Решение №АР-05/3048 Решение по делу №016/01/11-1484/2020 от 17 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. АР-05/3048 от 17.03.2021 года
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
рассмотрев дело №016/01/11-1484/2020, возбужденное в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило письмо Управления ФСБ по Республике Татарстан (вх.№8261 от 11.06.2020г.) по вопросу наличия признаков картельного соглашения между ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157).
В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступившей информации Управлением были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.
В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях участников торгов ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) при участии в торгах, содержащихся в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. №2246 от 07.02.200г.) на запросы о предоставлении информации.
По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111300000417000160; 0111300000417000161; 0111300000417000162; 0111300000417000163; 0111300000417000164; 0111300000417000168; 0111300000417000169; 0111300000417000170; 0111300000417000187; 0111300052318000115; 0111300052318000117; 0111300052318000118; 0111300063219001267; 0111300063219001270, предметом которых являлось соответственно:
Организация горячего питания школы города;
Организация горячего питания школы района;
Организация горячего питания городские детские сады;
Организация горячего питания;
Организация горячего питания городские школы;
Организация горячего питания сельские детские сады;
Организация горячего питания;
Организация горячего питания городские детские сады;
Организация горячего питания;
Организация горячего питания;
Организация горячего питания;
Организация горячего питания;
Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;
Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района.
Заказчиками вышеуказанных закупок являлись:
-Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ;
- Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района РТ;
- Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ.
В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).
В ходе рассмотрения обращения была проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) является <…> (ИНН 164413723916), размер доли в уставном капитале – 100%. Генеральным директором Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423259, РТ, г. Лениногорск, ул. Чайковского, д.26, офис 1.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) являются <…> [ИНН], размер доли в уставном капитале – 50%, <…> [ИНН], размер доли в уставном капитале – 50%. Генеральным директором Общества с 17.09.2013 г. является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова, д. 23А.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) является <…> [ИНН], размер доли в уставном капитале – 100%. Генеральным директором Общества с 07.12.2016 г. является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Чайковского, д.26, офис 1.
Учитывая изложенное, указанные лица ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) в соответствии с пунктами 1, 8 части 1 статьи 9, частями 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на период проведения вышеуказанных закупок входили в подконтрольную группу лиц через <…>, [физическое лицо].
Вместе с тем, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) не входят в группу лиц по смыслу части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Следовательно, ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.
Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.
№ |
Номер закупки |
Название участника закупки |
НМЦК |
Лучшее ЦП участника в торгах |
Снижение, % |
Стал ли победителем торгов |
|
|
0111300000417000160 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000161 |
ООО «Эталон» |
<…> |
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000162 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000163 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000164 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
0.50 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
1.00 % |
|||||
|
0111300000417000168 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000169 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000170 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
|
0111300000417000187 |
ООО «Эталон» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
«Лидер+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
110. |
0111300052318000115 |
ООО «ЭТАЛОН+» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
ООО «ЛИДЕР+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
ООО «ВИТАРА» |
|
|
|
||||
111. |
0111300052318000117 |
ООО «ЭТАЛОН+» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
ООО «ЛИДЕР+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
Галиякбарова Альбина Мисхатовна
|
|
|
|
||||
|
|
|
|||||
ООО «ВИТАРА» |
|||||||
112. |
0111300052318000118 |
ООО «ЭТАЛОН+» |
<…>
|
<…> |
1.00 % |
победитель |
|
ООО «ЛИДЕР+» |
<…> |
0.50 % |
|
||||
ООО «ВИТАРА» |
|
|
|
||||
113. |
0111300063219001267 |
ООО «ЭТАЛОН» |
<…> |
<…> |
0.50 % |
победитель |
|
ООО «ЛИДЕР+» |
|
|
|
||||
ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ» |
|
|
|
||||
114. |
0111300063219001270 |
ООО «ЭТАЛОН» |
<…>
|
<…> |
0.50 % |
победитель |
|
ООО «ЛИДЕР+» |
|
|
|
||||
ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ» |
|
|
|
||||
|
|
|
|||||
ООО «МЕГАПОЛИС» |
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила [сумма] рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5%-1,0% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные аукционы состоялись в декабре 2017 – октябре 2019 года, по их итогам заказчиками заключено 14 государственных контрактов на сумму 152 505 035,27 руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).
Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.
Также, торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) осуществлялись с одних и тех же IP-адресов: <…>, - [IP-адреса].
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Более того, по данным электронной торговой площадки установлено, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) указывали в качестве контактного один адрес электронной почты- <…>, - [адрес электронной почты].
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.
По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время создания файла.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой части заявки, преимущественно создавались одним лицом.
Совпадение имен учетной записи, создавших файл, имен учетной записи, изменивших файл, даты и времени создания файла, даты и времени изменения файла, размера файлов, количества страниц и слов свидетельствует об использовании и обмене файлами ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481) между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, ООО «Эталон» и ООО «Лидер +» заключили договор займа №<…> от <…>г.
Управлением установлено, что в ходе реализации данного договора в 2018- 2019 гг. ООО «Эталон» осуществило перечисление денежных средств в отношении ООО «Лидер +» в размере [сумма в рублях], в то же время в 2019 году ООО «Лидер +» перечисляло в ООО «Эталон» денежные средства в размере [сумма в рублях].
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной налоговой службы по РТ, ООО «Эталон+» и ООО «Лидер +» заключали договоры займа № <…> от <…> г.; №<…> от <…> г.
Управлением установлено, что в ходе реализации данных договоров в 2018-2019 гг. ООО «Эталон+» осуществило перечисление денежных средств в ООО «Лидер +» в размере <…>, - [сумма в рублях]в то же время в 2019 году ООО «Лидер +» перечисляло в адрес ООО «Эталон+» денежные средства в размере <…>, - [сумма в рублях].
Необходимо отметить, дата подачи заявок на участие в указанных выше аукционах (0111300063219001267; 0111300063219001270) 30.10.2019. Учитывая, что во всех конкурсных процедурах победителем становилось ООО «Эталон+», указанное выше может свидетельствовать о предоставлении ООО «Эталон+» денежных средств ООО «Лидер+» для обеспечения заявок при участии в торгах.
Таким образом, установлена устойчивая взаимосвязь хозяйственных отношений ответчиков.
В отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Следовательно, действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), свидетельствует о намеренном совместном участии в закупках с целью поддержания цены контрактов, максимально приближенной к НМЦК, и победе на рассматриваемых закупках ООО «Эталон», ООО «Эталон+».
Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.
Участие ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.
По мнению Татарстанского УФАС России, ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:
компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;
снижение ценовых предложений в рамках проведения аукционов между России ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) было минимальным, максимальное снижение составило – 0,5%-1,0%. Общая начальная (максимальная) цена контрактов - <…>, - [сумма в рублях] рублей;
аукционы состоялись в декабре 2017 – октябре 2019 года, по их итогам заказчиками заключено 14 государственных контрактов на сумму <…>, - [сумма в рублях]руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481);
отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;
использование ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) единой инфраструктуры при участии в торгах;
подача заявок в один день;
совпадение свойств электронных файлов первых частей заявок;
подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой части заявки, преимущественно одним лицом
устойчивая взаимосвязь хозяйственных отношений Обществ, путем заключения договоров займа и осуществления возвратов по нему;
вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одних и тех же IP-адресов;
указание схожего почтового адреса;
указание одного адреса электронной почты- <…> - [адрес электронной почты];
осведомленность ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукционов, учитывая отмеченные выше обстоятельства;
в аукционах, в которых активно участвовали помимо ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло до 74,50%;
установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов.
Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группа лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.
На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/205-к от 25.08.2020 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
В ходе рассмотрения дела №016/01/11-1484/2020 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с документами, представленными со стороны ответчиков установлено, что между <…> - [физическое лицо], ООО «Эталон», ООО «Эталон+», ООО «Лидер+» был заключен Договор совместной деятельности, в соответствии с п.1.1. которого участники Договора, исходя из общих коммерческих интересов, обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем объединения имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей в целях содействия решения уставных задач, связанных с снижением и диверсификацией рисков по включению стороны договора в реестр недобросовестных поставщиков, а также предупреждения сбоев, возникающих по причине «человеческого фактора», связанного с возможными ошибками работников, трудоустроенных у Участников на любом этапе торгов, что может повлечь потерю прав Участников на заключение и исполнение контрактов, предоставлять друг другу помощь, участвовать в совместных проектах и других видах деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерацию.
В соответствии с п.1.2. Договора совместной деятельности участники для выполнения условий настоящего договора осуществляют совместную эксплуатацию имущества, предоставленного Участниками в совместное пользование.
Таким образом, между ответчиками, а также <…> - [физическое лицо], которое также выступает в качестве учредителя и генерального директора ООО «Лидер+», ранее был заключен письменный договор, на основании которого в 2017 году было заключено соглашение о реализации совместной деятельности по участию в торгах.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что учредитель ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), <…> [физическое лицо], не имеет в своем распоряжении долей в уставном капитале группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), равно как и учредитель группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), <…> [физическое лицо], не имеет в своем распоряжении долей в уставном капитале ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837).
При этом в ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступили заявления участников группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) о заключении и участии в соглашениях, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, направленное в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев указанные заявления, Татарстанским УФАС России документам ООО «Эталон+» был присвоен вх.№ <…> - [входящий номер <...> документам ООО «Эталон» - <…> - [входящий номер].
Таким образом, со стороны группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) фактически признано вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме
В соответствии с п.1 примечания к ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:
на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.
Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.
Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.
Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.
Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:
- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;
- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;
- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;
- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;
- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;
- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,
- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,
- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.
Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.
В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.
Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.
Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:
- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;
- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;
- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;
- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.
В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.
В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, письменные заявления группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), представленные в адрес Татарстанского УФАС России, содержат сведения, достаточные для установления события административного правонарушения.
Со стороны ООО «Лидер+» в рамках заседания, назначенного на 28 января 2021 года, были представлены письменные пояснения в соответствии с которыми сообщалось, что ООО «Лидер+» признает, что между указанной организаций и группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481) было достигнуто соглашение об участии в аукционах с целью того, чтобы указанные аукционы состоялись.
В соответствии с письменными пояснениями ООО «Лидер+» указанная организация признает, что являлась организатором соглашения, предусмотренного ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с ООО «Эталон» и «Эталон+».
ООО «Лидер+» сообщает, что подобные действия не были направлены на поддержание цен на аукционах, а своей целью имели обеспечение аукционов участниками с целью того, чтобы указанные аукционы состоялись.
Кроме этого, ООО «Лидер+» совместно с ООО «Эталон» и «Эталон+» осуществляло деятельности по исполнению заключенных контрактов путем внесения в совместную деятельность имущества, за счет которого было возможно исполнение указанных контрактов.
Таким образом, ООО «Лидер+» фактически признает факт заключения антиконкурентного соглашения, однако, указывает на отсутствие цели поддержания цен на рассматриваемых аукционах.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке деятельности по организации питания.
Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период 2017-2019 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-1484/2020.
В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией.
Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-1484/2020 аукционам в электронной форме, в качестве предметов торгов определены:
№ п/п |
Номер закупки |
Предмет закупки |
1 |
0111300000417000160 |
Организация горячего питания школы города |
2 |
0111300000417000161 |
Организация горячего питания школы района |
3 |
0111300000417000162 |
Организация горячего питания городские детские сады |
4 |
0111300000417000163 |
Организация горячего питания |
5 |
0111300000417000164 |
Организация горячего питания городские школы |
6 |
0111300000417000168 |
Организация горячего питания сельские детские сады |
7 |
0111300000417000169 |
Организация горячего питания |
8 |
0111300000417000170 |
Организация горячего питания городские детские сады |
9 |
0111300000417000187 |
Организация горячего питания |
10 |
0111300052318000115 |
Организация горячего питания |
11 |
0111300052318000117 |
Организация горячего питания |
12 |
0111300052318000118 |
Организация горячего питания |
13 |
0111300063219001267 |
Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района |
14 |
0111300063219001270 |
Оказание услуг по организации питания на 2019 год для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района |
Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-1484/2020 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:
ООО «Лидер+»;
ООО «Эталон»;
ООО «Эталон+»;
ООО «ВИТАРА»;
<…> [физическое лицо];
ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ»;
ООО «МЕГАПОЛИС».
Стоит отметить, что по результатам анализа поведения ООО «ВИТАРА», <…> [физическое лицо], ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ», ООО «МЕГАПОЛИС» при участии в закупках, рассматриваемых в рамках настоящего дела, не установлено поведения, аналогичного действиям ответчиков по делу, побед в закупках не достигалось, не установлено совокупности признаков косвенных доказательств, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, соответственно, признаков участия в антиконкурентном соглашении со стороны указанных лиц не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группы лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), «Эталон+» (ИНН 1649036481), выразившихся в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 14 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила <…> - [сумма в рублях].
Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2017-2020 гг.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что по результатам проведения аукционов, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения, было заключено 14 государственных контрактов на сумму <…> - [сумма в рублях] руб. с группой лиц ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) и ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481).
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России, при реализации соглашения совокупный доход ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) составил <…> - [сумма в рублях].
С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) содержат признаки нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
28 января 2021 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/11-1484/2020.
В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Тем не менее, со стороны ответчиков каких-либо письменных возражений не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) содержат признаки нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837) и группу лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837), а также виновного должностного лица ООО «Лидер+» (ИНН 1649036837).
Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении группы лиц ООО «Эталон+» (ИНН 1649036481), ООО «Эталон» (ИНН 1649016157), не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |