Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/16728 Акт проверки №42/06 от 27 декабря 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/16728 от 27.12.2021

На основании приказов от 19 ноября 2021 года №01/327-пр, от 15 декабря 2021 года №01/355 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (422900, Республика Татарстан, Алексеевский район, поселок городского типа Алексеевск, площадь Советская, д. 1, ИНН 1605004718) (далее также – Исполнительный комитет).

Срок проведения проверки: с 25.11.2021 года по 27.12.2021 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, <…>.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

________________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась Инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Адрес проверяемой организации: 422900, Республика Татарстан, Алексеевский район, пгт Алексеевск, площадь Советская, д. 1, ИНН 1605004718.

Место проведения проверки: 422900, Республика Татарстан, Алексеевский район, пгт Алексеевск, площадь Советская, д. 1, ИНН 1605004718.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 19 ноября 2021 года №01/327-пр, а также требованием от 10.12.2021 исх. Б/Н.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:

Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения об Исполнительном комитете Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение), утвержденного решением Представительного органа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 27.09.2016 г. № 55.

Согласно Положения об Исполнительном комитете Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Советом Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 27 сентября 2016 года № 55, Исполнительный комитет является органом местного самоуправления Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Исполнительный комитет организует на территории муниципального района Республики Татарстан реализацию задач по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, на основании соглашений. 

В структуру Исполнительного комитета входят Руководитель Исполнительного комитета, его заместители, аппарат Исполнительного комитета, отделы и управления.

Исполнительный комитет финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.

Исполнительный комитет в области использования земли осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с порядком, определенным представительным органом муниципального района, и в случаях, предусмотренных законодательством, иными участками.     

<…> Исполнительного комитета в период проведения проверки являлся <…>. Назначен на должность <…> Исполнительного комитета Решением Совета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 05.11.2020 г. №13.

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, постановлений, распоряжений Исполнительного комитета за период с 2019 по день начала проведения проверки представлена в следующей таблице:

 

Входящая корреспонденция

Исходящая корреспонденция

Распоряжения

Постановления

2019

8211

3613

452

590

2020

8230

3294

467

511

2021

9294

3164

513

416

Объем (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок, запроса предложений, закупок с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), представлен в таблице:

2019 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

230 744 597,41

0

0

1 000 000,00

972 322,75

Общее количество

136

0

0

1

9

Итого общий объем закупок за 2019г.

232 716 920,16

2020 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

144 200 418,80

0

0

0

1 115 319,75

Общее количество

85

0

0

0

7

Итого общий объем закупок за 2020г.

145 315 738,55

2021 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

53 486 684,18

0

0

0

1 353 847,10

Общее количество

23

0

0

0

7

Итого общий объем закупок за 2021г.

54 840 531,28

План-графики закупок:

План-график на 2020 год размещен 20.12.2019 г.

План-график на 2021 год размещен 20.12.2020 г.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2019 году заказчиком размещен 18.03.2020г., в 2020 году размещен 27.01.2021г.

В 2019 году доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила – 16,6%, в 2020 году составила 82,34%.

1. Инспекцией Татарстанского УФАС России в ходе изучена деятельность Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в сфере наружной рекламы.

27 февраля 2017 г. №84 Исполнительным комитетом принято постановление №84 «О порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан», которым утверждены:

– Положение о комиссии по проведению открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение о проведении аукциона);

– состав комиссии по проведению открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан;

– Положение о порядке подготовки и проведения открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение о порядке подготовки и проведения аукциона);

– проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Разделом II «Основные понятия» Положения о порядке подготовки и проведения аукциона определены основные понятия указанного положения, в частности определены следующие понятия:

– заявитель – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, подавшее заявку для участия в аукционе на предложенных условиях;

– участник аукциона – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;

– победитель аукциона – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Пунктом 4.2 Раздела IV «Форма проведения аукциона» Положения о порядке подготовки и проведения аукциона определено, что в открытом аукционе может участвовать любое лицо.

Вместе с тем, в силу пункта 10.6 Раздела X «Подведение итогов аукциона» Положения о порядке подготовки и проведения аукциона, договор на установку и эксплуатацию средств (-а) наружной рекламы и информации заключается с победителем торгов – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Также в пункте 10.6 указано, если победитель аукциона – физическое лицо на момент заключения договора, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, договор с ним не может быть заключен, средства, потраченные на оплату права, возврату не подлежат.

Таким образом, Исполнительным комитетом допускаются к участию в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан физические лица, при этом физическое лицо не может быть победителем аукциона в случае, если на момент заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, такое физическое лицо не является зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено понятие хозяйствующего субъекта.

В соответствии с вышеуказанной нормой, хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

При этом согласно Приказу ФАС России от 08.08.2019 №1073/19 «Об утверждении методических рекомендаций», в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является:

– «коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход...»

– индивидуальный предприниматель

– иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

– также хозяйствующим субъектом может быть признано физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (что подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А52-706/2015).

Таким образом, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя или осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть участником товарного рынка, осуществлять не запрещенную законом экономическую деятельность.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вопросы размещения временных сооружений на территории муниципального образования действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления и дает право названным органам принимать меры для создания таких условий в пределах своей компетенции, в том числе самим определять необходимые действия, нормативно устанавливать порядок их совершения. Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации, при этом действуют они самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Кроме того, согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Реализация указанных положений закона преследует конституционно значимые цели: стимулирует свободу предпринимательства, способствует развитию конкуренции, становлению и развитию рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора, гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы, успешной реализации принципов социального государства на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в итоге способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 (далее – Указ) в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции.

Основополагающими принципами осуществления деятельности органов власти определено следующее:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Также в соответствии с Указом поручено осуществлять действия по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.

Органам местного самоуправления в соответствии с Указом рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках и поручено активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, устанавливая запрет физическим лицам на подписание договора на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, орган местного самоуправления необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Помимо вышеизложенного, Инспекция Татарстанского УФАС России отмечает, что в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» круг лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, был расширен, а именно появился такой субъект предпринимательской деятельности как плательщики налога на профессиональный доход.

Таким образом, текстом вышеуказанного Положения о порядке подготовки и проведения аукциона налогоплательщики налога на профессиональный доход (далее – самозанятые) исключаются из числа субъектов предпринимательской деятельности, которые могут считаться победителями аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон №422-ФЗ) самозанятыми признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 2 Закона №422-ФЗ профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №422-ФЗ не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Вместе с тем самозанятые могут участвовать в закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках).

Таким образом, действиями Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района ограничиваются также и физические лица, являющиеся налогоплательщиками налога на профессиональный доход

На основании вышеизложенного, по мнению Инспекции Татарстанского УФАС России, победа в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан и последующее заключение такого договора не должно ограничиваться путем предъявления к хозяйствующим субъектам дополнительных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, утвердив Положение о порядке подготовки и проведения открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, которым введены требования к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные действующим законодательством, создал дополнительный административный барьер для осуществления предпринимательской деятельности на территории Алексеевского муниципального района.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в создании дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Алексеевского муниципального района путем введения пункта 10.6 в Положение о порядке подготовки и проведения открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Постановлением Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 26.03.2019 г. №131 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории п.г.т. Алексеевское Алексеевского муниципального района.

Согласно вышеуказанной схеме, предусмотрено размещение 16 (шестнадцать) нестационарных торговых объектов.

Информации, подтверждающей проведение или непроведение торгов, наличие действующих договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, в адрес Инспекции Татарстанского УФАС России в ходе проведения проверки предоставлено не было.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности).

Особенности размещения нестационарных торговых объектов регламентированы статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации в силу части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года №553 (ред. от 29.12.2020 г.) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее также – Порядок).

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года №553 (ред. от 29.12.2020 г.) органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено привести в соответствие с настоящим Постановлением муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в соответствии с законодательством по итогам проведения торгов. Порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов определяются органами местного самоуправления Республики Татарстан.

Таким образом, Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 №553 должен утвердить порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

Однако в ходе проверки Исполнительным комитетом Алексеевского муниципального района Республики Татарстан не представлено положение о порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан ввиду его отсутствия.

Вместе с тем схема размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления утверждена, соответственно, подразумевается размещение нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района.

Процедура проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере торговли на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки нестационарных торговых объектов повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 Закон о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закон о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений, торги на право установки нестационарных торговых объектов проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере торговли и развития между ними добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для установки нестационарных торговых, находящихся в публичной собственности.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Необходимо отметить, что непроведение торгов, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, бездействие Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могут проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления права на установку нестационарных торговых объектов. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района, выразившихся в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выборочной проверкой закупок установлено следующее.

Исходя из статьи 6 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, в случае, осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Согласно данному пункту, заказчики вправе проводить закупки, направленные исключительно на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции при наличии причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавирусной инфекции. Указанная позиция также отражена в письме ФАС России ИА/21684/20 от 18.03.2020 г., а также в совместном Письме Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-ncov от 03.04.2020 года.

Кроме того, законом предусмотрена возможность заказчика, заключить контракт в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае необходимости экстренного устранения последствий аварии.

В ходе осмотра был изучен контракт, заключенный заказчиком с единственным поставщиком по п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Так, заказчиком 03 апреля 2021 года был заключен следующий контракт (реестровый номер № 3160500471820000010):

- контракт № б/н от 02.04.2020 г. заключен с ООО "ЧИСТОПОЛЬНЕФТЕПРОДУКТ" на поставку бензина автомобильного с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5.

В Единой информационной системе в сфере закупок отсутствуют документы или иная информация, подтверждающая экстренный характер проводимых работ и как следствие, невозможность проведения закупки конкурентным способом.

На основании изложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неверно определен выбор способа определения поставщика, что является нарушением статьи 6, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в части неверного выбора способа определения поставщика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, выявлены:

1) признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Алексеевского муниципального района путем введения пункта 10.6 в Положение о порядке подготовки и проведения открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан;

2) признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан;

3) нарушение статьи 6, части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части неверного способа определения поставщика.

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

 

 

(подпись проверяющего)

(подпись уполномоченного представителя, проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Акт составлен в 2-х экземплярах на _____ листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на ____ листах получен:

 

___________________/_______________________________________________

                       (подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны