Решение №ИП-06/8990 Решение по делу №06-223/2018 от 19 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/8990 от 19.06.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №06-223/2018 в отношении Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ, ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063, в присутствии:

- представителя Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ - <…> -  С. по доверенности от 21.01.2019 № 170/исх;

- представителя ООО «Татдорремстрой» - <…> - по доверенности от 10.06.2019 г.;

- представителя ООО «Татдорремстрой» - <…> - по доверенности от 10.06.2019 г.,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 25.05.2018 №01/243-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, Лаишевский р-н, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д.23).

По результатам проведения проверки установлено, что в связи с существенным понижением начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226416000361 Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ принято решение о проведении повторного аукциона (№ извещения 0311300226417000063) с таким же предметом в целях заключения контракта с ООО «КАПСТРОЙ» по максимальной цене. Совместными действиями ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» привели к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 04.10.2018 г. № 02/483-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ, ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 28.12.2016 г. было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0311300226416000361 с предметом: «Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству подъездных путей».

Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Начальная максимальная цена контракта по аукциону № 0311300226416000361 составила 6 902 149.00 рублей.

<…>

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой», не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно: аукционной документацией. 

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом закупок, при участии в которых ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение.  

Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционах, и являются – местом исполнения работ на территории Республики Татарстан.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников из рассматриваемого аукциона, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты. Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения муниципального контракта.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать:

- действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «КАПСТРОЙ» как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию стоимости работ по устройству подъездных путей, тротуаров, наружного освещения в с. П. Ковали;

- действия ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России:

1) при реализации картельного соглашения между ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» общий доход его участников в результате победы на торгах и заключения муниципального контракта составил 5 769 782,22 рублей;

2) при реализации антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «КАПСТРОЙ» доход общества составил 6 387 660,67 рублей.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 06-223/2018.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики возражения в письменной форме не представили.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать МУ «Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, район Лаишевский, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 23) и ООО «КАПСТРОЙ» (ИНН 1624015338; ОГРН 1161690146562; 422605, РТ, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, дом 38) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию стоимости работ по устройству подъездных путей, тротуаров, наружного освещения в с. П. Ковали.

2. Признать ООО «КАПСТРОЙ» (ИНН 1624015338; ОГРН 1161690146562; 422605, РТ, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, дом 38) и ООО «Татдорремстрой» (ИНН 1657189690; ОГРН 1151690000571; 420124, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме № 0311300226417000063.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны