Решение №04-04/14154 Решение по делу №016/10/18.1-1748/2022 от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/14154 от 21.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие представителей организатора торгов финансового управляющего <…> – [должностное лицо], о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо] лично, рассмотрев после перерыва в режиме видеоконференции жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] ((вх. №13644/ж от 31.10.2022 г.) на действия организатора торгов финансового управляющего <…> – [должностное лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника, объявление о проведении торгов на сайте https://bankrot.fedresurs.ru №8933217 от 03.06.2022 г., лот №1,

У С Т А Н О В И Л А:

Объявление о проведении торгов №8933217 по продаже имущества должника опубликовано на официальном сайте https://bankrot.fedresurs.ru 03.06.2022г.

Организатор торгов – арбитражный управляющий <…> – [должностное лицо].

Предмет торгов:

Лот №1 - Земельный участок сельскохозяйственного назначения, под садоводство (Кадастровый номер объекта: 16:20:010801:103). Местонахождение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Васильевское городское поселение, СНТ "Волжанка" ВЛК, участок 157.

Начальная стоимость: 140 400 руб.

№ Начало периода действия цены и приема заявок в данном периоде Конец периода действия цены и приема заявок в данном периоде Цена лота, в руб.

1 04.06.2022 00:00:00 11.07.2022 23:59:59 140 400,00

2 12.07.2022 00:00:00 14.07.2022 23:59:59 126 360,00

3 15.07.2022 00:00:00 17.07.2022 23:59:59 112 320,00

4 18.07.2022 00:00:00 20.07.2022 23:59:59 98 280,00

5 21.07.2022 00:00:00 23.07.2022 23:59:59 84 240,00

6 24.07.2022 00:00:00 26.07.2022 23:59:59 70 200,00

7 27.07.2022 00:00:00 29.07.2022 23:59:59 56 160,00

8 30.07.2022 00:00:00 01.08.2022 23:59:59 42 120,00

9 02.08.2022 00:00:00 04.08.2022 23:59:59 28 080,00

10 05.08.2022 00:00:00 07.08.2022 23:59:00 14 040,00

Вид торгов: Публичное предложение

Дата и время начала подачи заявок: 04.06.2022 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.08.2022 23:59.

Дата и время торгов: 04.06.2022 00:00.

Место проведения: Центр дистанционных торгов.

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушением норм действующего законодательства, а именно, организатором торгов не возвращен задаток по проведенным торгам.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

В рассматриваемом случае порядок реализации имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов, а также позиции организатора торгов, изучив представленные сторонами документы и материалы, приходит к следующим выводам.

04 августа 2022 года на основании протокола об определении участников торгов №128579 за период с 27.07.2022 00:00:00 по 29.07.2022 23:59:5 по рассматриваемому лоту был определен один единственный участник, допущенный к участию в торгах:

- <…> – [должностное лицо].

Протоколом о результатах проведения торгов № 128579 от 05.08.2022 года победителем торгов по рассматриваемому лоту был определён <…> – [должностное лицо].

Так, в соответствии с пунктом 3.1.           проекта договора о задатке было определено, что в случае если Претенденту было отказано в принятии заявки на участие в торгах, <…> – [физическое лицо], в <…> – [должностное лицо], обязуется возвратить поступившую на его счет сумму задатка указанным в пункте 2.6. способом в установленный действующим законодательством срок с даты официального отказа в принятии заявки Претендента.

В соответствии с пунктом 3.2. проекта договора о задатке, в случае, если Претендент не признан победителем торгов, <…> – [физическое лицо], в лице <…> – [должностное лицо], обязуется возвратить поступившую на его счет сумму задатка указанным в пункте 2.6. способом в установленный действующим законодательством срок со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Пунктом 2.6. проекта договора о задатке было определено, что возврат задатка в соответствии со статьёй 3 Настоящего Договора осуществляется на расчетный счет Претендента указанный в пункте 5.2. настоящего Договора, в течении 5-ти банковских дней с даты официального получения реквизитов в случае их отсутствия в п.5.2.

Согласно доводам заявителя 01 августа 2022 года на этапе с 30 июля по 1 августа (23:59) заявителем была подана заявка на участие в торгах с предложением цены в размере 53830, 00 руб., оплатив также задаток 20 % в размере 29 000, 00 рублей.

По результатам завершения торгов на момент рассмотрения настоящей жалобы по существу организатором торгов задаток, внесенный заявителем еще на этапе подачи заявок, до сих пор не возвращен.

Согласно изложенным доводам заявителя при обращении к арбитражному управляющему и в СРО ими было указано не необходимость ожидания в связи со сменой арбитражного управляющего в рамках банкротного дела.  Впоследствии, <…> – [должностное лицо] были предоставлены контактные данные нового арбитражного управляющего <…> – [должностное лицо], который, в свою очередь, при обращении указал об отсутствии передачи <…> – [должностное лицо] ему каких-либо документов в рамках банкротного дела и об отсутствии в этой связи оснований для осуществления каких-любо выплат.

Из представленных пояснений Организатором следовали нижеприведенные обстоятельства.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.07.2022г. финансовый управляющий гражданина <…> – [физическое лицо] <…> – [должностное лицо] отстранен.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2022 финансовым управляющим гражданина <…> – [физическое лицо] утвержден <…> – [должностное лицо] (дело А65-32849/2019).

В период с 27.07.2022 по 05.08.2022гг. участники торгов оплачивали задатки по реквизитам специального счета должника р/с 40817810267540009339, открытом в банке ТАТАРСТАНСКИЙ РФ АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК", БИК 049205706 к/с 30101810400000000706.

Согласно представленным пояснениям организатора торгов задатки претендентами на участие в торгах зачислялись уже после прекращения полномочий финансового управляющего с 26.07.2022г. ввиду его отстранения, в связи с чем <…> – [должностное лицо] был не вправе распоряжаться расчетным счетом должника после указанной даты, в том числе осуществлять возврат задатков участникам торгов.

По мнению <…> – [должностное лицо], его действия по распоряжению имуществом должника, в том числе денежными средствами на его расчетном счете после отстранения могут быть расценить как неправомерные, ввиду чего <…> – [должностное лицо] был не вправе распоряжаться расчетным счетом должника и совершать иные действия после прекращения полномочий. По данной причине финансовым управляющим также не был подписан договор купли-продажи с победителем вышеуказанных торгов <…> – [физическое лицо].

Сведения о специальном счете должника, на который зачислялись задатки, были размещены на ЕФРСБ сообщением №8403018 от 21.04.2022 г.), в связи с чем вновь утвержденный 06.10.2022г. финансовый управляющий <…> – [должностное лицо] обязан был принять меры по возврату задатков участникам торгов в разумный срок с момента своего назначения.

Антимонопольный орган, ознакомившись с письменными и устными пояснениями сторон, с представленными материалами дела приходит к следующим выводам.

Целями Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) за исключением жалоб рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Изучив доводы сторон по делу, представленные документы, Татарстанское УФАС России принимает решение по жалобе с учетом правовой позиции, изложенной в определении от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации.

В определении от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026, опубликован 23.08.2010 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 34.

Согласно подпункту "а" пункта 1.1 раздела I Порядка, анализ состояния конкуренции проводится при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Законом о защите конкуренции и Порядком не предусмотрено.

Также проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо иными распорядительными документами ФАС России не установлено.

Так, заявителем жалобы является определенное физическое лицо, оспаривающее прямо обозначенные обстоятельства в рамках конкретных торгов.

Материалы дела не содержат однозначных сведений о влиянии торгов на формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, а также на то, что стороны являются субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.

В связи с изложенным, контроль за соответствующими торгами не входит в полномочия антимонопольного органа.

При этом, Татарстанским УФАС России принято решение о направлении жалобы заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №13644/ж от 31.10.2022г.) в Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Союз «АУ «Правосознание» (ОГРН 1145000002146, ИНН 5029998905), Союз СРО "ГАУ" - Союз "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих" (ИНН 1660062005, ОГРН 1021603626098) в целях проведения соответствующей проверки действий организаторов торгов (в том числе по факту выявления признаков мошенничества) в рамках представленных полномочий.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Оставить жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] ((вх. №13644/ж от 31.10.2022г.) на действия организатора торгов финансового управляющего <…> – [должностное лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника, объявление о проведении торгов на сайте https://bankrot.fedresurs.ru №8933217 от 03.06.2022 г., лот №1 без рассмотрения.

Передать материалы настоящего дела в Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Союз «АУ «Правосознание» (ОГРН 1145000002146, ИНН 5029998905), Союз СРО «ГАУ» - Союз «Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих» (ИНН 1660062005, ОГРН 1021603626098) для проведения в рамках компетенции соответствующей проверки действий организаторов торгов в установленной части.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны