Решение №04-04/5051 Решение по делу №016/07/3-662/2021 от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/5051 от 27.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.04.2021 г. №б/н), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.04.2021 г. №б/н), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.04.2021 г. №б/н), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.04.2021 г. №б/н), в присутствии представителя заявителя ООО «НПП «ЭРА» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.04.2021г. №71), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «НПП «ЭРА» (вх. №4806/ж от 08.04.2021г.) на действия заказчика АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» при проведении закупки №32110062688 на предмет: «1413-2021-00069 Поставка токарно-винторезного станка для нужд Акционерного общества «Казанское приборостроительное конструкторское бюро»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32110062688 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.03.2021 года.

Заказчик – АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро».

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 059 638,70 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 19 апреля 2021 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 23 апреля 2021 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение), с изменениями, утвержденными от 30.12.2020г.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

В соответствии с пунктом 2 Постановления при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 5 Постановления установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Согласно пункту 6 Постановления приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировок №32110062688-01 от 18.03.2021г. на участие в закупке поступило 5 заявок.

Комиссия решила ранжировать заявки участников закупки, допущенных к участию в закупке, по мере увеличения цен заявок, а также с предоставлением приоритета заявкам участников, предлагающих товары российского происхождения, поступивших ранее при равенстве предлагаемых условий исполнения договора:

 

№ места

Идентификационный номер заявки

Цена заявки, руб.

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1.

230108

2 815 157,00

16.03.2021 18:06:32 (+03:00)

2.

230079

3 410 000,00

16.03.2021 16:55:33 (+03:00)

3.

229053

3 883 499,00

16.03.2021 08:35:12 (+03:00)

4.

229927

3 951 000,00

16.03.2021 12:55:01 (+03:00)

5.

230144

4 000 000,00

16.03.2021 23:02:52 (+03:00)

 

Комиссия решила провести в соответствии с подразделом 4.13 извещения переторжку.

В соответствии с протоколом подведения итогов №32110062688-02 от 25.03.2021г. на участие в переторжке поступило 2 предложения. Сведения о поступивших заявках:

 

№ п/п

Идентификационный номер заявки

Цена заявки, руб.

Страна происхождения

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1.

229053

2 780 000,00 (Цена договора)

Тайвань

22.03.2021 12:59:52 (+03:00)

2.

229927

3 951 000,00 (Цена договора)

Тайвань

16.03.2021 12:55:01 (+03:00)

3.

230079

2 781 000,00 (Цена договора)

Тайвань

22.03.2021 12:59:30 (+03:00)

4.

230108

2 815 157,00 (Цена договора)

РФ

16.03.2021 18:06:32 (+03:00)

5.

230144

4 000 000,00 (Цена договора)

Швейцария

16.03.2021 23:02:52 (+03:00)

 

Комиссия решила ранжировать заявки участников закупки, допущенных к участию в закупке, по мере увеличения цен заявок, а также с предоставлением приоритета заявкам участников, предлагающих товары российского происхождения, поступивших ранее при равенстве предлагаемых условий исполнения договора:

 

№ места

Идентификационный номер заявки

Цена заявки, руб. с предоставление приоритета

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1.

230108

2 392 883,45

(Ц – 15 %)

16.03.2021 18:06:32 (+03:00)

2.

229053

2 780 000,00

(Цена договора)

22.03.2021 12:59:52 (+03:00)

3.

230079

2 781 000,00

(Цена договора)

22.03.2021 12:59:30 (+03:00)

4.

230144

3 400 000,00

(Ц – 15 %)

16.03.2021 23:02:52 (+03:00)

5.

229927

3 951 000,00

(Цена договора)

16.03.2021 12:55:01 (+03:00)

 

На основании приведенной ранжировки заявок победителем признан участник закупки с идентификационным номером 230108, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора 2 815 157,00. Заявка участника с идентификационным номером 229053 признана занявшей второе место.

В соответствии с подразделом п. 30 Информационной карты извещения комиссия решила провести в отношении участников с идентификационными номерами 230108, 229053 постквалификацию в соответствии с подразделом п. 30 Информационной карты извещения.

Согласно протоколу подведения итогов по результатам постквалификации №32110062688-03 от 05.04.2021г. участник закупки с идентификационным номером 230108 признан прошедшим постквалификацию, так как он полностью подтвердил свое соответствие требуемым параметрам квалификации и условиям исполнения договора в соответствии с критериями отбора, установленными п.п. 12, 15-17 информационной карты документации о закупке.

Однако, на основании ПП РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров Российского происхождения для целей закупок отдельными видами юридических лиц» товарами российского происхождения признается товар, включенный в реестр промышленной продукции, произведенный на территории РФ, предусмотренный ПП РФ от 30.04.2020 № 616.

При запросе номера реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, участник не предоставил в установленный срок информацию, необходимую для признания продукции товаром российского происхождения. В реестре Перечня производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации на сайте Минпромторга России заявленный производитель не значится.

Комиссия решила признать участника закупки с идентификационным номером 230108 прошедшим постквалификацию, но установление приоритета над иностранными товарами продукции участника неправомерно в силу отсутствия ее в реестре промышленной продукции, произведенный на территории РФ.

На основании повторной ранжировки заявок победителем признан участник закупки с идентификационным номером 229053, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора 2 780 000,00 (Два миллиона семьсот восемьдесят тысяч рублей 00 коп.), с объемом поставляемой продукции в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора: 31.12.2021г.

Комиссией Татарстанского УФАС России, в ходе анализа заявки участника установлено, что заявителем в техническом предложении была продекларирована страна происхождения поставляемого товара – Российская Федерация, без указания номера реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации:

 

 

№ п/п

Наименован ие поставляемо го товара

Указание производителя и наименование страны происхождения поставляемого товара

Предложение Участника в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик1

Номер реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации

Ед. изм.

Кол-во

1.

Токарновинторезны й станок с устройством цифровой индикации

 

UNIT-CTL618E (производит ель ООО «ПК «МСК»),

Российская Федерация

- Расстояние между центрами: 457 мм. - Габаритные размеры Длина: 1850 мм. Ширина: 750 мм. Высота: 1700 мм. - Выходная мощность, кВт/S1 100%: 2,25.  - Масса: 11000 кг. - Инвертер с мощностью 2,25 кВт.

- Двигатель с мощностью  2,25 кВт.

 

 

штука

1

 

Согласно пояснениям заявителя, номер реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации участником ООО «НПП «ЭРА» не представлен, так как указанный продукт не зарегистрирован в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации на сайте Минпромторга России.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, учитывая, что в заявке на участие ООО «НПП «ЭРА» продекларировало страну происхождения Российская Федерация, заказчиком при оценки заявки заявителя (идентификационный номер 230108) в соответствии с протоколом подведения итогов №32110062688-02 от 25.03.2021г. был правомерно предоставлен приоритет товаров российского происхождения.

Вместе с тем действия заказчика по указанию в протоколе подведения итогов по результатам постквалификации о неправомерности установления приоритета по причине отсутствия товара в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ являются неправомерными.

Действующим законодательством о закупках, в том числе пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 не предусмотрено обязательного представления номера реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации для получения приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами при оценке заявок участников закупки.

Непредоставление приоритета товару российского происхождения по результатам проведенной постквалификации являются неправомерными, так как участник продекларировал страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Заявителем предложен к поставке товар российского происхождения, соответствующий требованиям, установленным в документации, но не включенный в Реестр, в связи с чем в рассматриваемой закупке в соответствии с пунктом 2 Постановления N925 заказчику необходимо произвести оценку по предложенной в заявке заявителя цене договора, сниженной на 15 процентов.

Техническое предложение заявителя соответствует требованиям Заказчика, установленным в техническом задании. Кроме того, участник подтвердил свое соответствие требуемым параметрам квалификации и условиям исполнения договора в соответствии с критериями отбора.

Учитывая вышеизложенное, непредоставление приоритета товара российского происхождения в соответствии с Постановления N925 по итогам рассматриваемой закупки является неправомерным.

Кроме того, после перерыва в заседании Комиссии ООО «НПП «ЭРА» представлен сертификат соответствия высокоточных токарных станков №РОСС RU.HB65.H01146/21, изготовителем которых является ООО «ПК «МСК» (Россия).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «НПП «ЭРА» (вх. №4806/ж от 08.04.2021г.) на действия заказчика АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» при проведении закупки №32110062688 на предмет: «1413-2021-00069 Поставка токарно-винторезного станка для нужд Акционерного общества «Казанское приборостроительное конструкторское бюро»», обоснованной.

Признать заказчика АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны