Определение №ВЧ-08/10420 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 016/05/18-8... от 18 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/10420 от 18.08.2021

18 августа 2021 года г. Казань

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам  нарушения  законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:                          <…> - [должностное лицо 1] –заместитель руководителя;

Члены Комиссии                                         <…> - [должностное лицо 2]. – начальник отдела;

     <…> - [должностное лицо 3] – специалист 1 разряда;

рассмотрев дело №016/05/18-850/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения 01.02.2021 года в 12:18 на телефонный номер заявителя +7-ХХХ-ХХХ-ХХ-26 без предварительного его согласия посредством телефонного звонка рекламы выдачи микрозайма с текстом: «-Добрый день, могу услышать <…> - [физическое лицо 1]? – Да, здравствуйте, это я. – <…> - [физическое лицо 1], меня зовут <…> - [физическое лицо 2], компания «Деньги сразу», наша компания предоставляет займы от 1 тысячи до 100, сроком до полугода. Для Вас будет актуально наше предложение по оформлению?»  что нарушает часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступили обращения <…> - [физическое лицо 1] (вх. № <…> от 02.02.2021, вх. № <…> от 29.03.2021), по факту несанкционированного телефонного звонка на мобильный номер
+7(ХХХ)ХХХ-ХХ-26, без согласия абонента с номера телефона + 7 (ХХХ) ХХХ-ХХ-35 с текстом: «- Добрый день, могу услышать <…> - [физическое лицо 1]? - Да, здравствуйте, это я. - <…> - [физическое лицо 1], меня зовут <…> - [физическое лицо 2], компания «Деньги сразу», наша компания предоставляет займы от 1 тысячи до 100, сроком до полугода. Для Вас будет актуально наше предложение по оформлению?», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно на номер телефона +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-26, 01 февраля 2021 года в 12 часов 18 минут поступил звонок рекламного характера, объектом рекламирования являются – услуги по предоставлению займа.

Звонок рекламного характера поступил с номера + 7 (ХХХ) ХХХ-ХХ-35.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номер телефона + 7(ХХХ)ХХХ-ХХ-35 принадлежит сотовому оператору  <…> - [юридическое лицо 1].

В целях установления владельца номера, с которого был произведен звонок рекламного характера, Управлением в адрес <…> - [юридическое лицо 1] был направлен запрос.

Согласно ответу <…> - [юридическое лицо 1] абонентский номер + 7(ХХХ) ХХХ-ХХ-35, в рамках договора об оказании услуг № <…> от 07.05.2020 и с приложением от 19.01.2021 , выделено <…> - [юридическое лицо 2].

Управлением 03.03.2021 был направлен запрос в <…> - [юридическое лицо 2], исходя из ответа которого следовало, что между <…> - [юридическое лицо 2] и
<…> - [юридическое лицо 3] заключен договор оказания информационных услуг № <…> от 20.05.2019 г., на основании которого права на обработку персональных данных, в том числе абонентского номера +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-26, перешли <…> - [юридическое лицо 2].

01.02.2021 в 12:18 заявителю звонил специалист <…> - [юридическое лицо 2], презентовал условия выдачи займов и уточнял, будет ли заявителю интересно воспользоваться данным предложением.

<…> - [юридическое лицо 3] является поставщиком заявок на займы для <…> - [юридическое лицо 2], выступает в качестве посредника по передаче заявок через партнерскую сеть <…> . 

Кроме того <…> - [юридическое лицо 3] сообщило, что  на сайте https://<…>  заполнялась заявка с персональными данными:  <…> - [физическое лицо 1] , Московская область, телефон: + 7 (ХХХ) ХХХ-ХХ-26, email: <…>. Согласие на обработку и передачу персональных данных третьим лицам дано с помощью проставления галочки при прочтении соответствующего согласия на вышеуказанном ресурсе, что подтверждается скриншотом.

Данное заявителем согласие содержит следующие условия:

1. Настоящим, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я даю добровольное согласие интернет-ресурсу на обработку предоставленных мною данных, в том числе их передачу кредитным учреждениям, брокерам и другим третьим лицам для подбора персональных предложений по кредитованию и другим финансовым продуктам.

2. Я также даю согласие в соответствии с законом «О рекламе» на получение информирования о продуктах и услугах кредитных организаций, кредитных брокеров посредством различных видов связи, включая SMS-рассылки, email-рассылки, телефонные звонки и прочие виды связи.

Однако заявитель не согласился с доводами <…> - [юридическое лицо 3]. При повторном обращении в адрес Управления (вх. № 4013 от 29.03.2021) указал, что электронная почта <…> заявителем не создавалась, представленные в скриншоте из базы поставщика сведения о регионе и городе проживания заявителя не совпадают.

В связи с вышеизложенным в адрес <…> - [юридическое лицо 3] был направлен запросы о предоставлении информации о способе выполнения входа на сайт https://<…>  заявителем, сведения, подтверждающие дату и время формирования заявки, информацию о IP адресе, с которого был выполнен вход на интернет-страницу.

Согласно информации, представленной <…> - [юридическое лицо 3], следует, что Общество является техническим посредником между микрофинансовой организацией и поставщиками – владельцами интернет площадок, подключенных к API-протоколу. Вход на сайт был осуществлен путем переходя посетителем сайта на форму заявки с внешних источников. Переход был оставлен с IP адреса <…>

Кроме того, Общество сообщило об отзыве согласия абонента, об удалении персональных данных, а также о блокировке номера со стороны Общества на дальнейшее направление информации о займах и кредитах клиентов. 

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является <…> - [юридическое лицо 3].

Однако, следует отметить, что поступивший звонок следующего содержания: «- Добрый день, могу услышать <…> - [физическое лицо 1]? - Да, здравствуйте, это я. - <…> - [физическое лицо 1], меня зовут <…> - [физическое лицо 2], компания «Деньги сразу», наша компания предоставляет займы от 1 тысячи до 100, сроком до полугода. Для Вас будет актуально наше предложение по оформлению?» был адресован конкретно <…> - [физическое лицо 1]

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2006 года № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Содержание в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована определенному лицу. При этом в случае направления посредством телефонного звонка информации, не содержащие сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация не может признаваться рекламой, если она не носит обобщённый характер, не способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

В данном случае, звонок, поступивший на абонентский номер
+7(ХХХ)ХХХ-ХХ-26, был направлен на привлечение внимания конкретного лица, то есть <…> - [физическое лицо]

Резюмируя изложенное, Управление отмечает, что данный звонок является персональным предложением заявителю.

Комиссия Татарстанское УФАС России, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация не обладает всеми признаками рекламы в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 (далее - Правила) антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела следующих случаях:

а) вопросы, указанные в заявлении о нарушении законодательства, не относятся к компетенции антимонопольного органа;

б) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют;

в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, дело возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом ранее;

г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922 не подтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является основанием для прекращения производства по делу.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 016/05/18-850/2021 прекратить.

Председатель Комиссии                                                                                                  <…> - [должностное лицо 1]

 

Члены Комиссии                                                                                                                <…> - [должностное лицо 2]

 

                                                                                                                                                <…> - [должностное лицо 3]

Связанные организации

Связанные организации не указаны