Решение №АЯ-08/4209 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/24-2430/2021 от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/4209 от 01.04.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/24-2430/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в поисковой системе «Гугл» с текстом: «выведем за 2990 руб.-в Казани-ALCO.rehab Реклама https://direct-kazan.alco.rehab 8 (843) 202-38-68 Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Казани. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990 руб. опытные врачи», содержащее признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

- представителя по доверенности ООО «Инфоцентр» <…>;

- представителя по доверенности ООО «ЮгЭкоСервис» <…>;

- представителя по доверенности ООО «Фастком» <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение гражданина <…> (вх. №14162 от 20.10.2021 г.), перенаправленное из Прокуратуры города Казани, по факту распространения в поисковой системе «Гугл» рекламы с текстом: «выведем за 2990 руб.-в Казани-ALCO.rehab Реклама https://direct-kazan.alco.rehab <…> Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Казани. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990 руб. опытные врачи».

Изображение рекламного материала представлено ниже:

<…>

Исходя из обращения следует, что 22.09.2022 заявителем в поисковой системе «Гугл» выявлен факт распространения рекламы, не соответствующей требованиям законодательства о рекламе.

В ходе рассмотрения настоящего обращения, Управлением осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Гугл».

Фотоизображения представлены ниже.

<…>

Установлено, что представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://direct kazan.alco.rehab/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=Alco_Rehab_Kazan&utm_term=%2B%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%2B%D0%B8%D0%B7%20%2B%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%8F%20%2B%D0%BD%D0%B0%20%2B%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%2B%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C&gclid=EAIaIQobChMIz-G0pY3t8wIViumyCh2RPQM-EAAYAiAAEgJk6fD_BwE .

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

По результатам рассмотрения обращения, с учетом обстоятельств, установленных в ходе мониторинга, Управлением возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закон «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «выведем за 2990 руб.-в Казани-ALCO.rehab Реклама https://direct-kazan.alco.rehab <…> Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Казани. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990 руб. опытные врачи» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Данная реклама распространялась поисковой системе «Гугл». Объектом рекламирования  являются медицинские услуги.

Исходя из представленных пояснений ООО «Гугл» установлено, что договор на размещение рекламного объявления был заключен с ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699) по заказу медицинской клиники «Гармония» garmonia-clinica.ru -ООО «ЮгЭкосервис» (344002, Ростовская обл., г. Ростов-На-Дону, ул. Красноармейская, д. 170 ком. 8, ИНН 6161060788).

Управлением в адрес ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ» был направлен запрос для установления администратора доменного имени сайта https://direct-kazan.alco.rehab/. Согласно ответу ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ», администратором доменного имени сайта https://direct-kazan.alco.rehab/ является <…>.

Управлением был направлен запрос в АО «МТТ» для установления абонента номера <…>, указанного как в тексте рекламы, так и на сайте https://direct-kazan.alco.rehab/.

Согласно ответу АО «МТТ», абонентом является ООО «Фастком» (ИНН:7702764401, 115191, г. Москва, ул. Мытная, д. 66, эт. 3).

Исходя из представленной информации ООО «Фастком», абонентский номер <…> выделен ООО «Инфорцентр» (ИНН 6164133699, адрес регистрации: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр-кт. Буденновский, д. 3/3, помещ. 12Б, ЛИТЕР А1, офис 509) на основании договора об оказании услуг связи № 3927667-60451 от 12.02.2021 и заказа к договору об оказании услуг связи
№ 3927667-60451 от 12.02.2021.

ООО «Инфоцентр» представлено пояснение, исходя из которого следует, что между ООО «Инфоцентр» и <…> заключено соглашение об администрировании Домена, на основании которого Правообладатель (<…>) регистрирует доменные имена, предназначенные для размещения сайтов об оказании платных медицинских услуг по наркологическому профилю (Домен) на свое имя и передает право пользования, а позднее право администрирования Домена Администратору (ООО «Инфоцентр»), а администратор получает такие права и оказывает услуги и администрированию домена.

В соответствии с данным соглашением, трансляция указанного рекламного объявления осуществлялась в период с 18.12.2020 до 29.04.2021, однако указанные обстоятельства опровергаются материалами по настоящему делу.

В ходе рассмотрения настоящего дела, информация, размещенная по адресу https://direct-kazan.alco.rehab, была изменена, а именно- появилась надпись с текстом: «Медицинские услуги оказываются ООО «ЮгЭкоСервис+» по лицензии ЛО-61-01-008143 от 28.12.2021 г., ИНН: 6161094681, 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, дом №170. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом».

Фотоизображение представлено ниже

<…>

На основании вышеизложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России были запрошены письменные пояснения ООО «ЮгЭкоСервис+» (ИНН 6161094681, адрес регистрации: Ростовская обл, г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, зд. 8А, к. 2).

Исходя из пояснений ООО «ЮгЭкоСервис+» следует, что Общество осуществляет свою медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-61-01-008743 от 28.12.2021 года, выданной Министерством здравоохранения Ростовской области.

Между ООО «ЮгЭкоСервис+» и ООО «Инфоцентр» заключены договоры возмездного оказания информационных услуг, а также Агентские договоры.

На основании договоров возмездного оказания информационных услуг, ООО «Инфоцентр» оказывает ООО «ЮгЭкоСервис+» информационные услуги посредством размещения информации о ООО «ЮгЭкоСервис+» на интернет-ресурсах ООО «Инфоцентр» и об оказываемых ООО «ЮгЭкоСервис+» медицинских услугах наркологического направления, включая регион деятельности ООО «ЮгЭкоСервис+», виды и стоимость оказываемых ООО «ЮгЭкоСервис+» медицинских услуг, контактные данные и другое.

На основании Агентских договоров, ООО «ЮгЭкоСервис+» поручает, а ООО «Инфоцентр» принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени и за счет ООО «ЮгЭкоСервис+» комплекс действий, направленных на поиск заинтересованных лиц в целях оказания ООО «ЮгЭкоСервис+» этим заинтересованным лицам, а ООО «ЮгЭкоСервис+» обязуется выплатить
ООО «Инфоцентр» вознаграждение за выполнения поручения.

В соответствии с вышеуказанными договорами, ООО «Инфоцентр» самостоятельно осуществляет формирование информационных материалов, обработку трафика и заказов, и направляет в медицинскую организацию, действующую в соответствии с медицинской лицензией, сформированный заказ Пациента на оказание медицинской услуги.

Кроме того, в адрес Управления были представлены пояснения ООО «Инфоцентр», согласно которым Общество оказывает услуги медицинским организациям в соответствии с выданными этим организациям медицинскими лицензиями на основании Договоров возмездного оказания информационных услуг, в соответствии с которыми ООО «Инфоцентр» обязуется оказать Заказчику информационные Услуги посредством размещения информации о Заказчике на интернет-ресурсах ООО «Инфоцентр» и об оказываемых Заказчиком медицинских услугах наркологического направления, включая регион деятельности Заказчика, виды и стоимость оказываемых Заказчиком медицинских услуг, контактные данные Заказчика и т.д.

А также, ООО «Инфоцентр» оказывает услуги медицинским организациям в соответствии с выданными этим организациям медицинскими лицензиями на основании Агентских договоров, в соответствии с которыми Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени и за счет Принципала комплекс действий, направленных на поиск заинтересованных лиц в целях оказания Принципалом медицинских услуг и реализации продукции Принципала этим заинтересованным лицам, а Принципал обязуется выплатить Агенту вознаграждение за выполнение поручения.

Агент гарантирует свою независимость и объективность в ходе исполнения настоящего Договора. По договорам, заключенным Агентом с заинтересованными лицами, права и обязанности возникают непосредственно у Принципала.

В соответствии с указанными договорами, Агент самостоятельно осуществляет формирование информационных материалов, обработку трафика и заказов и направляет в медицинскую организацию, действующую в соответствии с медицинской лицензией, сформированный заказ Пациента на оказание медицинской услуги.

ООО «Инфоцентр» размещает информацию о Заказчике на интернет-ресурсах только в соответствии с выданными лицензиями на осуществление медицинской деятельности.

Выданные лицензии медицинских организаций находятся в свободном доступе на официальном сайте Росздравнадзора.

Все рекламные материалы, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проверяются на предмет их соответствия требованиям законодательства о рекламе.

Исходя из вышеизложенного следует, что лицом, в интересах которого осуществлялось распространение спорной рекламы, а также лицом, фактически оказывающим медицинские услуги, является ООО «ЮгЭкоСервис+».

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно информации, содержащейся в общедоступной сети «Интернет», кодирование от алкоголизма – это метод медикаментозного или психотерапевтического воздействия на организм пациента с целью избавления его от неконтролируемой тяги к алкоголю.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Согласно Номенклатуре медицинских услуг (утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н), услуги по кодированию от алкоголизма (А13.29.008 – проведение психотерапии, А13.29.008.001 – индивидуальная психотерапия, А13.29.008.002 – групповая психотерапия и т.д.) относятся к медицинским услугам, представляющим собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, тип медицинской услуги: функциональное обследование без использования приспособлений и/или приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками (физикальные исследования, включая сбор жалоб, анамнеза, перкуссию, пальпацию и аускультацию).

Понятие «медицинская услуга» содержится в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), где медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н, представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Разделы класса «A» обозначают определенный тип медицинской услуги.

Класс «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Разделы класса «B» обозначают определенный тип медицинской услуги. В класс «В» включен, в том числе раздел 01 - врачебная лечебно-диагностическая.

В разделе 01 класса «В» зарегистрированы, в том числе медицинские услуги: «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный» (код B01.036.001), «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный» (B01.036.002), «Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.001) и «Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.002).

Таким образом, исходя из содержания рекламы, а также письменных пояснений сторон по настоящему делу, следует, что реклама с текстом: «выведем за 2990 руб.-в Казани-ALCO.rehab Реклама https://direct-kazan.alco.rehab/ <…> Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Казани. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990 руб. Опытные врачи» очевидно ассоциируется у потребителя с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам.

Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и кодированию, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома легкой, средней и тяжелой степени, восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.

Из вышеизложенного следует, что реклама по выведению из запоя является медицинской услугой, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством.

Таким образом, данная реклама является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно Письму ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральный закон «О рекламе» не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях.

В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом, как следует из материалов настоящего дела и приведенных доказательств, в момент, когда Заявитель ознакомился с рекламой, перешел по указанной рекламе, а также в момент осуществления мониторинга Управлением, как в самой рекламе, так и на переходном сайте https://direct-kazan.alco.rehab не исполнялись требования, предусмотренные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодателем рассматриваемой рекламы являются ООО «ЮгЭкоСервис+» (ИНН: 6161094681).

В соответствии с частью 8 статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Исходя из пояснений ООО «Инфоцентр» следует, что Общество самостоятельно осуществляет формирование информационных материалов, обработку трафика и заказов, и направляет в медицинскую организацию, действующую в соответствии с медицинской лицензией, сформированный заказ Пациента на оказание медицинской услуги.

Таким образом, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Инфоцентр» (ИНН 6164133699, адрес регистрации: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр-кт Буденновский, д. 3/3, помещ. 12Б, ЛИТЕР А1, офис 509).

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России, по результатам рассмотрения материалов и представленных пояснений, приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЮгЭкосервис» (ИНН 6161060788), ООО «Фастком» (ИНН:7702764401) и <…> нарушений закона о рекламе, в связи с чем, прекращает производство по делу в отношении ООО «ЮгЭкосервис» (ИНН 6161060788), ООО «Фастком» (ИНН 7702764401) и <…>.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама более не распространяется ООО «ЮгЭкоСервис+» и ООО «Инфоцентр» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Следует отметить, что при вынесении решения Комиссия Татарстанского УФАС России  руководствовалась доказательствами и материалами, полученными в рамках рассмотрения обращения, на основании самостоятельного мониторинга сети «Интернет».  

ООО «ЮгЭкоСервис+» и ООО «Инфоцентр» в рамках производства по настоящему делу не представило информацию и документы, запрошенную Комиссией Татарстанского УФАС России, Общества в своих пояснениях ссылаются на наличие договорных отношений, вместе с тем указанные документы в адрес Управления не поступили.

Подобное поведение Обществ подтверждает их безучастность в установлении всех обстоятельств по настоящему делу, не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя и обеспечения защиты права потенциального потребителя на получение исчерпывающей информации о рекламируемой услуге, а также препятствует своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению указанного дела.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространённую ООО «ЮгЭкоСервис+» (ИНН: 6161094681) и ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699) с текстом: «выведем за 2990 руб.-в Казани-ALCO.rehab Реклама https://direct-kazan.alco.rehab <…> Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Казани. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990 руб. опытные врачи», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

ООО «ЮгЭкоСервис+» (ИНН: 6161094681) и ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699) предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 31 марта 2022 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны