Предупреждение №АЯ-06/2910 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-3/2022 о прекращении действий (бездейств... от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/2910 от 03.03.2022 г.

На основании приказов от 25 октября 2021 года №01/286-пр, от 19 ноября 2021 г. №01/329-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в отношении Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Чистопольского муниципального района, были установлены следующие обстоятельства.

22 декабря 2016 года постановлением Исполнительного комитетом муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан №869 (ред. от 10.01.2020) утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории поселений Чистопольского муниципального района (далее – Положение).

Положение регулирует торговую деятельность на территории Чистопольского муниципального района, порядок проведения конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов (далее также – НТО), эксплуатацию и демонтаж нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения, оно определяет порядок организации размещения нестационарных объектов, мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории сельских поселений Чистопольского муниципального района в соответствии с утвержденной схемой, порядок принятия решения о предоставлении субъектам торговли, оказания услуг общественного питания и прочих услуг права на размещение нестационарных объектов, порядок проведения конкурса на право размещения нестационарных объектов на территории сельских поселений.

Согласно пункту 4.14 раздела 4 Положения, в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, одним из видов деятельности которых является осуществление розничной торговли.

Таким образом, Положением определен исчерпывающий перечень субъектов, являющихся заявителями на аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем пунктом 4.17 раздела 4 Положения определено, что при сдаче документов заявитель обязан предоставить в конкурсную комиссию организатора торгов документы, подтверждающие право владения конструкцией нестационарного торгового объекта, а именно: договор купли-продажи или договор аренды данной конструкции, сроки действия которого составляют не менее двух лет.

Также вышеуказанное требование отражено в конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории поселений Чистопольского муниципального района.

Кроме того, в пункте 4.29 Положения поименованы случаи отказа участнику в допуске к участию в конкурсе:

– непредставления определенных конкурсной документацией документов в составе заявки на участие в конкурсе по обязательным требованиям либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике конкурса;

– представления недостоверных данных или поддельных документов, проведения в отношении участника конкурса процедуры банкротства, приостановления деятельности участника конкурса;

– несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;

– неисполнения требований, предъявляемых к оформлению документации.

Таким образом, Инспекцией Татарстанского УФАС России сделан вывод о том, что непредставление среди прочего документов, подтверждающих право владения конструкцией нестационарного торгового объекта (договор купли-продажи, договор аренды со сроком действия не менее двух лет), может послужить основанием для недопущения участника к участию в конкурсе.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вопросы размещения временных сооружений на территории муниципального образования действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления и дает право названным органам принимать меры для создания таких условий в пределах своей компетенции, в том числе самим определять необходимые действия, нормативно устанавливать порядок их совершения. Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации, при этом действуют они самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Кроме того, согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Реализация указанных положений закона преследует конституционно значимые цели: стимулирует свободу предпринимательства, способствует развитию конкуренции, становлению и развитию рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора, гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы, успешной реализации принципов социального государства на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в итоге способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 (далее – Указ) в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции.

Основополагающими принципами осуществления деятельности органов власти определено следующее:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Также в соответствии с Указом поручено осуществлять действия по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.

Органам местного самоуправления в соответствии с Указом рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках и поручено активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

Помимо вышеизложенного, Инспекция Татарстанского УФАС России отмечает, что подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее также – ГК РФ) определены общие положения о договоре.

В силу статьи 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Соответственно, победитель конкурса на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории поселений Чистопольского муниципального района может заключить договор субаренды, передав права по размещению НТО субарендатору, извлекая при этом прибыль, а соответственно, осуществляя предпринимательскую деятельность.

Кроме того, победитель конкурса может начать осуществлять предпринимательскую деятельность, установив конструкция нестационарного торгового объекта непосредственно после победы в конкурсе.

Таким образом, предъявляя к участникам конкурса требования о предоставлении для участия в конкурсе на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории поселений Чистопольского муниципального района договоров купли-продажи или договоров аренды (сроки действия которого не менее 2 лет), подтверждающие право владения конструкцией нестационарного торгового объекта, орган местного самоуправления необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного, по мнению Инспекции Татарстанского УФАС России, участие в конкурсе на право заключения договора по размещению нестационарных торговых объектов на территории поселений Чистопольского муниципального района не должно ограничиваться путем предъявления к участникам дополнительных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Исполнительный комитет муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан, утвердив Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории поселений Чистопольского муниципального района, которым введены требования к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные действующим законодательством, создал дополнительный административный барьер для осуществления предпринимательской деятельности на территории Чистопольского муниципального района.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан, выразившихся в создании дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Чистопольского муниципального района путем введения пункта 4.17 в Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории поселений Чистопольского муниципального района, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в создании дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Чистопольского муниципального района путем введения пункта 4.17 в Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории поселений Чистопольского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Исполнительный комитет о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменения в Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и временных объектов общественного питания на территории поселений Чистопольского муниципального района, которое исключало бы требование о предоставлении для участия в конкурсе на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории поселений  Чистопольского муниципального района договоров купли-продажи или договоров аренды, подтверждающие право владения конструкцией нестационарного торгового объекта.

Предупреждение необходимо выполнить в течении 45 дней с момента получения уведомления.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

<…> – [должностное лицо]

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны