Решение №АЯ-04/10522 Решение по делу №016/07/1-1357/2020 от 7 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10522 от 07.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей  заказчика МУП города Набережные Челны «Горкоммунхоз» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.08.2020г. №407), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.08.2020 г. №406), в отсутствии представителей заявителя ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащих образом, рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. №10439/ж, 10440/ж, 10441/ж от 29.07.2020 г.) на действия заказчика МУП города Набережные Челны «Горкоммунхоз» при проведении закупки №32009252178 на предмет: «оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2019г.»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме №32009252178 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 03.07.2020 года.

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны «Горкоммунхоз».

Начальная (максимальная) цена контракта – 296 666,67 рублей.

Дата начала срока подачи заявок   19.06.2020

Дата и время окончания подачи заявок 20.07.2020 в 08:00

Дата подведения итогов 23.07.2020

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что рассматриваемая закупка должна проводится и размещаться в единой информационной системе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Статья 5 Закона об аудиторской деятельности  устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности  договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности  содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов о контрактной системе, Закона о закупках.

Таким образом, учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках исключает из сферы применения 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом о закупках, положением заказчика о закупке.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчик имеет организационно-правовую форму муниципального унитарного предприятия, доля государственной собственности (г. Набережные Челны) в уставном капитале которого согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц составляет 100%.

Таким образом, МУП города Набережные Челны «Горкоммунхоз» входит в перечень хозяйствующих субъектов, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, что подразумевает обязательное осуществление закупки на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с извещением о проведении закупки и документацией предметом закупки является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2019г.

Кроме того, в конкурсной документации заказчиком указано, что  документация разработана в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, заказчик разместил документацию о закупке в разделе закупок, проводимых в порядке, установленном Законом о закупках.

Соответственно закупка №32009252178 в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 4 Закона о закупках проводилась в соответствии с Законом о закупках, а не Законом о контрактной системе.

Размещая документацию о закупке в соответствующем разделе Единой информационной системы (ЕИС), заказчик гарантирует достоверность размещенной им информации, что корреспондирует праву участников закупок на получение достоверной информации посредством ЕИС.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик, осуществляя закупку на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2019г. нарушил требования пункта 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что Положение заказчика содержит право проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках Закона о закупках.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны «Горкоммунхоз», утвержденным 16.01.2020г.

Разделом 1.2 Положения установлены предмет и цели регулирования:

1.2.1. Настоящее Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика при осуществлении закупок:

•          за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

•          в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Заказчика, за исключением случаев исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

•          без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской федерации.

1.2.2. Настоящее Положение не регулирует отношения, связанные с:

•          куплей-продажей ценных бумаг, приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставку товаров);

•          приобретением Заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

•          осуществлением Заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

•          закупкой в области военно-технического сотрудничества;

•          закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

•          осуществлением Заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика;

•          заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

•          осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

•          определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

•          открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

•          исполнением Заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

•          осуществлением Заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с  положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

•          закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;

•          осуществлением Заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством;

•          совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме).

Таким образом, пунктом 1.2.2 Положения заказчиком установлено, что Положение не регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика.

Довод заявителя не находит своего подтверждения и признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что заказчик неправомерно провел рассматриваемую закупку в рамках Закона о закупках.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с конкурсной документацией заказчиком установлено, что объектом закупки является проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2019г.

Цели использования результатов услуг: использование информации Заказчиком и собственником при принятии управленческих решений.

Вид оказываемых услуг: обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общие требования к оказанию услуг: аудиторская проверка проводится согласно ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002г., ФЗ № 307-ФЗ от 30.12.2008г. Целью проведения ежегодного обязательного аудита является формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, выявление хозяйственных операций, осуществленных в нарушение порядка, установленного нормативными документами, приведших к искажению показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Основными задачами аудиторской проверки являются определение полноты отражения информации об имуществе и обязательствах хозяйственного общества в финансовой (бухгалтерской) отчетности, выявление отклонений показателей, имеющих существенное значение.

Исполнитель обязан отразить в аудиторском отчете все выявленные отклонения показателей баланса и отчета о прибылях и убытках, превышающие установленные уровни существенности.

Таким образом, учитывая, что заказчиком в соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчик, осуществляя рассматриваемую закупку нарушил требования пункта 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках.

К аналогичному выводу Комиссия  Татарстанского УФАС России пришла при рассмотрении первого довода жалобы заявителя.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя о неуказании заказчиком требований к аттестату аудиторов, квалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона об аудите обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Статьей 11 Закона об аудиторской деятельности установлено, что квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Согласно пункту 4.1 статьи 23 Закона об аудите с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Законом об аудите, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Согласно статье 16 Закона об аудите в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности (далее – Совет). Во исполнение указанной нормы закона приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2009 № l46н был создан Совет при Минфине РФ.

В рамках своих полномочий Советом были разработаны и одобрены (протокол от 18.09.2014 № 14, с изменениями от 22.09.2016 N 26) Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудите (далее – Методические рекомендации).

Пунктом 4.1. Методических рекомендаций установлено, что помимо общих требований к участникам закупки, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, в конкурсной документации рекомендуется учесть следующие требования Федерального закона N 307-ФЗ:

1) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов;

2) аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;

3) в отношении участника закупки на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита не должны действовать меры воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающие участника закупки права заключать новые договоры;

4) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности может проводиться только аудиторскими организациями;

Пунктом 29 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено, что к копиям документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки относятся документы, подтверждающие, что исполнитель является членом саморегулируемой организации аудиторов.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством не установлено требования об указании конкретного вида аттестата аудитора.

Вид квалификационного аттестата аудитора определяется в зависимости от выбранного способа проведения аудита (обязательный, финансовый, инициативный) и организационно-правовой формы заказчика (в рассматриваемом случае, при  аудите отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов).

Кроме того, заказчиком в документации установлено, что исполнитель должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов.

Довод заявителя признан необоснованным.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Также установлено, что ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» являлся участником рассматриваемого конкурса.

Следовательно, неуказание заказчиком требования к конкретному виду квалификационного аттестата аудитора не являлось препятствием для подачи заявителем заявки на участие, при подаче заявки участник согласился с требованиями, установленными заказчиком в конкурсной документации.

Относительно довода заявителя о неоднозначной и непонятной оценке заявки участника по критерию «квалификация участников закупки».

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:

1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;

3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;

4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;

5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.

В соответствии протокол подведения итогов конкурса по критерию «Квалификация участника закупки» заказчиком произведена следующая оценка заявок участников:

 

Наименование участника закупки

Показатель: наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора)

Значимость оцениваемого показателя, %

Рейтинг заявки по оцениваемому критерию,

умноженному на значимость

Сумма контрактов (договоров) указанных в предложении участника конкурса об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора)

Максимальное предложение из предложений по критерию Кmax

Максимальное значение в баллах указанного показателя

Оценка в баллах по оцениваемому показателю

ЦБi = Кi/Кmax× 100

ООО "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ПРОФИ"

4 822 933,33

5 356 506,00

100

90,04

40

36,02

АО АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ "АРТ-АУДИТ"

2 880 300,00

53,77

21,51

ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ"

2 243 918,33

41,89

16,76

ООО КОНСУЛЬТАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ФИРМА "АУДИТ ТД"

3 437 120,00

64,17

25,67

ООО "АУДИТ-СТАНДАРТ"

2 737 000,00

51,10

20,44

ООО "АЛЬЯНС КОНСАЛТИНГ"

5 356 506,00

100

40

ООО "АФ "АУДИТЦЕНТР"

1 920 166,00

35,85

14,34

 

В примечании к оценка по критерию «Квалификация участника закупки» ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» указано, что в Рекомендуемой форме заявлено предложение об опыте оказания услуг на сумму 4 695 934,33 руб.; приложены акты оказанных услуг и иные документы, подтверждающие факт исполнения предоставленных контрактов (договоров) за 2019 год, на сумму 2 243 918,33 руб. Предложения об опыте оказания услуг за 2018, 2020гг. не оцениваются.

В соответствии с разделом 6 документации заказчиком установлен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

При оценке заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия руководствуется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Значимость критерия «квалификация участников закупки» составляет 40% .

Рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки» (Куз) – сумма рейтинга по показателю критерия, умноженная на значимость критерия.

Конкурсная комиссия при оценке заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием "квалификация участников закупки", оценивает заявку участника конкурса по показателям:

- наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора). Значимость показателя 100%;

Максимальное значение в баллах указанного показателя составляет 100 баллов.

В качестве подтверждения квалификации участника закупки по данному показателю участник закупки предоставляет копии контрактов (договоров), копии актов оказанных услуг по этим контрактам (договорам) за 2019г. на оказание услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора).

Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора) определяется из суммы контрактов (договоров) указанных в предложении участника конкурса об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора).

Предложения об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора) подается по рекомендуемой Форме, прилагаемой к настоящей конкурсной документации с приложением копий контрактов (договоров), актов оказанных услуг или иных документов подтверждающих факт исполнения предоставленных контрактов (договоров) за 2019 год.

Предложение участника конкурса об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора) оценивается только в той части, которая подтверждается копиями договоров (контрактов), актами оказанных услуг или иных документов подтверждающих факт исполнения предоставленных контрактов (договоров) за 2019 год.

Конкурсная комиссия выставляет 100 баллов по данному показателю Заявке на участие в Конкурсе, с лучшим предложением об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора). Баллы по другим Заявкам, согласно представленным сведениям, выставляются пропорционально баллам, выставленным Заявке, с лучшим предложением по формуле:

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

  - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Заявкам с одинаковыми предложениями присваивается одинаковое количество баллов.

В случае непредставления в составе Заявки указанных копий контрактов (договоров), актов оказанных услуг или иных документов подтверждающих факт исполнения предоставленных контрактов (договоров) за 2019г., Заявка по указанному показателю будет оцениваться в 0 баллов. В случае выявления недостоверных сведений Заявка по указанному показателю будет оцениваться в 0 баллов.

Для получения итогового рейтинга по заявке баллы, присуждаемые этой заявке, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Согласно пояснениям заказчика, в опыт оказания услуг участнику засчитывались суммы тех контрактов, которые были исполнены именно в 2019 году (акты об оказании услуг датированы 2019 годом). Если бы участником был представлен контракт, заключенный ранее 2019г., но исполненный в 2019г., то сумма договора была бы засчитана в опыт оказания услуг сопоставимого характера.

Конкретно по участнику №3 ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» - участников было заявлено предложение об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема в количестве 38 контрактов (договоров) на сумму 4 695 934, 33 рублей:

- 6 контрактов не зачтены в опыт, так как заключены 2020 году;

- 9 контрактов 2019г. не зачтены в опыт, так как исполнены только в 2020 году;

- 11 контрактов 2018-2019гг. зачтены полностью, так как исполнены в 2019 году;

- 12 контрактов 2018-2019гг. зачтены частично, в части их исполнения в 2019 году.

Итого в опыт оказания услуг сопоставимого характера заявителю засчитана сумма 2 243 918, 33 рублей.

Заказчиком также представлен расчет заявки участника по критерию «квалификация участника закупки» с указанием засчитанных и не засчитанных в опыт оказания услуг сопоставимого характера контрактов.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в конкурсной документации заказчиком был установлен однозначный порядок оценки заявок участников, а именно, что предложение участника конкурса об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом контракта (договора) оценивается только в той части, которая подтверждается копиями договоров (контрактов), актами оказанных услуг или иных документов подтверждающих факт исполнения предоставленных контрактов (договоров) за 2019 год.

Следовательно, заказчиком при рассмотрении заявок оценивались контракты, исполненные в 2019 году.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Комиссия приходит к выводу, учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, на участие в закупке было подано 7 заявок (в том числе от заявителя), по результатам рассмотрения которых все были допущены до участия, при проведении закупки имелась конкуренция, снижение по результатам конкурса составило 83,8% от начальной (максимальной) цены контракта, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. №10439/ж, 10440/ж, 10441/ж от 29.07.2020г.) на действия заказчика МУП города Набережные Челны «Горкоммунхоз» при проведении закупки №32009252178 на предмет: «оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2019г.» обоснованной в части неправомерного проведения закупки в рамках Закона о закупках.

Признать заказчика МУП города Набережные Челны «Горкоммунхоз» нарушившим требования пункта 7 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны