соответствующий требованиям, установленным в техническом задании извещения, а именно:

 

Наименование товаров, работ, услуг

Технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ (мин. и (или) макс. значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться)

ед. изм.

кол-во

1

Патрон регенеративный

Марка РП-100МТ. согласно прилагаемого  Технического предложения, производство АО «Корпорация «Росхимзащита».

Продукция сопровождается паспортом. Поставляется без монтажного оборудования.

шт.

15,00

 

Согласно пояснениям заказчика, данная закупка была проведена по заданию функционального заказчика – штаб ГО и ЧС АО «ПОЗиС». В требованиях к продукции функциональным заказчиком было установлено требование о необходимости поставки конкретного производителя ОАО "Тамбовмаш" на основании п.10.3.5 (2) Положения. Основываясь на указанных требованиях функционального заказчика, заказчиком была размещена указанная закупка в ЕИС.

По окончании срока подачи заявок заявки участников были направлены на рассмотрение функциональному заказчику. На заседании комиссии заказчиком было пояснено, что по результатам рассмотрения и сопоставления параметров предложенной продукции в направленных заявках участников, функциональный заказчик пришел к выводу, что продукция обоих изготовителей подходит к имеющемуся оборудованию. В этой связи было принято решение о заключении договора с участником №73467, ценовое предложение которого было ниже предложения заявителя, при этом не соответствовало требованиям и техническим показателям, установленным в документации.

Заказчиком было пояснено, что при принятии решения о заключении договора с указанным участником, во внимание было принято то обстоятельство, что участником в электронной карте было указано следующее условие: «обязуется в случае заключения договора, поставить (выполнить, оказать) указанный выше предмет договора в соответствии с требованиями документации».

Заказчик по итогу намеревался заключить договор с участником на условиях, установленных документацией, а именно поставить патрон производства ОАО "Тамбовмаш". Учитывая, что при заключении договора участником был направлен протокол разногласий, в котором участник указал на возможность поставки патрона марки, предлагаемой в заявке (АО «Корпорация «Росхимзащита»), Заказчиком было принято решение об отказе заключения договора в связи с возникшими противоречиями.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком было принято неправомерное решение о допуске к участию участника №73467, предложившего в своей заявке товар изготовителя, не соответствующего требованиям, установленным документацией, что также противоречит требованиям пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, учитывая факт, установленный в ходе заседания комиссии на основании пояснений заказчика, что к поставке продукции подходит продукция иных изготовителей и оборудование, для которого необходима была поставка производства ОАО "Тамбовмаш", не является оборудованием ОАО "Тамбовмаш", заказчиком в нарушение требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и п.10.3.5 (2) Положения неправомерны установлены требования к продукции при формировании документации при проведении закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Положения о закупках, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ОМЧС «Резерв» (вх. №15304/ж от 20.09.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №31908249187 на предмет: «0832-2019-00968. Поставка регенеративного патрона для ГО для нужд АО "ПОЗиС"» обоснованной.

Признать заказчика – АО «ПОЗиС» нарушившим требования части 1, части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Единого Положения о закупке Государственной корпорации "Ростех".

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны