Решение №04-04/16381 Решение по делу №016/07/3-2177/2020 от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/16381 от 14.12.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №07 от 04.12.2020г.), в отсутствии представителя заявителя <…> – [физическое лицо], о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленную надлежащим образом, рассмотрев жалобу (вх.№16661/ж от 02.12.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» при проведении закупки, с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности»,

УСТАНОВИЛА:

25 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности».

Начальная (максимальная) цена - 3 279 467,00 рублей.

По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство в части составления документации.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в том числе и в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.

 

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении коротких сроков исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках гласит, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Рассматриваемая закупка размещена - 25.11.2020 17:19;

Дата окончания подачи заявки - 07.12.2020 в 10:00;

Дата подведения итогов запроса предложений - 09.12.2020.

Таким образом, договор может быть заключен (самое ранее) – 20.12.2020г.

Согласно разделу 4 технического задания срок оказания образовательных услуг – 25.12.2020г.

Исходя из положений документации, заказчику необходимо выполнить работы по оказанию образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности» в размере 256 академических часов.

Академический (учебный) час — отрезок времени (обычно продолжительностью 40—45 мин) для занятий в учебных заведениях, а также мера объёма материала, намечаемого к изучению в течение этого времени.

Из них по темам:

- Нематериальный коммерческий продукт – 70 часов;

- Права на служебные объекты интеллектуальной собственности – 60 часов;

- Поступление и движение нематериальных активов – 62 часа;

- Налоговый учёт нематериальных активов и результатов НИОКР – 48 часов;

- Регистрация интеллектуальной собственности – 62 часа;

- Цифровые инструменты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) – 58 часов;

- Управления интеллектуальной собственностью как механизм реализации инновационной стратегии предприятия – 48 часов;

- Право в сфере интеллектуальной собственности – 62 часа;

- Правовые особенности охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности- 58 часов;

- Международное право интеллектуальной собственности – 48 часов;

- Интеллектуальные права в маркетинговой деятельности организации – 63 часа;

- Цифровые инструменты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) – 58 часов;

- Международное право интеллектуальной собственности- 49 часов.

Следовательно, одновременно исполнить обучение по всем темам в течении пяти дней невозможно, поскольку проведение курса по одной теме в различных помещениях (кабинетах) в одно и то же время, не соответствует целям осуществления обучения.

Таким образом, учитывая то, что срок оказания услуг – 5 дней, победителю закупки невозможно исполнить условия договора в части оказания образовательных услуг в размере 256 академических часов.

Данные действия нарушают требования пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

 

Относительно довода заявителя о том, что документацией некорректно установлены критерии оценки заявок и требования к последним.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из анализа Положения о закупках ГУП РТ «Татарстанский ЦНТИ», последним не установлено требований к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Частью 3 документации заказчиком установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке «порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке».

 

Критерии

Порядок оценки и сопоставление

Количество

баллов

Коэффициент значимости показателя критерия (Ni)

Стоимостной критерий оценки (Ka – значимость критерия «цена договора» - 30 %)

 

1.

Цена договора

По критерию «цена договора», бальное значение которого является 100 баллов, баллы присваиваются всем участникам закупки по формуле:

а) в случае если Цmin > 0

ЦБi=((Umin1/Ui1) X 100),

где:

Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Umin- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если, Цmin < 0

ЦБi=(((Umax-Ui)/ Umax) X 100)

100

100 %

 

Рейтинг заявки по критерию «Цена договора» вычисляется путем умножения количества баллов, присуждаемых заявке по критерию «цена договора», умноженного на коэффициент значимости соответствующего критерия.

 

Квалификация участника закупки (Kb  - значимость критерия «квалификация участника закупки» - 70 %)

1.

Наличие

опыта оказания услуг, связанного с предметом договора

Оценка заявки по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника исполненных договоров и(или) государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых является оказание образовательных услуг по реализации программ профессиональной переподготовки в сфере интеллектуальной собственности. 

Требования к договорам (контрактам):

- договор (контракт) должен быть исполнен на момент подачи заявки;

- договор (контракт) должен быть заключен не позднее чем за два года до даты подачи заявки на участие в закупке;

- сумма каждого договора (контракта) должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Вместе с договорами должны быть предоставлены акты об оказании услуг.

Баллы по данному критерию начисляются:

отсутствие договоров (контрактов) – 0 баллов

от 1 до 15 договоров (контрактов) - 25 баллов

от 16 до 26 договоров (контрактов) - 50 баллов

от 27 до 40 договоров (контрактов) - 75 баллов

от 41 и более договоров (контрактов) - 100 баллов

100

50 %

2.

Деловая репутация участника закупки

Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника документов, подтверждающих положительную деловую репутацию участника закупки.

К документам, подтверждающим положительную деловую репутацию относятся:

- Рекомендательные и (или) благодарственные письма;

- Стаж работы на рынке (не менее 2 (двух) лет);

Баллы по данному критерию начисляются:

Наличие рекомендательных и (или) благодарственных писем (не менее 5 (пяти) писем) - 50 баллов;

Стаж работы на рынке (не менее 2 (двух) лет) подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ/ЕГРП содержащей сведения об основном (дополнительном) виде деятельности по коду 85.42.9 «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

» (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) - 50 баллов.

100

20 %

3

Наличие трудовых ресурсов

Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества представленных в заявке участника документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов. В подтверждение соответствия критерию предоставляются копии трудовых книжек и трудовые договоры  педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией.

Баллы по данному критерию начисляются:

от 1 до 3 педагогических работников - 25 баллов

от 4 до 6 педагогических работников - 50 баллов

от 7 до 9 педагогических работников - 75 баллов

свыше 10 педагогических работников - 100 баллов

100

20 %

4

Количество слушателей, получивших образовательные услуги, завершивших обучение у участника закупки за 2019гг.

Оценка по данному критерию осуществляется исходя из количества слушателей, которые успешно освоили программы профессиональной переподготовки у участника закупки.

Требования:

- Образовательные услуги должны быть оказаны не позднее чем за два года, до даты подачи заявки на участие в закупке.

В подтверждение соответствия критерию предоставляется информация о количестве выданных удостоверений об освоении программ профессиональной переподготовки.

Баллы по данному критерию начисляются:

- от 0 до 499 слушателей - 25 баллов;

- от 500 до 999 слушателей - 50 баллов;

- от 1000 до 1599 слушателей -75 баллов;

- более 1600 слушателей – 100 баллов.

100

10 %

Баллы по критерию «квалификация участника закупки» определяются:

Bbi =  B1i x Ni +   B2i x Ni … + Bni x Ni,

где:

Bbi – количество баллов, присуждаемых i-й заявке по критерию «квалификации участника закупки»;

Bni - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в закупке по n-му показателю;

Ni – коэффициент значимости показателя критерия «квалификации участника закупки» по n-му показателю.

 

Рейтинг заявки по критерию «квалификация участника закупки» определяется:

Rbi = Bbi x Kb,

где:

Rbi - рейтинг i-й заявки по данному критерию;

Kb - значимость критерия «квалификация участника закупки».

 

 

 

Действующее законодательство не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки.

В целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.

Заказчиком при установлении показателей по критерию «Квалификация участника закупки» подкритерию «Деловая репутация участника закупки» указано, что оценка заявки по данному критерию осуществляется исходя, в том числе, из наличия рекомендательных и (или) благодарственных писем (не менее 5 (пяти) писем) - 50 баллов.

Однако заказчиком не указано, в связи с чем установлено минимальное количество благодарственных писем (не менее 5).

Данный критерий установлен необоснованно и вводит участников закупки в заблуждение, так как в случае если участник приложил в составе заявки 4 благодарственных письма, последний не получит баллов, а в случае если участник представит 5 таких писем, то получит 50 баллов. Установление данного критерия противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, заказчик также установил следующий показатель по критерию «Квалификация участника закупки» подкритерий «количество слушателей, получивших образовательные услуги, завершивших обучение у участника закупки за 2019гг»:

- от 0 до 499 слушателей - 25 баллов;

- от 500 до 999 слушателей - 50 баллов;

- от 1000 до 1599 слушателей -75 баллов;

- более 1600 слушателей – 100 баллов.

Вышеуказанный критерий необоснованно ограничивает права участников закупки, так как для получения баллов по нему необходимо оказывать услуги исключительно в 2019 году, тогда как участник, по ряду различных причин, может оказывать подобные услуги только в 2020 году, однако услуги, оказанные в 2020 году, необоснованно не учитываются заказчиком.

Вместе с тем, в вышеуказанном критерии установлено, что образовательные услуги должны быть оказаны не позднее чем за два года, до даты подачи заявки на участие в закупке, следовательно, заказчик предусмотрел ситуацию, когда участник прикрепляет к составу заявки договоры, исполненные ранее 2019 года, а критерий звучит так, будто оцениваться должны только те договоры, которые были исполнены в 2019 году.

Установленные заказчиком критерии вводят участников закупки в заблуждение при предоставлении документов, подтверждающих квалификацию участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены показатели по критерию «Квалификация участника закупки», вводящие участников закупки в заблуждение.

Комиссия в данном случае приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком своей документации в части установления в ней критериев оценки и сопоставления заявок. Данные действия нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Однако, ввиду того, что заказчик отменил рассматриваемую закупку, ввиду того, что невозможно оказать услуги в течении вышеуказанного срока, Комиссия решила предписание не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <…> – [физическое лицо] (вх. №16661/ж от 02.12.2020 г.) на действия заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» при проведении закупки, с номером извещения №32009723385 на предмет: оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности», обоснованной.

Признать заказчика ГУП РТ «Татарстанский центр научно-технической информации» нарушившим требования пункт 4 части 10 статьи 4, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны