Решение №АР-05/14016 Решение по делу №016/01/10-1260/2023 от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/14016 от 28.12.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-1260/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН: 1660274803) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании СНТ «Танкист» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО, в присутствии:

- председателя правления СНТ «Танкист» <…>;

- представителей ООО «УК «ПЖКХ» по доверенности <…>, <…> и <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение СНТ «Танкист» (вх. №4106/ж от 20.04.2023г.) по вопросу нарушения антимонопольного законодательства региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ».

По результатам рассмотрения обращения СНТ «Танкист» в действиях ООО УК «ПЖКХ» были обнаружены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании СНТ «Танкист» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Татарстанским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес ООО «УК «ПЖКХ» было выдано предупреждение №П05-29/2023 (исх. №АШ-05/6796 от 04.07.2023) о необходимости совершить действия по урегулированию разногласий с СНТ «Танкист», в части определения даты начала фактического оказания услуг по обращению с ТКО с мест (площадок) накопления, определенных проектом договора.

Предупреждение №П05-29/2023 необходимо было выполнить в течении 30 дней с момента получения.

ООО «УК «ПЖКХ» предупреждение №П05-29/2023 было получено 04.07.2023 в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением ООО «УК «ПЖКХ» предупреждению №П05-29/2023 входящего номера (вх. №9580 от 04.07.2023).

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

По истечении указанного срока в Татарстанское УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П05-29/2023 не поступало.

10 июля 2023 года от ООО «УК «ПЖКХ» в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо (исх. №7380 от 07.07.2023; вх. №6985 от 10.07.2023) из которого следует, что отсутствуют основания для внесения изменений в договор, так как между сторонами отсутствует спор о дате начала оказания услуг, а решение вопроса о взыскании задолженности подлежит в судебном порядке.

Письмо ООО «УК «ПЖКХ» (исх. №7380 от 07.07.2023; вх. №6985 от 10.07.2023) не свидетельствует об исполнении Обществом предупреждения №П05-29/2023, приведённые обществом доводы сводятся к несогласию с выводами, содержащимся в указанном предупреждении, и не могут быть приняты антимонопольным органом как доказательства отсутствия либо устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с тем, что предупреждение №П05-29/2023 не исполнено Татарстанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «УК «ПЖКХ».

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 11.09.2023 №01/173-к о возбуждении дела №016/01/10-1260/2023 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании СНТ «Танкист» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

Определением о назначении дела №016/01/10-1260/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26 октября 2023 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «УК «ПЖКХ», в качестве заявителя было привлечено СНТ «Танкист» (ИНН: 1624002307).

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/10-1260/2023 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО «УК «ПЖКХ» признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (Протокол №270818/2342676/03 от 25 сентября 2018 года).

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 2019 году СНТ «Танкист» обратилось с заявкой для заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО (далее – заявка) в адрес ООО «УК «ПЖКХ».

Между ООО «УК «ПЖКХ» и СНТ «Танкист» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №1624002307/1 от 01.01.2019 года (далее – договор от 01.01.2019 года), где коммерческий учет определен исходя из количества и объема контейнеров ТКО.

Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО определен в приложении №1 договора от 01.01.2019 года:

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО

Место (площадка)накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

Тип емкости

Количество емкости

1

РТ, Лаишевский МР, сп. Столбищенское, с. Усады

0

РТ, Лаишевский МР, сп. Столбищенское, с. Усады

По заявке

Бункер 8

1

 

В ходе рассмотрения дела №016/01/10-1260/2023 Комиссией было установлено, что в 2019 году региональный оператор осуществлял вывоз ТКО по договору от 01.01.2019 с территории СНТ «Танкист» и определял объем оказанных услуг на основании заявок СНТ.

В 2020 и 2021 году заявки со стороны СНТ «Танкист» перестали подаваться, вывоз ТКО региональный оператор не осуществлял.

В июле 2022 года СНТ «Танкист» обратилось в адрес регионального оператора с заявкой на вывоз ТКО с контейнера, расположенного на территории товарищества. Вместе с тем, СНТ «Танкист» попросило заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, где коммерческий учет определен исходя из количества и объема контейнеров ТКО.

ООО «УК «ПЖКХ» в адрес СНТ «Танкист» направило расчетно-платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 года по 01.06.2022 год, где плата рассчитана исходя из норматива накопления ТКО.

В конце 2022 года СНТ «Танкист» обратилось в адрес регионального оператора с просьбой заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Между ООО «УК «ПЖКХ» и СНТ «Танкист» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №1624002307/1 от 19.12.2022 года (далее – договор от 19.12.2022 года), где коммерческий учет определен исходя из нормативов накопления ТКО (1 член некоммерческого объединения). Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01 января 2020 год.

Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО определен в приложении №1 договора от 19.12.2022 года:

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО в год, согласно нормативам накопления

Место (площадка) накопления ТКО

Место (площадка) накопления КГО

Периодичность вывоза ТКО

1

НКСТ ТАНКИСТ

142,5

РТ, Лаишевский, Столбищенское, Усады с., СНТ Танкист тер.

 

Согласно действующему законодательству

 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 договора от 19.12.2022 года региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которое определены в приложение №1 к настоящему договору.

Потребитель, согласно подпункту «а» пункта 19 обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных в договоре на оказание услуг по обращению ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Однако, как было установлено Комиссией по рассмотрению дела №016/01/10-1260/2023, региональный оператор вывоз ТКО с территории СНТ Танкист» с 2020 по 2023 год осуществлял только два раза: в июле и декабре 2022 года, что подтверждается отчетом по фактически вывезенному ТКО, представленным региональным оператором.

08 февраля 2023 года СНТ «Танкист» в адрес ООО «УК «ПЖКХ» направило отказ от договора от 19.12.2022 г. ввиду следующего:

- правление СНТ «Танкист» не давало председателю правления в лице Рахимовой Г.З. распоряжение на подписание договора от 19.12.2022 г.;

- представленный ООО «УК «ПЖКХ» договор от 19.12.2022 г. не является типовым;

- ООО «УК «ПЖКХ» неправомерно установил срок начала оказания услуг по обращению с ТКО. В период с 2019 г. по 2022 г. региональный оператор оказал услугу лишь один раз - 04.07.2022 г.

26 февраля 2023 года СНТ «Танкист» в адрес регионального оператора направило письмо (вх. №2954 от 01.03.2023 г.), где информирует о том, что садовое товарищество заключало договора по оказанию услуг по приему строительного мусора с ООО «ПЭК-Казань» в период с 2020 г. по 2022 г.

СНТ «Танкист» в адрес ООО «УК «ПЖКХ» направило письмо, где отмечает, что в 2022 г. региональный оператор оказал услугу по заявке СНТ «Танкист» 2 раза: в июле и декабре, которые были оплачены заявителем. Поэтому необходимо указать в договоре, что коммерческий учет будет рассчитываться исходя из количества и объема контейнеров ТКО. В 2023 г. региональный оператор своевременно оказывает услугу, следовательно, коммерческий учет в договоре необходимо указать исходя из нормативов накопления ТКО.

Вместе с тем, садовое товарищество приложило решение правления СНТ «Танкист» от 11.02.2023 г., типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО за 2022 г. и 2023 г. для подписания со стороны ООО «УК «ПЖКХ».

Однако, ответов от регионального оператора на вышеуказанные письма в адрес СНТ «Танкист» не поступило.

По мнению СНТ «Танкист», региональный оператор неправомерно указал в договоре от 19.12.2022 г. дату начала оказания услуг по обращению с ТКО с 01 января 2020 г. и выставил счета на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 г., исходя их норматива, поскольку региональный оператор в указанный период исполнял обязательства не в полном объеме, а вывоз ТКО, осуществленный в июле и декабре 2022 года, были оплачены в соответствии с условиями договора от 01.01.2019. С площадки СНТ «Танкист» ООО «УК «ПЖКХ» начало осуществлять вывоз ТКО, по условиям договора от 19.12.2022 г., только с 2023 года.

Согласно пояснениям ООО «УК «ПЖКХ», данным в ответ на запрос Татарстанского УФАС России, на основании поступившей от СНТ «Танкист» в 2019 году заявки на заключение договора, между ООО «УК «ПЖКХ» и СНТ «Танкист» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №1624002307/1 от 01.01.2019 г. По указанному договору способ учета объема ТКО установлен исходя из количества и объема контейнеров. Данный способ учета ТКО Обществом определен ошибочно.

На сегодняшний день соглашением сторон между Обществом и СНТ «Танкист» с 01.01.2020 заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, где способ учета объема ТКО установлен исходя из нормативов накопления ТКО.

СНТ «Танкист» была предоставлена информация о количестве членов.

Следовательно, начисление платы было произведено исходя из нормативов накопления ТКО и установленного тарифа.

Пояснения ООО «УК «ПЖКХ», данные им в ответ на запрос информации Татарстанского УФАС России, не опровергают то обстоятельство, что Общество в период с 2020 года по дату заключения нового договора осуществляло вывоз ТКО с территории СНТ только 2 раза, при этом начисляя плату по нормативу.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в соответствии с Правилами №1156.

В силу п.8 (4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.

Договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением №1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ.

Таким образом, региональный оператор должен руководствоваться типовой формой договора. При этом, условия договора, которые касаются прошлого периода, должны устанавливаться соглашением сторон, то есть не могут быть установлены исключительно по требованию регионального оператора или потребителя.

Согласно положениям Закона №89-ФЗ и пункта 25 Правил №1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Порядком осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также, согласно типовой форме договора, региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении к настоящему договору.

Приложением №1 к договору от 19.12.2022 место (площадка) накопления ТКО было определено сторонами договора по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, сп. Столбищенское, с. Усады, тер. СНТ Танкист.

Региональный оператор, выставляя СНТ «Танкист» счета за услуги по обращению с ТКО в рамках договора от 19.12.2022 за период с 01.01.2020 года, должен был предоставить доказательства, что обязательства по договору от 19.12.2022, в указанный период им исполнялись надлежащим образом, чего в рассматриваемом случае региональным оператор сделано не было.

Вместе с тем, если региональный оператор указал в договоре место (площадку) накопления ТКО: Республика Татарстан, Лаишевский район, сп. Столбищенское, с. Усады, тер. СНТ Танкист, то и вывоз ТКО должен осуществляться с указанного места.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Также стоит отметить, что в соответствии пунктом 148(45) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Исходя из вышеприведенных норм, заключение возмездного договора предполагает плату за услуги, исполненные в соответствии с заключенным обязательством. Действующее законодательство не предполагает оплаты неоказанных услуг, равно как и не предполагает полной оплаты за оказанные в части услуги.

Расчет услуг по обращению с ТКО исходя из нормативов подразумевает не только само по себе начисление платы в отношении потребителя, но и надлежащее исполнение обязательств, возложенных на регионального оператора в части периодичности вывоза образованных ТКО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 установлена следующая периодичность вывоза ТКО: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже 1 раза в 3 суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

- плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

- плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

Вместе с тем, региональный оператор не представил доказательств вывоза ТКО с территории СНТ Танкист с соблюдением периодичности, установленной действующим законодательством.

При этом, отсутствие контейнерной площадки СНТ «Танкист» в схеме обращения с отходами не освобождает регионального оператора от обязанности осуществлять вывоз ТКО с места, указанного в договоре.

Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил №1156 в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Региональный оператор, зная о расположенной на территории СНТ Танкист контейнерной площадке, не направил информацию о ней в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Учитывая изложенные обстоятельства, отчет по фактически вывезенному ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, сп. Столбищенское, с. Усады, тер. СНТ Танкист, в соответствии с которым региональный оператор осуществлял выезд на контейнерную площадку только два раза 28.07.2022 г. и 30.12.2022 г., не подтверждает исполнение региональным оператором обязательств по договору от 19.12.2022 надлежащим образом.

При этом стоить отметить, что нормативный способ коммерческого учета ТКО не предполагал вывоз ТКО по заявкам.

Следовательно, расходы на оказание услуг по обращению с ТКО в рамках исполнения обязательств по договору от 19.12.2022 региональным оператором не производились.

Позиция ООО «УК «ПЖКХ» о том, что СНТ «Танкист» (члены СНТ) могли складировать ТКО в другой контейнерной площадке является несостоятельной, поскольку региональный оператор в отсутствие факта оказания им услуг пытается обосновать свое требование об их оплате.

При этом из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ и пунктов 9, 10, 13 Правил №1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Несоблюдение указанных требований ведет к прямому злоупотреблению со стороны регионального оператора доминирующим положением, а также к необоснованному извлечению выгоды, так как, отсутствие факта оказания услуг по обращению с ТКО, означает что региональный оператор не нес затрат на транспортирование и дальнейшее обращение с отходами.

Довод ООО «УК «ПЖКХ» о том, что антимонопольный орган не вправе разрешать гражданско-правовой спор, поскольку Общество передало вопрос о взыскании с СНТ «Танкист» долга по оплате услуг за обращение с ТКО на разрешение суда, в связи с чем, отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, является несостоятельным.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2) указано, что реализация антимонопольными органами в целях защиты конкуренции предоставленных им властных полномочий не исключает права участников рынка на защиту своих гражданских прав на основании положений Закона о защите конкуренции, включая право на обращение в суд (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).

В пункте 61 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 прямо указано на возможность параллельного использования административного и судебного порядка защиты прав и свободу выбора между ними.

Татарстанское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела оценивает действия ООО «УК ПЖКХ» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при создании со стороны Общества условий потребления услуги по обращению с ТКО.

Игнорирование обращений СНТ «Танкист» и не направления в его адрес доказательств оказания услуг по обращению с ТКО свидетельствует о стремлении регионального оператора навязать СНТ «Танкист» невыгодные условия договора.   

Необходимо отметить, что в правоотношениях с региональным оператором СНТ «Танкист» не является профессиональным участником рынка по обращению с ТКО, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

Также стоит отметить, что СНТ «Танкист» в правоотношения с региональным оператором является представителем собственников садовых земельных участков, которые является его членами, то есть СНТ «Танкист» действует в интересах неопределенного круга лиц.

Таким образом, в результате необоснованно навязанного условия договора со стороны регионального оператора о дате начала оказания услуг с 01.01.2020 г., СНТ «Танкист» (члены СНТ) вынуждено нести бремя оплаты за не оказанные услуги по обращению с ТКО.

Татарстанское УФАС России, оценивая в рамках рассмотрения дела №016/01/10-1260/2023 действия регионального оператора на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, действует в интересах неопределенного круга потребителей.

Право антимонопольного органа осуществлять защиту прав неопределенного круга потребителей подтвердил Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 04.03.2021 №2 указав, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем (абзац 3 пункта 10 постановления от 04.03.2021 №2).

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в части 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие-либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена, соответственно, на рынке невозможна взаимозаменяемость товара. Кроме того, отказ от приобретения услуги возможен только в случае полного прекращения деятельности потребителя.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка также имеют прямое законодательное закрепление и определены границами зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная. Самостоятельное изменение (как со стороны продавца, так и со стороны потребителя) границ зоны деятельности невозможно без изменения действующего законодательства; выбор регионального оператора и (или) потребителя услуг, не входящих в зону деятельности, законодательством не предусмотрен.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

На рассматриваемом товарном рынке отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ» в определенных границах, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Западной зоне – ООО «УК «ПЖКХ» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты действующими операторами соответствующего статуса и проведения нового отбора, что является непреодолимым барьером входа на рынок (т.к. не зависит от каких-либо затрат со стороны возможных потенциальных конкурентов, но обусловлено исключительно либо истечением десятилетнего срока деятельности оператора, либо совершением оператором действий, влекущих утрату статуса, либо изменением действующего законодательства).

Таким образом, действующее нормативное регулирование презюмирует, что рынок относится к высококонцентрированному с неразвитой конкуренцией.

Учитывая изложенное, ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем на него распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан, в части в навязывания СНТ «Танкист» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

В соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-1260/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчик возражения в письменной форме не представил.

На заседании Комиссии 21 декабря 2023 года представителем ООО «УК «ПЖКХ» было заявлено о том, что Общество направило в адрес СНТ «Танкист» письмо с предложением подписать дополнительное соглашение №1 к договору №1624002307/1 от 19.12.2022 года, в соответствии с которым датой начала оказания услуг по обращению с ТКО будет считаться 19 декабря 2022 года.

СНТ «Танкист» в ответ на предложение ООО «УК «ПЖКХ» сообщило, что в настоящее время идет судебное дело, связанное с действием договора №1624002307/1 от 19.12.2022 года, а также в связи с рассмотрением настоящего дела садовое товарищество не может принять предложение регионального оператора.

Комиссия по рассмотрению настоящего дела считает, что сам по себе факт направления ООО «УК «ПЖКХ» в адрес СНТ «Танкист» дополнительного соглашения №1 к договору №1624002307/1 от 19.12.2022 года, в соответствии с которым датой начала оказания услуг по обращению с ТКО будет считаться 19 декабря 2022 года, не свидетельствует об устранении допущенных нарушений, поскольку региональный оператор не предоставил доказательств аннулирования выставленных СНТ «Танкист» счетов на оплату услуг по обращению с ТКО, которые, как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, региональный оператор фактически не оказывал.

Нарушение в данном случае заключается в том, что в результате действий регионального оператора, которые выразились в необоснованном навязывании условий договора о дате начала оказания услуг с 01.01.2020 г., СНТ «Танкист» вынужден нести бремя оплаты за не оказанные услуги по обращение с ТКО.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Принимая во внимание, что на момент вынесения настоящего решения доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «УК «ПЖКХ» не представлены, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать ООО «УК «ПЖКХ» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Родины, дом 8, офис 10, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, ИНН: 1660274803, КПП: 166001001) нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании СНТ «Танкист» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

Выдать ООО «УК «ПЖКХ» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Родины, дом 8, офис 10, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, ИНН: 1660274803, КПП: 166001001) предписание о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны