Решение №АЯ-04/5567 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-782/2023 от 1 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/5567 от 01.06.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО «Транснефть-Прикамье»ж – <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/515 от 01.11.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/514 от 01.11.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/814 от 21.12.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/581 от 05.12.2022 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Лига-Сервис» – <…> – [должностное лицо], в отсутствии представителя заявителя ООО «Мототрейд» о дате, времени и месте рассмотрения жалоб извещенного надлежащем образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО «Лига-Сервис» (вх. №4709/ж от 11.05.2023 г.), заявителя ООО «Мототрейд» (вх. №4781/ж от 12.05.2023 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки (запрос цен) №SBR043-2303300151 на предмет: «1200-B01-K-02-01612-2023 Поставка транспортных средств и специальной техники (Снегоходы)»,
УСТАНОВИЛА:
30.03.2023 г. на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» (http://utp.sberbank-ast.ru) опубликовано извещение №SBR043-2303300151 о проведении запроса цен по лоту №1200-B01-K-02-01612-2023 на предмет «Поставка транспортных средств и специальной техники (Снегоходы)».
Организатор закупки и заказчик – АО «Транснефть – Прикамье».
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) – 9 693 500,04 рублей c учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС.
Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявки заявителей отклонены заказчиком неправомерно и необоснованно.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной уведомлениями исх. №№АЯ-04/4717 от 12.05.2023 г., АЯ-04/4779 от 15.05.2023 г. на 22.05.2023 г. в 10 час. 30 мин., в связи с необходимостью получения дополнительных сведений, был объявлен перерыв на 29.05.2023 г. в 14 час. 00 мин.
Кроме того, от заказчика, а также от заявителя – ООО «Лига-Сервис» поступили ходатайства об ознакомлении с материалами дела. В ходе рассмотрения жалоб указанные ходатайства Комиссией удовлетворены, запрашиваемая сторонами информация направлена на электронную почту про адресам: TikhonovaLS@kaz.transneft.ru, info@liga76.ru.
29.05.2023 г. Комиссия продолжила рассмотрение жалобы после перерыва.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, при проведении рассматриваемой закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг
ПАО «Транснефть» (далее – Положение) (в редакции от 15.09.2022г.), а также Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно пункту 2.9 Положения запрос цен – способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену договора или низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках).
В пункте 10 (1).3.2 Положения заказчиком указаны случаи отклонения заявки на участие в закупке, в том числе, конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае:
- несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;
- установления недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 14.2.2 Инструкции для участника закупки Конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в Положении о закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с протоколом №1200-B01-К-02-01612-2023/Д от 02.05.2023г. заявки заявителей отклонены заказчиком по следующим основаниям:
Заключение о соответствии участников и представленных заявок на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке
Участник закупки |
Заключение |
Причина несоответствия |
|
Участник 1 |
соответствует |
|
|
Участник 2 |
не соответствует |
|
|
Участник 3 |
не соответствует |
|
Решение конкурсной комиссии
По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке
Участник закупки |
Решение о допуске к участию в закупке |
Основание отклонения |
Участник 1 |
допустить |
|
Участник 2 |
отклонить |
п. 10(1).3.2 Положения о закупке - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки; - установление недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке |
Участник 3 |
отклонить |
п. 10(1).3.2 Положения о закупке - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки; - установление недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке |
Согласно позиции заявителя – ООО «Лига-Сервис», заявка общества (номер заявки (участник) 2) отклонена заказчиком неправомерно, поскольку заявка соответствовала техническим требованиям заказчика. Более того, в ходе рассмотрения заявки заказчик направлял в адрес ООО «Лига-Сервис» запрос разъяснений в части указания в заявке о наличии у предлагаемого транспортного средства (снегохода) опции обогрев рукояток сиденья пассажира (пункт 13 опросного листа). В ответ заявитель направил письмо (№64/03-2022 от 26.04.2023г.) о гарантии поставки снегоходов модели TAYGA PATRUL 550 SWT с функцией «обогрев рукояток сиденья пассажира», который полностью отвечает всем техническим требованиям заказчика (приложено письмо ООО «СПМ» об установлении на снегоходы модели TAYGA PATRUL 550 SWT в дополнение к стандартной комплектации по специальному заказу спинку для пассажира со встроенным подогревом рукояток).
Согласно позиции заявителя – ООО «Мототрейд», заявка общества (номер заявки (участник) 3) отклонена заказчиком неправомерно. В своей заявке заявитель предложил к поставке снегоход модели TAYGA PATRUL 550 SWT с функцией «обогрев рукояток сиденья пассажира». Также в ответ на запрос заказчика о разъяснении положений заявки на участие в закупке, ООО «Мототрейд» представил ответ о гарантии поставки снегоходов с опцией обогрев рукояток сиденья пассажира, т.к. указанная опция может быть установлена как заводом-изготовителем – АО «Русская механика», так и официальным дилером – ООО «Мототрейд».
В пункте 13 опросного листа заказчиком установлены следующие дополнительные требования к техническим характеристикам необходимого к поставке снегохода:
- Обогрев рукояток руля и курка газа;
- Обогрев рукояток сиденья пассажира;
- Багажник,
- АКБ;
- Спинка сиденья пассажира.
Заявителями к поставке предложены снегоходы модели TAYGA PATRUL 550 SWT, производителя АО «Русская механика», которые полностью удовлетворяют техническим параметрам, установленным в опросном листе (в том числе по объему двигателя – не менее 550 см3, длина гусеничной ленты, /ширина ленты, не менее 3900/600), при этом дополнительное требование, указанное заказчиком, относительно обогрева рукояток сиденья пассажира не входит в штатную комплектацию предлагаемой модели снегохода.
Вместе с тем, как указано в жалобах заявителей, и не опровергнуто заказчиком в ходе рассмотрения жалобы, участники закупки ООО «Лига-Сервис» и ООО «Мототрейд» в ответ на запрос заказчика подтвердили поставку снегохода модели TAYGA PATRUL 550 SWT с дополнительной опцией обогрев рукояток сиденья пассажира.
В соответствии с позицией заказчика, по результатам анализа информации о технических характеристиках указанной марки/модели снегоходов, представленной на официальном сайте АО «Русская механика» https://go-rm.ru/, Заказчиком было установлено их несоответствие пункту 13 опросного листа, а именно отсутствие обогрева рукояток сиденья пассажира.
Также в целях проверки информации, направленной участниками закупки ООО «Лига-Сервис», ООО «Мототрейд» в ответ на запрос заказчика о разъяснении положений заявок по пункту 13 опросного листа, заказчик обратился к заводу-изготовителю снегоходов марки TAYGA – АО «Русская механика». Согласно полученному ответу завода-изготовителя, подписанному начальником отдела корпоративных продаж, № 506/062 от 27.04.2023 г. «в модели снегоход TAYGA PATRUL 550 SWT нет опции «Обогрев рукояток сиденья пассажира». Доработка базовой модели на заводе - изготовителе невозможна».
Учитывая изложенные обстоятельства, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв и направлен запрос в адрес АО «Русская механика» (исх. №АЯ-04/5185 от 23.05.2023 г.) о предоставлении информации, имеющей значение для объективного рассмотрения указанных жалоб заявителей, а именно относительно возможности оснащения (усовершенствования) модели снегохода TAYGA PATRUL 550 SWT функцией «обогрев рукояток сиденья пассажира» заводом-изготовителем либо официальным дилером АО «Русская механика».
Согласно пункту 3 письма АО «Русская механика» (вх. №5366 от 29.05.2023 г.) оснащение снегохода TAYGA PATRUL 550 SWT функцией «обогрев рукояток сиденья пассажира» технически возможно.
Таким образом, изучив заявки ООО «Лига-Сервис», ООО «Мототрейд», принимая во внимание письмо АО «Русская механика», учитывая, что в документации о закупке отсутствует указание относительно того, что дополнительные требования, предъявляемые к снегоходу, должны быть встроенными (штатными), Комиссия приходит к выводу, что заявки заявителей полностью соответствуют техническим требованиям заказчика.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В рассматриваемом случае, отклонение заказчиком заявок заявителей при условии, что заявки соответствовали требованиям заказчика и содержали достоверные данные в части поставки снегоходов с дополнительной опцией согласно пункту 13 опросного листа (заявителями приложены письма, подтверждающие гарантию поставки снегоходов, удовлетворяющим техническим характистикам заказчика), является неправомерным, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Довод заявителей признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 10(1).3.2 Положения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы заявителя ООО «Лига-Сервис» (вх. №4709/ж от 11.05.2023 г.), заявителя ООО «Мототрейд» (вх. №4781/ж от 12.05.2023 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки (запрос цен) №SBR043-2303300151 на предмет: «1200-B01-K-02-01612-2023 Поставка транспортных средств и специальной техники (Снегоходы)» обоснованными.
Признать заказчика АО «Транснефть-Прикамье» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 10(1).3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть».
Выдать заказчику АО «Транснефть-Прикамье» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |