Решение №АР-05/3048 Решение по делу №016/01/11-1484/2020 от 17 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/3048 от 17.03.2021 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-1484/2020, возбужденное в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило письмо Управления ФСБ по Республике Татарстан (вх.№8261 от 11.06.2020г.) по вопросу наличия признаков картельного соглашения между ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157).

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступившей информации Управлением были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях участников торгов ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) при участии в торгах, содержащихся в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. №2246 от 07.02.200г.) на запросы о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111300000417000160; 0111300000417000161; 0111300000417000162; 0111300000417000163; 0111300000417000164; 0111300000417000168; 0111300000417000169; 0111300000417000170; 0111300000417000187; 0111300052318000115; 0111300052318000117; 0111300052318000118;  0111300063219001267; 0111300063219001270, предметом которых являлось соответственно:

Организация горячего питания школы города;

Организация горячего питания школы района;

Организация горячего питания городские детские сады;

Организация горячего питания;

Организация горячего питания городские школы;

Организация горячего питания сельские детские сады;

Организация горячего питания;

Организация горячего питания городские детские сады;

Организация горячего питания;

 Организация горячего питания;

Организация горячего питания;

Организация горячего питания;

Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;

Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района.

Заказчиками вышеуказанных закупок являлись:

-Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ;

- Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района РТ;

- Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ.

В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).

В ходе рассмотрения обращения была проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) является <…> (ИНН 164413723916), размер доли в уставном капитале – 100%. Генеральным директором Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423259, РТ, г. Лениногорск, ул. Чайковского, д.26, офис 1.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) являются <…> [ИНН], размер доли в уставном капитале – 50%, <…>  [ИНН], размер доли в уставном капитале – 50%. Генеральным директором Общества с 17.09.2013 г. является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова, д. 23А.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) является <…> [ИНН], размер доли в уставном капитале – 100%. Генеральным директором Общества с 07.12.2016 г. является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Чайковского, д.26, офис 1.

Учитывая изложенное, указанные лица ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) в соответствии с пунктами 1, 8 части 1 статьи 9, частями 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на период проведения вышеуказанных закупок входили в подконтрольную группу лиц через <…>, [физическое лицо].

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) не входят в группу лиц по смыслу части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

Номер закупки

Название участника закупки

НМЦК

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

 

 

0111300000417000160

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000161

ООО «Эталон»

<…>

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000162

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000163

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000164

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

0.50 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

1.00 %

   

 

0111300000417000168

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000169

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000170

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

 

0111300000417000187

ООО «Эталон»

<…>

 

<…>

1.00 %

победитель

 

«Лидер+»

<…>

0.50 %

 

 

110.

0111300052318000115

ООО «ЭТАЛОН+»

<…>

 

<…>

1.00 %

  победитель

 

ООО «ЛИДЕР+»

<…>

0.50 %

 

 

ООО «ВИТАРА»

 

 

 

 

111.

0111300052318000117

ООО «ЭТАЛОН+»

<…>

 

<…>

1.00 %

  победитель

 

ООО «ЛИДЕР+»

<…>

0.50 %

 

 

Галиякбарова Альбина Мисхатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «ВИТАРА»

 

112.

0111300052318000118

ООО «ЭТАЛОН+»

<…>

 

<…>

1.00 %

  победитель

 

ООО «ЛИДЕР+»

<…>

0.50 %

 

 

ООО «ВИТАРА»

 

 

 

 

113.

0111300063219001267

ООО «ЭТАЛОН»

<…>

<…>

0.50 %

  победитель

 

ООО «ЛИДЕР+»

 

 

 

 

ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ»

 

 

 

 

114.

0111300063219001270

ООО «ЭТАЛОН»

<…>

 

<…>

0.50 %

 победитель

 

ООО «ЛИДЕР+»

 

 

 

 

ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «МЕГАПОЛИС»

 

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила [сумма] рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5%-1,0% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в декабре 2017 – октябре 2019 года, по их итогам заказчиками заключено 14 государственных контрактов на сумму 152 505 035,27 руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Также, торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) осуществлялись с одних и тех же IP-адресов: <…>, -  [IP-адреса].

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

Более того, по данным электронной торговой площадки установлено, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) указывали в качестве контактного один адрес электронной почты- <…>, - [адрес электронной почты].

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время создания файла.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой части заявки, преимущественно создавались одним лицом.

Совпадение имен учетной записи, создавших файл, имен учетной записи, изменивших файл, даты и времени создания файла, даты и времени изменения файла, размера файлов, количества страниц и слов свидетельствует об использовании и обмене файлами ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, ООО «Эталон» и ООО «Лидер +» заключили договор займа №<…> от <…>г. 

Управлением установлено, что в ходе реализации данного договора в 2018- 2019 гг. ООО «Эталон» осуществило перечисление денежных средств в отношении ООО «Лидер +» в размере [сумма в рублях], в то же время в 2019 году ООО «Лидер +» перечисляло в ООО «Эталон» денежные средства в размере [сумма в рублях].

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной налоговой службы по РТ, ООО «Эталон+» и ООО «Лидер +» заключали договоры займа № <…> от <…> г.; №<…> от <…> г.

Управлением установлено, что в ходе реализации данных договоров в 2018-2019 гг. ООО «Эталон+» осуществило перечисление денежных средств в ООО «Лидер +» в размере <…>, - [сумма в рублях]в то же время в 2019 году ООО «Лидер +» перечисляло в адрес ООО «Эталон+» денежные средства в размере <…>, - [сумма в рублях].

Необходимо отметить, дата подачи заявок на участие в указанных выше аукционах (0111300063219001267; 0111300063219001270) 30.10.2019. Учитывая, что во всех конкурсных процедурах победителем становилось ООО «Эталон+», указанное выше может свидетельствовать о предоставлении ООО «Эталон+» денежных средств ООО «Лидер+» для обеспечения заявок при участии в торгах.

Таким образом, установлена устойчивая взаимосвязь хозяйственных отношений ответчиков.

В отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

Следовательно, действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), свидетельствует о намеренном совместном участии в закупках с целью поддержания цены контрактов, максимально приближенной к НМЦК, и победе на рассматриваемых закупках ООО «Эталон», ООО «Эталон+».

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Участие ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

По мнению Татарстанского УФАС России, ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;

снижение ценовых предложений в рамках проведения аукционов между России ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) было минимальным, максимальное снижение составило – 0,5%-1,0%. Общая начальная (максимальная) цена контрактов - <…>, - [сумма в рублях] рублей;

аукционы состоялись в декабре 2017 – октябре 2019 года, по их итогам заказчиками заключено 14 государственных контрактов на сумму <…>, - [сумма в рублях]руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481);

отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

использование ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) единой инфраструктуры при участии в торгах;

подача заявок в один день;

совпадение свойств электронных файлов первых частей заявок;

подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой части заявки, преимущественно одним лицом

устойчивая взаимосвязь хозяйственных отношений Обществ, путем заключения договоров займа и осуществления возвратов по нему;

вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одних и тех же IP-адресов;

указание схожего почтового адреса;

указание одного адреса электронной почты- <…> - [адрес электронной почты];

осведомленность ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц  ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукционов, учитывая отмеченные выше обстоятельства;

в аукционах, в которых активно участвовали помимо ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло до 74,50%;

установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов.

Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/205-к от 25.08.2020 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В ходе рассмотрения дела №016/01/11-1484/2020 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с документами, представленными со стороны ответчиков установлено, что между <…> - [физическое лицо], ООО «Эталон», ООО «Эталон+», ООО «Лидер+» был заключен Договор совместной деятельности, в соответствии с п.1.1. которого участники Договора, исходя из общих коммерческих интересов, обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем объединения имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей в целях содействия решения уставных задач, связанных с снижением и диверсификацией рисков по включению стороны договора в реестр недобросовестных поставщиков, а также предупреждения сбоев, возникающих по причине «человеческого фактора», связанного с возможными ошибками работников, трудоустроенных у Участников на любом этапе торгов, что может повлечь потерю прав Участников на заключение и исполнение контрактов, предоставлять друг другу помощь, участвовать в совместных проектах и других видах деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерацию.

В соответствии с п.1.2. Договора совместной деятельности участники для выполнения условий настоящего договора осуществляют совместную эксплуатацию имущества, предоставленного Участниками в совместное пользование.

Таким образом, между ответчиками, а также <…> - [физическое лицо], которое также выступает в качестве учредителя и генерального директора ООО «Лидер+», ранее был заключен письменный договор, на основании которого в 2017 году было заключено соглашение о реализации совместной деятельности по участию в торгах.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что учредитель ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), <…> [физическое лицо], не имеет в своем распоряжении долей в уставном капитале группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), равно как и учредитель группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), <…> [физическое лицо], не имеет в своем распоряжении долей в уставном капитале ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837).

При этом в ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступили заявления участников группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) о заключении и участии в соглашениях, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, направленное в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев указанные заявления, Татарстанским УФАС России документам ООО «Эталон+» был присвоен вх.№ <…> - [входящий номер <...> документам ООО «Эталон» - <…> - [входящий номер].

Таким образом, со стороны группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) фактически признано вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме

В соответствии с п.1 примечания к ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, письменные заявления группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), представленные в адрес Татарстанского УФАС России, содержат сведения, достаточные для установления события административного правонарушения.

Со стороны ООО «Лидер+» в рамках заседания, назначенного на 28 января 2021 года, были представлены письменные пояснения в соответствии с которыми сообщалось, что ООО «Лидер+» признает, что между указанной организаций и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) было достигнуто соглашение об участии в аукционах с целью того, чтобы указанные аукционы состоялись.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Лидер+» указанная организация признает, что являлась организатором соглашения, предусмотренного ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с ООО «Эталон» и «Эталон+».

ООО «Лидер+» сообщает, что подобные действия не были направлены на поддержание цен на аукционах, а своей целью имели обеспечение аукционов участниками с целью того, чтобы указанные аукционы состоялись.

Кроме этого, ООО «Лидер+» совместно с ООО «Эталон» и «Эталон+» осуществляло деятельности по исполнению заключенных контрактов путем внесения в совместную деятельность имущества, за счет которого было возможно исполнение указанных контрактов.

Таким образом, ООО «Лидер+» фактически признает факт заключения антиконкурентного соглашения, однако, указывает на отсутствие цели поддержания цен на рассматриваемых аукционах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке деятельности по организации питания.

Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период 2017-2019 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-1484/2020.

В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-1484/2020 аукционам в электронной форме, в качестве предметов торгов определены:

№ п/п

Номер закупки

Предмет закупки

1

0111300000417000160

Организация горячего питания школы города

2

0111300000417000161

Организация горячего питания школы района

3

0111300000417000162

Организация горячего питания городские детские сады

4

0111300000417000163

Организация горячего питания

5

0111300000417000164

Организация горячего питания городские школы

6

0111300000417000168

Организация горячего питания сельские детские сады

7

0111300000417000169

Организация горячего питания

8

0111300000417000170

Организация горячего питания городские детские сады

9

0111300000417000187

Организация горячего питания

10

0111300052318000115

Организация горячего питания

11

0111300052318000117

Организация горячего питания

12

0111300052318000118

Организация горячего питания

13

0111300063219001267

Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района

14

0111300063219001270

Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района

Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-1484/2020 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

ООО «Лидер+»;

ООО «Эталон»;

ООО «Эталон+»;

ООО «ВИТАРА»;

<…> [физическое лицо];

ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ»;

ООО «МЕГАПОЛИС».

Стоит отметить, что по результатам анализа поведения ООО «ВИТАРА», <…> [физическое лицо], ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ», ООО «МЕГАПОЛИС» при участии в закупках, рассматриваемых в рамках настоящего дела, не установлено поведения, аналогичного действиям ответчиков по делу, побед в закупках не достигалось, не установлено совокупности признаков косвенных доказательств, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, соответственно, признаков участия в антиконкурентном соглашении со стороны указанных лиц не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), выразившихся в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 14 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила <…> - [сумма в рублях].

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2017-2020 гг.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что по результатам проведения аукционов, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения, было заключено 14 государственных контрактов на сумму <…> - [сумма в рублях] руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России, при реализации соглашения совокупный доход ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) составил <…> - [сумма в рублях].

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) содержат признаки нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

28 января 2021 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/11-1484/2020.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Тем не менее, со стороны ответчиков каких-либо письменных возражений не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) содержат признаки нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группу лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), а также виновного должностного лица ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837).

Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны