Решение №АЯ-06/3457 РЕШЕНИЕ  по делу №016/01/16-2110/2021 от 17 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/3457 от 17.03.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/16-2110/2021 в отношении Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан (ИНН: 1612005818; ОГРН: 1051658034988) и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137, ОГРН: 1021607755916) по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения при организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции,

- в присутствии руководителя Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан <…>, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по доверенности <…>, директора ООО «Строймастер» <…>.

- в отсутствие представителей Министерства финансов Республики Татарстан, ООО «Водстрой» и ООО «Стройград», извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.05.2021 №01/144-пр и от 18.06.2021 №01/159-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан (422250, Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, 42, ОГРН: 1051658034988, ИНН: 1612005818).

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам проведения проверки в действиях Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) были обнаружены признаки нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

На основании приказа Татарстанского УФАС России от 12.11.2021 №01/318-к было возбуждено дело №016/01/16-2110/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан (ИНН: 1612005818; ОГРН: 1051658034988) и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137, ОГРН: 1021607755916) части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения при организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Определением об отложении дела №016/01/16-2110/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.12.2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, обладающих сведениями были привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан.

Определением об отложении дела №016/01/16-2110/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 15.02.2022 года к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, обладающих сведениями были привлечены ООО «Стройград» (ИНН: 1612008255) и ООО «Строймастер» (ИНН: 1612009298).

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/16-2110/2021 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

20 июня 2019 года между Исполнительным комитетом и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) был заключен договор на возмещение затрат №б/н.

Предмет договора – возмещение ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани от суммы понесенных ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат.

Цена договора – 936 600 рублей.

27 сентября 2019 года рабочий комиссией в составе: Руководителя Балтасинского РИК РТ <…>, и директор ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) <…> по результатам осмотра объекта: Организация выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани был составлен Акт рабочей комиссии и принято решение принять объект в эксплуатацию.

В декабре 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Исполнительным комитетом было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансфера из бюджета Республики Татарстан местному бюджету муниципального района Республики Татарстан №2.

Предмет соглашения – предоставление из бюджета Республики Татарстан в 2019 году бюджету Балтасинского муниципального района Республики Татарстан иного межбюджетного трансфера на организацию и проведение Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории г. Казани.

30 декабря 2019 года на основании платежного поручения: Счет №132 от 30 декабря 2020 года Исполнительным комитетом была произведена оплата работ по организации выставки в Республиканском национальном празднике «Сабантуй» в г. Казани.

Инспекцией было установлено, что договор на выполнение работ по организации выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани был заключен без проведения конкурсных процедур, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Обязательства по выполнению работ, связанных организацией выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, носят возмездный характер - подрядная организация выполняет соответствующие работы (услуги), а орган местного самоуправления их оплачивает. Возникшие правоотношения с ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) являются возмездными и носят гражданско-правовой характер, а полученные по ним от органа местного самоуправления денежной суммы фактически являются оплатой за выполненные работы (оказанные услуги). Данный факт является нарушением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности пункта 1 статьи 78, в соответствии с которым субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой (например, поддержка сельхозпроизводителей).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту.

Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Закона №44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.

В связи с вышеизложенным, услуги выполнялись ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) по заказу Балтасинского муниципального района для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются органом местного самоуправления.

Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросом местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

При этом в ходе рассмотрения дела №016/01/16-2110/2021 Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан были даны пояснения, что организация выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани не является муниципальной нуждой, поскольку инициатором проведения указанного праздника был Кабинет Министров Республики Татарстан  и соответствующие средства необходимы для проведения праздника в бюджете Балтасинского муниципального районе не были предусмотрены.

Субсидия на организацию выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани была предоставлена в рамках межбюджетных трансферов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, который был осуществлен на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.2019 №2339-р, в соответствии с Порядком предоставления межбюджетных трансферов из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на организацию и проведение татарского народного праздника «Сабантуй» в г. Казани, который был утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2019 №1218.

Также в ходе рассмотрения дела №016/01/16-2110/2021 Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан был представлен протокол №77-пр совещания у Руководителя Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан от 10.06.2019 года, на котором обсуждался вопрос организации выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани. В рамках указанного совещания также был произведен отбор строительных организацией, которые имеют возможность оказать услуги организации выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани.

Так в совещании приняли участие следующие организации ООО «Стройград» (сумма локальной ресурсной сметы – 962,105 тыс.руб.), ООО «Строймастер» (сумма локальной ресурсной сметы – 968,825 тыс.руб.) и ООО «Водстрой» (сумма локальной ресурсной сметы – 936,600 тыс.руб.).

В связи с предоставлением наименьшей суммы локального ресурсного сметного расчета, было принято решение о заключении договора с ООО «Водстрой» на организацию выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с Разъяснениями №3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 №3 при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу №016/01/16-2110/2021, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу косвенных доказательств не является достаточной для вывода о наличии между ответчиками антиконкурентного соглашения при реализации соглашений (договоров) о предоставлении субсидии, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России при рассмотрении дела №016/01/16-2110/2021 признаки нарушения Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан и ООО «Водстрой» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не подтверждены, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчиков не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/16-2110/2021, возбуждённого в отношении Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан (ИНН: 1612005818; ОГРН: 1051658034988) и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137, ОГРН: 1021607755916) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения при организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны