Решение №ВЧ-08/8489 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/21-811/2023 от 16 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8489 от 16.08.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/21-811/2023 в отношении ООО «СИГМАТОРГ» (ИНН 1655417189), ООО «Емакторг» (ИНН 1655414220), <…> по факту размещения рекламы алкогольной продукции в push-уведомлениях приложения «Хочу еще!», что нарушает часть 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии:

- представителя ООО «ЕМАКТОРГ» по доверенности <…>,

- представителей ООО «СИГМАТОРГ» по доверенности <…>, <…>

- <…>.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение <…> (вх. №3764 от 13.04.2023 г.), направленное Госалкогольинспекцией Республики Татарстан, о размещении рекламы алкогольной продукции в push-уведомлениях приложения «Хочу еще!», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Фотоизображения приведены ниже:

<…>

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Поскольку рассматриваемая рекламная информация содержит указания на конкретную марку алкогольной продукции, то в данном случае имеет место реклама алкогольной продукции Prosecco LOVO, BOSCA.

Так, алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Реклама доводится до сведения потребителя в течение длительного времени в расчете на побуждение совершить определенные действия и подразумевает воздействие на его мотивацию при выборе товара или услуги. Одновременно со сведениями о товаре в рекламе может содержаться и иная информация, назначение которой особым образом привлечь внимание потребителей к рекламируемому товару.

Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции.

Согласно пункту 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Управлением осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что содержание этилового спирта в алкогольной продукции Prosecco LOVO составляет 11%, а в BOSCA 7,5%.

Соответственно, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции не может размещаться в push-уведомлениях приложения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно политике конфиденциальности для мобильного приложения «Хочу ещё!» правообладателем мобильного приложения является ООО "СМТ", ИНН 1655417189, КПП 165501001.

20.07.2023 поступили письменные пояснения ООО «Сигматорг» (вх. №7437), исходя из содержания, которых следует, что согласно данным мобильного приложения «Хочу еще» разработчиком, провайдером данного приложения является <…>. Авторские права принадлежат сети алкомаркетов «Хочу еще» головной офис которого расположен по адресу: г. Казань, ул. Краснококшайская, д. 81, данные взяты с официальной страницы сети алкомаркета «Хочу еще» https://хочу-ещё.рф/. 

Согласно условиям, при загрузке мобильного приложения «Хочу ещё» - вся информация синхронизируется между сайтом https://хочу-ещё.рф/ и мобильным приложением – «Хочу ещё». В соответствии с политикой конфиденциальности – ссылка на которую расположена на странице https://хочу-ещё.рф/, указание на тот факт, что правообладателем данного сайта является ООО «СМТ» отсутствует.

ООО «Сигматорг» не имеет никакого отношения к сети алкомаркетов «Хочу ещё», не является ни собственником торговых точек сети алкомаркетов «Хочу ещё», ни арендатором, ни поставщиком и не ведет лицензионную деятельность в части розничной продажи алкогольной продукции.

<…> ранее состояла в трудовых отношениях с ООО «Сигматорг в качестве руководителя отдела маркетинга, однако согласно приказу №3 от 27.07.2022 года на основании заявления, была уволена по собственному желанию, в настоящее время Чеботкова К.М. ведет свою деятельность в ООО «Емакторг» (ИНН 1655414220/ КПП 165501001), который и является собственником сети алкомаркетов «Хочу ещё».

08.08.2023 поступили письменные пояснения от ООО «СИГМАТОРГ» (вх. №8133), исходя из содержания которых следует, что Общество направило претензию в адрес ООО «ЕМАКТОРГ» и представило копию данной претензии от 01.08.2023, а также ответ ООО «ЕМАКТОРГ» на данную претензию. Общество также сообщило, что приложение «Хочу еще» не принадлежит ООО «СИГМАТОРГ».

10.08.2023 поступили письменные пояснения от <…> (вх. №8233). Согласно пояснениям лица, <…> является правообладателем мобильного приложения «Хочу еще!». По поводу фотоизображения push-уведомления из приложения «Хочу еще!» <…> пояснить не может, подобные случаи ранее не происходили, лицо допускает, что мог произойти сбой трансляции на технической стороне ресурса.

Также поступили письменные пояснения ООО «ЕМАКТОРГ» (вх. №8238), исходя из содержания, которых следует, что между Обществом и <…> заключен трудовой договор. Однако Общество не является правообладателем мобильного приложения «Хочу еще!» и поручений на размещение в данном приложении  рекламы алкогольной продукции <…> не давало.

16.08.2023 на заседании Комиссии <…> пояснила, что разрабатывала приложение «Хочу еще!» в интересах ООО «ЕМАКТОРГ», так как является сотрудником Общества. Представитель по доверенности ООО «ЕМАКТОРГ» также подтвердил данный факт.

Комиссия, изучив все материалы дела и пояснения лиц, приходит к выводу о том, что необходимо прекратить производство дела в отношении ООО «СИГМАТОРГ». Также Комиссия считает необходимым прекратить производство по делу в отношении <…>, поскольку она является сотрудником Общества и действовала в его интересах.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требования, установленного частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем, рекламодателем, рекламопроизводителем в рассматриваемом случае является ООО «ЕМАКТОРГ».

На момент рассмотрения дела №016/05/21-811/2023 в материалах дела имеются подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы в связи с чем Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ООО «ЕМАКТОРГ» (ИНН 1655414220), распространенной в push-уведомлениях приложения «Хочу еще!», поскольку в ней нарушена часть 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Прекратить производство по делу в отношении ООО «СИГМАТОРГ» (ИНН 1655417189), <…>.

Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «ЕМАКТОРГ» (ИНН 1655414220) .

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны