Решение №04-04/2115 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-297/2022 от 16 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/2115 от 16.02.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФКП «КГКПЗ» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ООО «ЭксЭко» (направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «ЭксЭко» (вх. №1397/ж от 04.02.2022г.) на действия ФКП "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД" при проведении закупки №32211033818 на предмет: «Поставка теплообменников пластинчатых»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №32211033818 размещено в Единой информационной системе 14.01.2022 года.

Способ проведения закупки: Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик –     ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД".

Начальная (максимальная) цена договора —       119 903,96 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, заявка участника была неправомерно отклонена.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 2, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам такой закупки;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1.10.1 Положения Единая комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с протоколом № 32211033818-1 рассмотрения заявок запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводимом на электронной площадке 223.zakazrf.ru от 27 января 2022 г. заявка заявителя (№316963) была признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям:

- Заявка участника на участие в запросе котировок в электронной форме не соответствует установленным требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно:

В заявке участника отсутствуют требуемые в соответствии с п 30 «Инструкция по подготовке заявки» значения показателей, установленных п. 28 «Техническое задание» извещения и которые подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений:

- Участником предложено значение показателя «Количество пластин, шт:» - «46», требуемое значение показателя «21».

- Участником предложено значение показателя «Внутренний объем, л:» - «7,7», требуемое значение показателя «4,08».

Техническим заданием закупочной документации были установлены следующие технические характеристики теплообменника, требуемого к поставке:

 

Технические характеристики:

 

ГОР. среда

Хол. среда

Тип рабочей среды

Вода

96% Спирт

Расчетное давление, кгс/см2

16

16

Рабочее давление, кгс/см2

16

16

Пробное давление, кгс/см2

21

21

Потери давления, кгс/см2

0,02

0,01

Расчетная температура, °C

100

100

Температура спирта на входе, °C

- 10

Температура спирта на выходе, °C

32 ± 3

Температура теплоносителя, °C

70 - 80

Количество пластин, шт

21

Внутренний объем, л

4,08

Материал пластин

AISI 316

 

# указывается без слов или «эквивалент», так как закупается в целях исполнения государственного контракта 2027020100022000000000002/016/П от 18.06.2021г.

 

           

Инструкцией по подготовке заявки были установлены следующие требования заполнения заявки:

«Показатели, в отношении которых Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, и которые должны быть участниками закупки в своих заявках указаны в виде одного значения, отмечены в пункте 28 (Техническое задание) знаком *;

Показатели, в отношении которых Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, и которые должны быть участниками закупки в своих заявках указаны в виде диапазона значений показателя, отмечены в пункте 28 (Техническое задание) знаком **;

В отношении остальных показателей, указанных Заказчиком в пункте 28 (Техническое задание) установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно они подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Если в отношении какого-либо показателя Заказчиком установлено требование о соответствии ГОСТ, участниками закупки в своих заявках должно быть указано о соответствии показателя ГОСТу».

Из анализа заявки заявителя установлено, что участником по двум позициям были предложены показатели, несоответствующие требованиям документации, а именно:

- по показателю «Количество пластин, шт:» участником было указано значение «46» (требуемое значение показателя «21»).

- по показателю «Внутренний объем, л:» было указано «7,7» (требуемое значение показателя «4,08»).

Согласно представленным пояснениям представителя Заказчика теплообменники закупаются в рамках исполнения договора 2027020100022000000000002/016/П от 18.06.2021г., где ФКП «КГКПЗ» как поставщик обязан поставить технологическое оборудование линии для непрерывного спиртоводоотжима нитратов целлюлозы и укупорки готового продукта. Пластинчатые теплообменники с заданными характеристиками были прописаны рабочей проектной документацией в спецификации на оборудование, в связи с чем не могли подлежать изменениям.

Контрактной службой Заказчика дополнительно был сделан запрос инициатору закупки организации в целях уточнения возможности соответствия показателей теплообменника, предложенных заявителем. По результатам сделанного запроса был получен ответ (служебная записка от 01.02.2022 №123 главного механика) о несоответствии заявки участника техническому заданию и невозможности поставки товара по указанным характеристикам ввиду того, что теплообменник большего объема повлечет за собой рост сопротивления, что напрямую повлияет на качество готовой продукции.

Согласно жалобе заявителя при подаче заявки и указании технических характеристик, участник руководствовался в том числе ответом Заказчика на запрос разъяснений от 20.01.2022г.

Одним из вопросов поданного запроса заявителем являлся вопрос о возможности рассмотрения к поставке теплообменников, имеющих другие межосевые и габаритные размеры.

Заказчиком был дан ответ о том, что межосевые размеры менять допустимо, габаритные размеры фиксированы, т.к. теплообменник будет устанавливаться на подготовленный фундамент.

Руководствуясь указанным ответом Заказчика, заявитель указал в поданной заявке собственные показатели количества пластин и внутреннего объема, рассчитывая на то, что заявка по указанным показателям отклонена не будет.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации предоставленный Заказчиком ответ на запрос разъяснений заявителя ввел участника закупки в заблуждение.

В рассматриваемом случае, число участников закупки было ограничено действиями Заказчика, предоставившего заявителю ошибочную и неправильную информацию по предоставлению сведений о показателях теплообменника в ответе на запрос разъяснений.

С учетом изложенного, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом, учитывая несоответствие поданной заявки требованиям закупочной документации, действия Заказчика при отклонении заявки участника не выходят за рамки требований Положения ФКП «КГКПЗ» и отклонение было осуществлено в соответствии с положениями закупочной документации.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае предоставленный Заказчиком ответ на запрос разъяснений заявителя ввел участника обжалуемой закупки в заблуждение, и привел к предложению участником товара, не соответствующего потребностям заказчика, что, как следствие, и привело к отклонению заявки участника.

Учитывая изложенное, довод заявителя признан обоснованным частично в части дачи Заказчиком некорректного ответа на запрос разъяснений.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Учитывая, что рассматриваемая закупка была признана несостоявшейся, и Заказчиком было размещено новое извещение в рамках объекта закупки, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЭксЭко» (вх. №1397/ж от 04.02.2022 г.) на действия ФКП "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД" при проведении закупки №32211033818 на предмет: «Поставка теплообменников пластинчатых» обоснованной частично в части дачи некорректного ответа на запрос разъяснений.

Признать Заказчика ФКП "КПЗ" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны