Решение №04-04/16381 Решение по делу №016/07/3-2177/2020 от 14 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/16381 от 14.12.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №07 от 04.12.2020г.), в отсутствии представителя заявителя <…> – [физическое лицо], о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленную надлежащим образом, рассмотрев жалобу (вх.№16661/ж от 02.12.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» при проведении закупки, с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности»,
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности».
Начальная (максимальная) цена - 3 279 467,00 рублей.
По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство в части составления документации.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, данная жалоба рассматривается в том числе и в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерном установлении коротких сроков исполнения договора.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках гласит, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Рассматриваемая закупка размещена - 25.11.2020 17:19;
Дата окончания подачи заявки - 07.12.2020 в 10:00;
Дата подведения итогов запроса предложений - 09.12.2020.
Таким образом, договор может быть заключен (самое ранее) – 20.12.2020г.
Согласно разделу 4 технического задания срок оказания образовательных услуг – 25.12.2020г.
Исходя из положений документации, заказчику необходимо выполнить работы по оказанию образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности» в размере 256 академических часов.
Академический (учебный) час — отрезок времени (обычно продолжительностью 40—45 мин) для занятий в учебных заведениях, а также мера объёма материала, намечаемого к изучению в течение этого времени.
Из них по темам:
- Нематериальный коммерческий продукт – 70 часов;
- Права на служебные объекты интеллектуальной собственности – 60 часов;
- Поступление и движение нематериальных активов – 62 часа;
- Налоговый учёт нематериальных активов и результатов НИОКР – 48 часов;
- Регистрация интеллектуальной собственности – 62 часа;
- Цифровые инструменты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) – 58 часов;
- Управления интеллектуальной собственностью как механизм реализации инновационной стратегии предприятия – 48 часов;
- Право в сфере интеллектуальной собственности – 62 часа;
- Правовые особенности охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности- 58 часов;
- Международное право интеллектуальной собственности – 48 часов;
- Интеллектуальные права в маркетинговой деятельности организации – 63 часа;
- Цифровые инструменты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) – 58 часов;
- Международное право интеллектуальной собственности- 49 часов.
Следовательно, одновременно исполнить обучение по всем темам в течении пяти дней невозможно, поскольку проведение курса по одной теме в различных помещениях (кабинетах) в одно и то же время, не соответствует целям осуществления обучения.
Таким образом, учитывая то, что срок оказания услуг – 5 дней, победителю закупки невозможно исполнить условия договора в части оказания образовательных услуг в размере 256 академических часов.
Данные действия нарушают требования пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Довод заявителя признан обоснованным.
Относительно довода заявителя о том, что документацией некорректно установлены критерии оценки заявок и требования к последним.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из анализа Положения о закупках ГУП РТ «Татарстанский ЦНТИ», последним не установлено требований к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 3 документации заказчиком установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке «порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке».
№ |
Критерии |
Порядок оценки и сопоставление |
Количество баллов |
Коэффициент значимости показателя критерия (Ni) |
Стоимостной критерий оценки (Ka – значимость критерия «цена договора» - 30 %)
|
||||
1. |
Цена договора |
По критерию «цена договора», бальное значение которого является 100 баллов, баллы присваиваются всем участникам закупки по формуле: а) в случае если Цmin > 0 ЦБi=((Umin1/Ui1) X 100), где: Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Umin- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; б) в случае если, Цmin < 0 ЦБi=(((Umax-Ui)/ Umax) X 100) |
100 |
100 % |
Рейтинг заявки по критерию «Цена договора» вычисляется путем умножения количества баллов, присуждаемых заявке по критерию «цена договора», умноженного на коэффициент значимости соответствующего критерия.
|
||||
Квалификация участника закупки (Kb - значимость критерия «квалификация участника закупки» - 70 %) |
||||
1. |
Наличие опыта оказания услуг, связанного с предметом договора |
Оценка заявки по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника исполненных договоров и(или) государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых является оказание образовательных услуг по реализации программ профессиональной переподготовки в сфере интеллектуальной собственности. Требования к договорам (контрактам): - договор (контракт) должен быть исполнен на момент подачи заявки; - договор (контракт) должен быть заключен не позднее чем за два года до даты подачи заявки на участие в закупке; - сумма каждого договора (контракта) должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора. Вместе с договорами должны быть предоставлены акты об оказании услуг. Баллы по данному критерию начисляются: отсутствие договоров (контрактов) – 0 баллов от 1 до 15 договоров (контрактов) - 25 баллов от 16 до 26 договоров (контрактов) - 50 баллов от 27 до 40 договоров (контрактов) - 75 баллов от 41 и более договоров (контрактов) - 100 баллов |
100 |
50 % |
2. |
Деловая репутация участника закупки |
Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника документов, подтверждающих положительную деловую репутацию участника закупки. К документам, подтверждающим положительную деловую репутацию относятся: - Рекомендательные и (или) благодарственные письма; - Стаж работы на рынке (не менее 2 (двух) лет); Баллы по данному критерию начисляются: Наличие рекомендательных и (или) благодарственных писем (не менее 5 (пяти) писем) - 50 баллов; Стаж работы на рынке (не менее 2 (двух) лет) подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ/ЕГРП содержащей сведения об основном (дополнительном) виде деятельности по коду 85.42.9 «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки » (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) - 50 баллов. |
100 |
20 % |
3 |
Наличие трудовых ресурсов |
Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов. В подтверждение соответствия критерию предоставляются копии трудовых книжек и трудовые договоры педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией. Баллы по данному критерию начисляются: от 1 до 3 педагогических работников - 25 баллов от 4 до 6 педагогических работников - 50 баллов от 7 до 9 педагогических работников - 75 баллов свыше 10 педагогических работников - 100 баллов |
100 |
20 % |
4 |
Количество слушателей, получивших образовательные услуги, завершивших обучение у участника закупки за 2019гг. |
Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества слушателей, которые успешно освоили программы профессиональной переподготовки у участника закупки. Требования: - Образовательные услуги должны быть оказаны не позднее чем за два года, до даты подачи заявки на участие в закупке. В подтверждение соответствия критерию предоставляется информация о количестве выданных удостоверений об освоении программ профессиональной переподготовки. Баллы по данному критерию начисляются: - от 0 до 499 слушателей - 25 баллов; - от 500 до 999 слушателей - 50 баллов; - от 1000 до 1599 слушателей -75 баллов; - более 1600 слушателей – 100 баллов. |
100 |
10 % |
Баллы по критерию «квалификация участника закупки» определяются: Bbi = B1i x Ni + B2i x Ni … + Bni x Ni, где: Bbi – количество баллов, присуждаемых i-й заявке по критерию «квалификации участника закупки»; Bni - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в закупке по n-му показателю; Ni – коэффициент значимости показателя критерия «квалификации участника закупки» по n-му показателю.
Рейтинг заявки по критерию «квалификация участника закупки» определяется: Rbi = Bbi x Kb, где: Rbi - рейтинг i-й заявки по данному критерию; Kb - значимость критерия «квалификация участника закупки».
|
Действующее законодательство не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки.
В целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Заказчиком при установлении показателей по критерию «Квалификация участника закупки» подкритерию «Деловая репутация участника закупки» указано, что оценка заявки по данному критерию осуществляется исходя, в том числе, из наличия рекомендательных и (или) благодарственных писем (не менее 5 (пяти) писем) - 50 баллов.
Однако заказчиком не указано, в связи с чем установлено минимальное количество благодарственных писем (не менее 5).
Данный критерий установлен необоснованно и вводит участников закупки в заблуждение, так как в случае если участник приложил в составе заявки 4 благодарственных письма, последний не получит баллов, а в случае если участник представит 5 таких писем, то получит 50 баллов. Установление данного критерия противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Кроме того, заказчик также установил следующий показатель по критерию «Квалификация участника закупки» подкритерий «количество слушателей, получивших образовательные услуги, завершивших обучение у участника закупки за 2019гг»:
- от 0 до 499 слушателей - 25 баллов;
- от 500 до 999 слушателей - 50 баллов;
- от 1000 до 1599 слушателей -75 баллов;
- более 1600 слушателей – 100 баллов.
Вышеуказанный критерий необоснованно ограничивает права участников закупки, так как для получения баллов по нему необходимо оказывать услуги исключительно в 2019 году, тогда как участник, по ряду различных причин, может оказывать подобные услуги только в 2020 году, однако услуги, оказанные в 2020 году, необоснованно не учитываются заказчиком.
Вместе с тем, в вышеуказанном критерии установлено, что образовательные услуги должны быть оказаны не позднее чем за два года, до даты подачи заявки на участие в закупке, следовательно, заказчик предусмотрел ситуацию, когда участник прикрепляет к составу заявки договоры, исполненные ранее 2019 года, а критерий звучит так, будто оцениваться должны только те договоры, которые были исполнены в 2019 году.
Установленные заказчиком критерии вводят участников закупки в заблуждение при предоставлении документов, подтверждающих квалификацию участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены показатели по критерию «Квалификация участника закупки», вводящие участников закупки в заблуждение.
Комиссия в данном случае приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком своей документации в части установления в ней критериев оценки и сопоставления заявок. Данные действия нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
Однако, ввиду того, что заказчик отменил рассматриваемую закупку, ввиду того, что невозможно оказать услуги в течении вышеуказанного срока, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу <…> – [физическое лицо] (вх. №16661/ж от 02.12.2020 г.) на действия заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» при проведении закупки, с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности», обоснованной.
Признать заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» нарушившим требования пункт 4 части 10 статьи 4, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |