Решение №АЯ-04/6808 Решение по делу №016/10/18.1-899/2021 от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/6808 от 04.06.2021 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.04.2021г. №б/н), представителя ООО «Кофейная Компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №2), победителя торгов – <…> – [физическое лицо] (лично), в отсутствии представителя ООО «Фортуна», о времени и месте рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителей ООО «Фортуна» (вх. №6548/ж от 13.05.2021г.) и ООО «Кофейная Компания» (вх. № 6577/ж от 14.05.2021г.), а также уточнения и пояснения к жалобам на действия организатора торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» при проведении торгов №SALERRA00000563 на предмет: «Право на размещение сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)» и №SALERRA00000564 на предмет: «Право на размещение сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-2 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №SALERRA00000563 на право размещения сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев) размещено на официальном сайте http://sale.zakazrf.ru/ 20.04.2021г.

Начальная цена лота (договора) – 93 600, 00 рублей

Дата публикации извещения на площадке          20.04.2021 17:43:09 (+03:00)

Дата и время окончания подачи заявок на участие 11.05.2021 12:00:00 (+03:00)

Дата рассмотрения заявок на участие 14.05.2021

Дата и время начала торгов по лоту          20.05.2021 12:00:00 (+03:00)

Извещение №SALERRA00000564 на право размещения сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-2 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)» размещено на официальном сайте http://sale.zakazrf.ru/ 20.04.2021г.

Начальная цена лота (договора) – 93 600, 00 рублей

Дата публикации извещения на площадке 20.04.2021 17:54:13 (+03:00)

Дата и время окончания подачи заявок на участие 11.05.2021 12:00:00 (+03:00)

Дата рассмотрения заявок на участие 14.05.2021

Дата и время начала торгов по лоту          20.05.2021 12:00:00 (+03:00)

Организатор торгов – МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани»

Суть жалоб, по мнению заявителей, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 31 мая 2021 года представил письменные и устные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России 24 мая 2021 года был объявлен перерыв до 31 мая 2021 года, далее до 2 июня 2021 года.

Жалобы заявителей подлежат рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассматриваемые аукционы проводились в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 03.05.2017 №1608 «О создании Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция парков и скверов города Казани», уставом МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани», Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителей о неразмещении информации о проведении торгов по продаже права на размещение сезонной торговой точки на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

Согласно части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в той же части статьи 17.1 данного закона.

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговой деятельности, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:290302:356 представлен МБУ «Дирекция парков и скверов» в постоянное (бессрочное) пользование Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани» МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» утверждено органом, уполномоченным на организацию и проведение открытых электронных аукционов по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.  

Вышеуказанное положение определяет порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление Дирекции на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нестационарный торговый объект (далее – НТО) – торговый объект, не относящийся к объектам капитального строительства и не являющийся объектом недвижимости, представляющий собой сооружение или конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (передвижные средства развозной и разносной уличной торговли, пункты проката спортивного инвентаря, аттракционы и так далее).

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что к договору на право размещения нестационарного торгового объекта (торговой точки) не могут быть применены положения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку такой договор не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Правовая природа договора на право размещения нестационарного объекта в подземном пешеходном переходе совершенно иная, нежели договора аренды или другого договора, предполагающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В рассматриваемом случае организатор торгов не отчуждал места под торговлю, не передавал права владения и пользования на них.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru, в состав который такой вид торгов как продажа права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов не входит.

Требование о размещении на официальном сайте информации о проведении торгов по реализации прав на размещение сезонных нестационарных объектов нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено.

Кроме того, функционал официального сайта не предусматривает публикацию организаторами торгов данной информации на официальном сайте.

Следовательно, извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов (торговой точки) на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани не должно было быть размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

Аналогичная правовая позиция отражена Определении Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 306-КГ17-6531 по делу N А65-7258/2016.

Пунктом 6.1 Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками установлено, что Дирекция осуществляет публикацию информационного извещения и аукционной документации об электронном аукционе на электронной площадке sale.zakazrf.ru в соответствии с настоящим Положением.

Указанное требование организатором торгов соблюдено, 20 апреля 2021 года МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» размещены извещения №SALERRA00000563 и №SALERRA00000564 на право размещения сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани на официальном сайте http://sale.zakazrf.ru/.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно доводов заявителей об отсутствии в извещении о проведении торгов обязательных сведений, предусмотренных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

В соответствии с пунктом 105 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» в извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;

2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;

3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;

4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;

5) срок действия договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;

7) требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка;

8) срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона, устанавливаемый с учетом положений пункта 107 настоящих Правил;

9) указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае проведения аукциона в отношении имущества, предусмотренного Законом N 209-ФЗ.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России ранее было установлено, что обжалуемые торги проводились в соответствии с Положением об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление  МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани»  на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани», а не Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Следовательно, положения и требования, установленные Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, в том числе, пунктом 105 в части наличия обязательных сведений в извещении о проведении торгов в рассматриваемом случае не применяются.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно доводов заявителей о нарушении организатором торгов сроков опубликования извещения о проведении торгов.

Пунктом 6.1 Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов  на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление  МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани»  на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками установлено, что Дирекция осуществляет публикацию информационного извещения и аукционной документации об электронном аукционе на электронной площадке sale.zakazrf.ru в соответствии с настоящим Положением.

Согласно пункту 6.2 Положения Дирекция публикует информационное извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте при условии, что опубликование и размещение не осуществляются вместо предусмотренного настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения информационное извещение о проведении электронного аукциона размещается Дирекцией на электронной площадке не менее чем за 20 (двадцать) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно извещениям №SALERRA00000563 и №SALERRA00000564 на право размещения сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани от 20.04.2021г. дата и время окончания подачи заявок на участие 11.05.2021г. 12:00:00.

Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021г.» были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 4 по 7 мая. С учетом праздничных дней и ранее установленных переносов выходных, нерабочими днями были дни в период с 1 по 10 мая 2021 года.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что организатором торгов не соблюдены сроки размещения извещений о проведении электронных аукционов №SALERRA00000563 и №SALERRA00000564.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени», время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, у потенциальных участников торгов было 12 полных рабочих дней (с учетом Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 – 8 полных рабочих дней) для подачи заявки на участие в аукционе. Тогда как пунктом 6.3 Положения об организации и проведении электронного аукциона установлено, что такой срок должен составлять не менее чем 20 (двадцать) рабочих дней.

Доводы заявителей признаны обоснованными.

Организатором торгов нарушены требования пункта 6.3 Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление  МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани»  на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани» в части несоблюдения сроков опубликования информационного извещения о проведении торгов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы заявителей ООО «Фортуна» (вх. №6548/ж от 13.05.2021г.) и ООО «Кофейная Компания» (вх. № 6577/ж от 14.05.2021г.), а также дополнения и пояснения к жалобам на действия организатора торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» при проведении торгов №SALERRA00000563 на предмет: «Право на размещение сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)» и №SALERRA00000564 на предмет: «Право на размещение сезонной торговой точки по реализации мороженого, сладостей и прохладительных напитков в таре на территории парковой зоны озера Лебяжье г.Казани, площадью до 3 кв.м., реестровый номер МВ-К-2 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)» обоснованными в части нарушения сроков публикации извещения о проведении торгов.

Признать организатора торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» нарушившим требования пункта 6.3 Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление  МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани»  на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани».

Выдать организатору торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны