Решение №ВЧ-08/15816 Решение по делу №016/05/5-1848/2021 от 10 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/15816 от 10.12.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1848/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<….>», что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламных листовок, которые содержат не соответствующие действительности сведения об изготовителе рекламируемого товара.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения <….> (вх.№ 10324 от 30.07.2021), <….> (вх. №10601/ж от 06.08.2021) по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<….>», что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламных листовок, которые содержат не соответствующие действительности сведения об изготовителе рекламируемого товара.

<….>

<….>

По мнению заявителей, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в «сомнительную» организацию.

В рекламных листовках идёт ссылка на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также указание на организацию – «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ, искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.

В соответствии с ответом ПАО «МТС», номер <….> (городской номер <….>), который указан в рекламных листовках и по которому потребители должны обратиться, принадлежит ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу (<….>) с 26.12.2019 г по договору об оказании услуг связи МТС.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

Таким образом, рекламодателем является ИП Калачев Иван Дмитриевич.

Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.

При буквальном, дословном восприятии вышеуказанной рекламы потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ. В связи с тем, что фраза «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.

Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: «ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань» «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ со ссылкой на Федеральный Закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги. Также в нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в тексте рекламы отсутствует информация о лице, предоставляющем рекламируемые услуги  - ИП Калачевым И.Д.,  что в силу данной правовой нормы является обязательным.

В целях оповещения ИП Калачева Ивана Дмитриевича о рассмотрении в отношении него назначенное на 01 декабря 2021 года дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение об отложении заказным письмом с почтовым уведомлением по адресу регистрации. ИП Калачева Ивана Дмитриевича и телеграмма, которая вернулась в адрес Управления 27.11.2021 с отметкой: «<….>». В соответствии с Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.09.2007 г. №108 утверждены требования к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм (далее – Требования). Согласно пункту 331, 331 Требования, телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи.

Таким образом, ИП Калачева Ивана Дмитриевича надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссии не явился, письменные пояснения не давал.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ИП Калачева И. Д. нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части распространения рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<….>».

Выдать ИП Калачеву И. Д. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства прекращения совершения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны