Определение №АР-05/9139 Определение о назначении дела № 016/01/10-1118/2023 о наруше... от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/9139 от 01.09.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения <…> (вх. № 6661 от 30.06.2023г., 7029/ж от 10.07.2023г.), а также от Исполнительного комитета муниципального образования города Бугульма Республики Татарстан поступило обращение <…> (вх. № 4791 от 12.05.2023г.) по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Бугульма-Водоканал».

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России по обращению <…>  (вх. № 4791 от 12.05.2023г.) установлено следующее.

15 марта 2023 года <…> обнаружила, что пломба, расположенная на индивидуальном приборе учета (далее – ИПУ) водоснабжения, сорвана. Сразу после обнаружения данного факта заявитель обратился в ООО «Бугульма-Водоканал» для вызова сотрудников для опломбирования прибора учета, визит был назначен на 21.03.2023г. Звонок подтверждается скриншотом исходящих звонков.

21 марта 2023 года:

- <…> было написано заявление с просьбой направить представителя для опломбировки водяного счетчика на холодную воду 21.03.2023г.

 - Сотрудниками ООО «Бугульма-Водоканал» составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Согласно данному акту,на момент проверки в сан.узле установлен прежний ИПУ:СГВ-15 № 34876648 от 2018г., показания 00325,821. Счетный механизм крутит, корпус целый, свинцовая пломба сорвана путем разрыва проволоки. Срыв пломбы был произведен без согласования с ООО «Бугульма-Водоканал». Прежний ИПУ в сан.узле опломбировали.

- Сотрудниками Общества составлен акт приема водомерного узла (повторное опломбирование).

04 апреля 2023 года <…> на приеме граждан оставила объяснительную (вх. №1319), где причиной срыва пломбы указан домашний кот.

10 апреля 2023 года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> письмо (исх. № 10-1486) о том, что в соответствии с подпунктами «г(2)» пункта 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 № 354» Потребитель обязан: сохранять установленные контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб.

В соответствии с требованиями пункта 81 (11) указанных правил «Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу».

Наличие домашних животных не освобождает от ответственности, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг.

05 апреля 2023 года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> претензию (требование) (исх. № 05-1410), где сообщило, что в результате неправомерных действий Абонента/Потребителя, ООО «Бугульма-Водоканал» в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 от 06.05.2011 года произведено доначисление расчетным способом. Сумма доначисления составляет 65 900 рублей 60 копеек с учетом НДС 20%.

14 апреля 2023 года <…> обратилась к ООО «Бугульма-Водоканал» (вх. № 1505) с просьбой произвести перерасчет.

20 апреля 2023 года года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> письмо (исх. № 05-1603), где сообщило, что перерасчет по временно выбывшему <…> производиться не будет ввиду следующего.

Согласно разделу 8 Правил № 354:

86. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Согласно письменным пояснениям ООО «Бугульма-Водоканал»» (исх. № 10-2115 от 22.05.2023г., вх. № 5118 от 23.05.2023г.) в ответ на запрос Татарстанского УФАС России (исх. № ВЧ-05/4814 от 23.05.2023г.), 21.03.2023г. сотрудниками ООО «Бугульма-Водоканал» составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, что выражалось в срыве пломбировочной пломбы на приборе учета.

В марте 2023г. Потребителю в счет квитанции отражена сумма доначисления.

В соответствии с п. 81 (11) Правил № 354 за период с декабря 2022г. по февраль 2023г., по следующей формуле:

 

4чел*8,03м3*10*3*68,39руб.(46,60 +24,79) = 65 900,60 руб.

где:

4 – количество зарегистрированных лиц на дату составления акта;

8 – норматив на 1 человека;

10 – повышающий коэффициент, применяемый при несанкционированном вмешательстве в ИПУ;

3 – количество месяцев;

68,39 – тариф по услуге водоснабжение + водоотведение.

 

По обращению <…> (вх. № 6661 от 30.06.2023г., 7029/ж от 10.07.2023г.) установлено следующее.

17 марта 2023 года с целью устранения образовавшейся течи в системе холодного водоснабжения заявителем была сорвана пломба на ИПУ.

20 марта 2023 года заявитель обратился в ООО «Бугульма-Водоканал» для повторной опломбировки ИПУ. Звонок подтверждается детализацией счета «Tele2» за период с 20.03.2023г. по 21.03.2023г.

28 марта 2023 года:

- <…> было написано заявление с просьбой направить представителя для опломбировки водяного счетчика на холодную воду 28.03.2023г.

 - Сотрудниками ООО «Бугульма-Водоканал» составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Согласно данному акту, снятие показаний ИПУ, проверка состояния ИПУ, на момент проверки п/у СГК-15 № 43309407 от 2020г. Счетный механизм крутит, корпус целый, пломба сорвана путем разрыва проволоки. Срыв пломбы был произведен без согласования с ООО «Бугульма-Водоканал». Прежний ИПУ опломбировали.

- Сотрудниками Общества составлен акт приема водомерного узла (повторное опломбирование).

27 апреля 2023 года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> претензию (требование) (исх. № 05-1675), где сообщило, что в результате неправомерных действий Абонента/Потребителя, ООО «Бугульма-Водоканал» в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 от 06.05.2011 года произведено доначисление расчетным способом. Сумма доначисления составляет 49 425 рублей 45 копеек с учетом НДС 20%.

05 мая 2023 года <…> в адрес ООО «Бугульма-Водоканал» направила письмо с просьбой сделать перерасчет. Вместе с тем, заявитель указал, что был прорыв трубы в зоне соединения счетчика, ввиду чего было обращение в <…>, на что сотрудники управляющей компании сообщили, что устранение срыва осуществляется самостоятельно, после устранения прорыва сообщить в ООО «Бугульма-Водоканал» для повторной опломбировки ИПУ.

15 мая 2023 года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> письмо (исх. № 05-1945) о том, что в соответствии с п. 81 (11) Правил № 354 была начислена плата за вмешательство в прибор учета. Вместе с тем, для рассмотрения вопроса перерасчета, заявителю необходимо предоставить - фото – видеоматериал, фиксирующий порыв трубы, либо акт об аварийной ситуации, составленный аварийно-диспетчерской службой <…>

29 мая 2023 года <…> в адрес ООО «Бугульма-Водоканал» направила письмо (вх. № 2214) о том, что доказательства, фиксирующие порыв трубы не могут быть предоставлены, ввиду того, что в момент порыва трубы в квартире находились двое малолетних детей, заявитель не думал о фотофиксации, а также <…> не приходила для фиксации порыва трубы, акт не составлялся.

Вместе с тем, заявитель не согласен с обстоятельствами проверки, указанными в акте о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Так, в акте указано «снятие показаний ИПУ, проверка состояния ИПУ…». Фактически сотрудники Общества пришли для повторной опломбировки ИПУ на основании заявки, поданной 20.03.2023г.

21 июня 2023 года ООО «Бугульма-Водоканал» направило в адрес <…> письмо (исх. № 05-2442) о том, что необходимой информации фиксирующий порыв трубы, либо акт об аварийной ситуации не предоставлено. Таким образом, оснований для перерасчета не имеется.

Согласно письменным пояснениям ООО «Бугульма-Водоканал»» (вх. № 7395 от 20.07.2023г.) в ответ на запрос Татарстанского УФАС России (исх. № АР-05/7158 от 13.07.2023г.), до 28 марта 2023г. от потребителя не поступало сведений о неисправности ИПУ. При этом потребитель вызвал контролеров на опломбировку в связи со сменой труб. Предварительная запись была на 03 апреля 2023 года. Тем не менее, контролеры смогли прийти раньше, предварительно созвонившись с потребителем. При посещении потребителя было обнаружено, что все трубы собраны, аварийных ситуаций или порывов трубы обнаружено не было, а пломба сорвана путем разрыва проволоки. Также после обнаружения срыва пломбы, после написания заявления потребителя, прибор учета был пломбирован повторно.

Фактически потребитель сообщил не о неисправности ИПУ, а выразил четкое намерение произвести повторную опломбировку.

Потребитель звонил не с целью получения разрешения на срыв пломбы, не с целью сообщения факта об аварийной ситуации, не с целью получения разрешения демонтажа прибора учета или замены труб, а с запросом на опломбирование.

Наша организация сделала запрос в УК об авариях по адресу потребителя, на что получен ответ об отсутствии таковых.

Необходимо обратить внимание на следующее. Помещение потребителя квартира. В МКД есть внутридомовое (за которое отвечает УК) и есть внутриквартирное (за которое отвечает потребитель) имущество. Раздел ответственности происходит в месте присоединения крана с внутриквартирным трубопроводом. Стояк трубы и кран находятся в ведении УК, а она заявила, что никаких аварий на стояке или кране не было. Следовательно, даже если допустить что где-то на внутриквартирном оборудовании потребителя произошел порыв, то достаточным действием было закрыть кран и вызвать аварийную бригаду. Но, как сообщает УК, заявок от потребителя не поступало. Следовательно, потребитель намерено осуществил срыв пломбы.

Рассмотрев поступившие материалы, изучив позиции сторон, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

Приложением N 1(1) к Правилам № 354 утвержден типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее – типовой договор).

Согласно пп. а, г. п. 9 типового договора, Потребитель обязан:

а) своевременно и в полном объеме вносить ресурсоснабжающей организации плату за коммунальную услугу в сроки и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

г) в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе неотображения прибором учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки прибора учета незамедлительно известить об этом ресурсоснабжающую организацию и сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности).

В соответствии с п. 81(11)-81(13) Правил №354,

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

В случае если ответственность за организацию учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил, при обнаружении потребителем неисправности прибора учета электрической энергии, в том числе внешних повреждений, потребитель обязан в течение одного рабочего дня известить об этом гарантирующего поставщика, сетевую организацию.

Согласно пункту 59 Правил № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "д" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд;

г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

Исходя из фактических обстоятельств, можно сделать следующий вывод. После обнаружения срыва пломбы на ИПУ, заявители при первой возможности обращались в ООО «Бугульма-Водоканал». Общество назначало дату опломбировки, в назначенный день изготавливало акты о несанкционированном доступе и выставляло доначисления.

Из смысла пункта 81(11) Правил N 354 следует, что акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется исполнителем при проведении проверки состояния прибора учета (подпункт "а" пункта 82 Правил N 354) при обнаружении указанных в пункте нарушений.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 34 Правил N 354, потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.

В данном случае ООО «Бугульма-Водоканал» проверка состояния прибора учета (подпункт "а" пункт 82 Правил N 354) не проводилась, так как о срыве пломбы Обществу сообщалось заявителями.  Общество производило осмотр прибора учета на основании звонков заявителей, соответственно, положения абзаца 6 пункта 81(11) Правил N 354, по мнению Татарстанского УФАС России, к правоотношениям сторон в данном случае не применяются.

Вместе с тем, как отмечает ООО «Бугульма-Водоканал» в актах <…> и <…> о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, «…счетный механизм крутит, корпус целый…». Обществом не установлено, что ИПУ необходимо заменить, а лишь произвело повторную опломбировку. Необходимо отметить, что согласно квитанциям заявителей показания ИПУ холодного водоснабжения имеют следующие данные.

- <…>: за ноябрь 2022г. - 56,000 м3;

                              за декабрь 2022г. - 58,000 м3;

                              за январь 2023г. - 60,000 м3;

                              за февраль 2023г. - 61,000 м3;

                              за март 2023г. - 62,000 м3;

                              за апрель 2023г. - 63,000 м3.

- <…>: за ноябрь 2022г. - 149,000 м3;

                              за декабрь 2022г. - 155,000 м3;

                              за январь 2023г. -;

                              за февраль 2023г. - 160,000 м3;

                              за март 2023г. - 168,000 м3;

                              за апрель 2023г. - 175,000 м3;

                              за май 2023г. – 185,000 м3.

Таким образом, факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета не установлен.

В правоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, вторые являются более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

Таким образом, ООО «Бугульма-Водоканал» в результате доначислений платы за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, извлекло монопольную выгоду и ущемляло интересы неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 № 610-185/кс-2022 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Бугульма-Водоканал» на 2023 год» установлены тарифы для ООО «Бугульма-Водоканал» на 2023 год.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Бугульма-Водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенных территорией расположения объектов хозяйства ООО «Бугульма-Водоканал»».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что на ООО «Бугульма-Водоканал» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ООО «Бугульма-Водоканал», выразившиеся в незаконном и необоснованном доначислении платы за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/160-к от 11.08.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела                                       № 016/01/10-1118/2023 в отношении ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН: 1645016886, 423236, Республика Татарстан, Бугульминский р-н, г. Бугульма, ул. Климента Ворошилова, д.10) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном и необоснованном доначислении платы за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона                             от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.            Назначить дело № 016/01/10-1118/2023 к рассмотрению на 21 сентября
2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1118/2023                             в качестве ответчика ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН: 1645016886, 423236, Республика Татарстан, Бугульминский р-н, г. Бугульма, ул. Климента Ворошилова, д.10).

3.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1118/2023                              в качестве заявителя <…>

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1118/2023                              в качестве заявителя <…>

 5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006                           № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Бугульма-Водоканал» в срок до 19 сентября 2023 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

5.1. Письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном и необоснованном доначислении платы за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

5.2. Информацию о выручке, полученной ООО «Бугульма-Водоканал», в следующей форме:

 

 

2021

2022

2023

Выручка, полученная от услуги по водоснабжению и водоотведению, руб. в том числе:

 

 

 

- плата за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета

 

 

 

 

5.3. Копии счетов на оплату услуг по водоснабжению, водоотведению, выставленных <…> за период с 01 мая 2023г. по дату получения настоящего определения, а также документов об их оплате (платежные поручения, чеки и др.).

5.4. Копии счетов на оплату услуг по водоснабжению, водоотведению, выставленных <…> за период с 01 мая 2023г. по дату получения настоящего определения, а также документов об их оплате (платежные поручения, чеки и др.).

5.5. Копии входящей и исходящей корреспонденции между Вашей организацией и <…>., а также <…> за период с 01.01.2023г. по дату получения настоящего определения, копии ответов ООО «Бугульма-Водоканал»;

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006                           № 135-ФЗ «О защите конкуренции» <…> в срок до 19 сентября 2023 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

6.1. Письменные пояснения по существу рассматриваемого дела № 016/01/10-1118/2023.

7. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006                           № 135-ФЗ «О защите конкуренции» <…> в срок до 19 сентября 2023 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

6.1. Письменные пояснения по существу рассматриваемого дела № 016/01/10-1118/2023.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить
об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006                                 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться                                      с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений                             в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка законных представителей участников по делу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1118/2023 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны