Предупреждение №АР-05/14482 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П05-61/2021 о прекращении действий (бездейст... от 12 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№АР-05/14482 от 12.11.2021 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также – Татарстанское УФАС России, Управление) поступили обращения <…> (вх.№12924/ж от 24.09.2021 г.), а также обращение (вх.№13244 от 01.10.2021 г.), перенаправленное ФАС России, по факту уклонения ООО «Нижневязовский жилкомсервис» от замены прибора учета, а также перезаключения договора холодного водоснабжения.

По результатам рассмотрения указанных обращений, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

__.__.20__ г. заключен договор на холодное водоснабжение №__. Договор заключен со <…> как с постоянно проживающей по адресу: ______ и непосредственным потребителем холодной воды.

Как указано в обращениях Заявителя <…> приходится <…>, в настоящий момент собственность на объект оформлена на <…>.

В соответствии с п. 15 Договора №__ от __.__.20__ г. сведения об узлах учета, приборах учета и местах отбора проб холодной воды указываются согласно приложению №4.

В соответствии с приложением №4 к Договору №__ от __.__.20__ г. установлено, что месторасположением узла является кухня, установлен прибор учета №__ от __.__.20__ г.

Как указывается в обращениях, 06.09.2021 года ООО «Нижневязовский жилкомсервис» прислал Заявителю, а также собственникам жилых домов №№_____, расположенных на улице ______, уведомление о необходимости установления коллективного прибора учета холодной воды на границе балансовой принадлежности сетей до 01.11.2021 года, в колодце, в ином случае подача воды будет приостановлена.

ООО «Нижневязовский жилкомсервис» ссылается на положение п.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.

По договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 5 статьи 20 указанного закона приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Согласно пункту 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности, а в иных местах, согласованных сторонами в договоре.

В соответствии с п.12 Договора №___ от __.__.20__ г. установлено аналогичное положение.

При этом Татарстанским УФАС России установлено, что приборы учета иных лиц, являющихся собственниками жилых домов №№_____, расположенных на улице ______, также были ранее согласованы в договоре с ООО «Нижневязовский жилкомсервис» и установлены в домах абонентов.

Таким образом, требование ООО «Нижневязовский жилкомсервис» об установлении коллективных приборов учета взамен ныне действующим, установленным в соответствии с действующими договорами водоснабжения содержит признаки злоупотребления доминирующим положением в части навязывания условий договора, прямо не предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

В соответствии с п.3 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, ООО «Нижневязовский жилкомсервис», осуществляющее водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

ООО «Нижневязовский жилкомсервис», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, навязывает в отношении абонентов, в действующих договорах с которыми согласованы места установления прибора учетов внутри домов, установку коллективного прибора учета в колодце.

Таким образом, в действиях ООО «Нижневязовский жилкомсервис» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, исходя из судебной практики, в том числе изложенной в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан по де №33-12954/2021 от 19.08.2021 года, установлено, что поскольку действующее законодательство не возлагает на абонента безусловной обязанности обеспечить учет потребляемых энергоресурсов исключительно и только в точке исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, а, именно, на границе эксплуатационной ответственности, выводы суда о том, что прибор учета воды установлен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства и требование ответчика о его переносе в иное место (в смотровом колодце за пределами домовладения истца) является неправомерным, судебная коллегия считает правильными. Приведенные нормы закона в части выбора сторонами места установки прибора учета имеют диспозитивный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (ИНН: 1648043158) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании абонентам условий договора, прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения, а именно: прекратить навязывание установления коллективного прибора учета в колодце абонентам, в отношении объектов которых договорами водоснабжения установлены положения о приборах учета внутри помещений.

Предупреждение должно быть исполнено в течении 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течении трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны