Решение №АР-05/3515 Решение по делу №016/01/10-1339/2019 от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/3515 от 26.03.2021 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-1339/2019 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу твердых коммунальных отходов дискриминационных условий,

УСТАНОВИЛА:

В рамках исполнения возложенных на антимонопольный орган полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства, а так же в рамках деятельности антимонопольного органа в рабочем штабе по рассмотрению деятельности регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Татарстанским УФАС России у региональных операторов по обращению с ТКО запрошены сведения об условиях договоров на вывоз ТКО, заключенных с юридическими лицами.

Управлением по итогам рассмотрения вышеназванных сведений установлено следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно протоколу от 25.09.2018 № 270818/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО «УК «ПЖКХ».

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО «УК» ПЖКХ» заключено 09.11.2018 №72 сроком на 10 лет.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 №10-190/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «ПЖКХ».

В адрес ООО «УК «ПЖКХ» был направлен запрос информации (исх.№СП-05/7012 от 15.05.2019) обо всех действующих в настоящее время договорах с юридическими лицами на вывоз ТКО с указанием порядка расчета по договору.

Исходя из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» сведений (вх.№8010 от 22.05.2019) установлено, что на дату предоставления сведений у Общества заключено 1866 договоров на вывоз ТКО с юридическими лицами. В указанных договорах порядок расчета оказанных услуг определяется следующим образом:

- в 1838 договорах – по нормативу накопления ТКО;

- в 28 договорах – по количеству и объему контейнеров.

Исходя из приведенных данных следует наличие возможности заключения и фактическое наличие действующих договоров на вывоз ТКО, заключаемых региональными операторами с юридическими лицами, по условию расчета оказанных услуг не по нормативу на вывоз ТКО.

Вместе с тем, исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений и обращений, региональный оператор при обращении в его адрес отдельных лиц по вопросу возможности заключения договора на вывоз ТКО с расчетом оказанных услуг исходя из объема контейнеров, сообщает о невозможности установления соответствующего условия. Указанные факты имеют место, в частности, во взаимоотношениях с ООО «Мир красоты» (вх. №4674) и ООО «Тепличный комбинат «Майский» (вх.№7213), а так же усматриваются исходя из анализа заключения региональным оператором договоров с торговыми сетями, осуществляющими розничную реализацию продовольственных товаров на территории Республики Татарстан.

Согласно ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), определение объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) (далее – Правила № 505).

Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил (п. 6 Правил № 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (далее по фактическому объему).

Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат. Пункт 8 Правил № 505, устанавливающий, что «при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. «а» п. 5 Правил № 505», лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.

В отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах также существуют специальные нормы, регулирующие данный вопрос, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) (далее – Правила № 354).

Пунктом 148(38) Правил № 354 определено следующее: «Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354 (т.е. исходя из нормативов накопления ТКО).

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам № 354 (примечание: т.е. исходя из фактического объема)».

Таким образом, Правила № 354 также предусматривают два альтернативных варианта определения объема:

-исходя из нормативов накопления ТКО;

-исходя из фактического объема.

Учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

-при раздельном накоплении сортированных отходов;

-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Кроме того, типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) не содержит каких-либо ограничений в применении того или иного способа учета ТКО и предусматривает все варианты.

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Как указывалось ранее, в силу прямого законодательного закрепления в рассматриваемом случае вход на рынок услуг регионального оператора в закрепленной зоне действия регоператора возможен только по результатам конкурсного отбора; замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие-либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка так же имеют прямое законодательное закрепление и определены границами зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Западной зоне – ООО «УК «ПЖКХ» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты действующими операторами соответствующего статуса и проведения нового отбора. Соответственно, ООО «УК «ПЖКХ» обладает признаками доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем на них распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе запрет на создание дискриминационных условий для потребителей услуг Регионального оператора.

Тем самым, в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО, такой отказ со стороны регионального оператора может указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В настоящем случае отказ регионального оператора от включения условий в договор с одними собственниками нежилых помещений о возможности осуществлять учет, исходя из фактического объема, при включении такого условия для других собственников указывает на создание для контрагентов неравных (дискриминационных) условий, при которых одни контрагенты вынуждены зачастую существенно переплачивать за предоставляемые услуги в сравнении с другими, которые используют альтернативную систему расчета.

Таким образом, действия регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» содержат признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803; 420087, Республика Татарстан, Казань, улица Родины, 8, офис 10) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направило в адрес Регионального оператора предупреждение №П05-47/2019 (исх.№АР-05/8291 от 07.06.2019) о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно не допускать необоснованных отказов соответствующим потребителям во включении в договор условия о расчете оказываемых услуг по вывозу ТКО любым, допустимым согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) и Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) способом, включая расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Письмом исх.№1237 от 28.06.2019 (вх.№10192 от 28.06.2019) ООО УК «ПЖКХ» сообщило, что «потребителю, выразившему намерение заключения договора по обращению с ТКО с указанием учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО,  необходимо предоставить в адрес ООО «УК «ПЖКХ» сведения о количестве единиц измерения, определенных Постановлением №922, для расчета необходимого количества и объемов контейнеров для накопления ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, с учетом периодичности вывоза ТКО, установленной Порядком накопления и СанПиН 42-128-4690-88, и, соответственно, наличие необходимого количества контейнеров в местах накопления ТКО».

Кроме того, в названном письме было указано, что ООО «УК «ПЖКХ» не отказывает потребителям в заключении договоров исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

1. В Управление поступило обращение от 14 июня 2019 года (вх.№9647/ж от 19.06.2019) и дополнения от 21 июня 2019 года (вх.№10308 от 01.07.2019) ООО «МАКСИДОМ» на действия ООО УК «ПЖКХ» по факту отказа в принятии предлагаемых ООО «МАКСИДОМ» условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг;

2. 24.06.2019 в Управление поступило обращение от 18 июня 2019 года (вх.№9864/ж) ООО «Оптовик» на действия ООО УК «ПЖКХ» по факту отказа в принятии предлагаемых ООО «Оптовик» условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг;

Кроме того, 01.07.2019 в Управление поступило обращение ООО «Мир красоты» (вх.№10333/ж), указывающее, что ООО «УК «ПЖКХ» письмом исх.№927 от 31.05.2019 сообщает о наибольшей корректности при расчете объема ТКО по утвержденному нормативу; а письмами вх.№9956 и 9957 от 25.06.2019 Прокуратурой Республики Татарстан в адрес Управления было направлено обращение арендатора нежилых помещений – Бикмуллина Д.А. по факту выставления счетов за услугу по вывозу ТКО в не соответствующем реальным объемам образующихся отходов размере.

На аналогичные факты в Управление поступили обращения от ООО «Леруа Мерлен Восток» (вх.№12840/ж от 09.08.2019), ООО «ПолиТэр» (вх.№13433/ж от 19.08.2019), ООО «Волгаспецарматура» (вх.№13728/ж от 23.08.2019).

С учетом изложенного, предупреждение №П05-47/2019 (исх.№АР-05/8291 от 07.06.2019) не исполнено.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.№ 02/375-к от 29.08.2019) о возбуждении дела № 016/01/17-1339/2019 по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803; 420087, Республика Татарстан, Казань, улица Родины, 8, офис 10) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий.

После возбуждения дела и до назначения настоящего дела к рассмотрению в Управление также поступило обращение ООО «Агава» (вх.№14815/ж от 12.09.2019) на аналогичные факты.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что среди обратившихся с жалобами на действия ООО УК «ПЖКХ» в Татарстанское УФАС России хозяйствующих субъектов присутствуют, в том числе, такие лица, для вида деятельности которых категория норматива накопления ТКО не предусмотрена действующим в настоящее время законодательством.

В качестве примера можно привести промышленные предприятия (заводы) (жалобы таких лиц, как ОАО Казанский завод «Электроприбор», АО «Казанский медико-инструментальный завод»). Согласно предоставленным сведениям для указанных образователей региональный оператор самостоятельно определил категорию норматива «Административные, офисные здания». Согласно письменным пояснениям ООО УК «ПЖКХ» от 28.05.2020 указанный выбор обусловлен тем, что «в любом промышленном предприятии присутствуют офисные сотрудники предприятия».

Рассмотрев указанный довод, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, что он не может являться обоснованным, так как указанный вид деятельности не является основным для соответствующего объекта образователя, при этом региональный оператор не предлагает производить частичный нормативный расчет подлежащих к оказанию услуг на основании только «офисных сотрудников».

С учетом сказанного, Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что указанное действие регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для отдельных потребителей (в том числе потенциальных) оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, для основной категории осуществляемой хозяйственной деятельности которых отсутствует утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года №922 (в действующей редакции) норматив накопления ТКО, дискриминационных условий, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдала предупреждение №П05-29/2020 (исх.№АР-05/8166 от 19.06.2020) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить понуждение таких лиц к расчету оказанных услуг по вывозу ТКО исходя из норматива накопления ТКО, в том числе уклонение от согласования условий договора в указанной части в редакции контрагента по причине несогласия с предлагаемым неприменением расчета объема оказанных услуг по нормативу накопления ТКО (включая также и случаи определения количества подлежащих к установлению контейнеров исходя из норматива накопления ТКО), а так же не допускать необоснованных отказов таким лицам в изменении условия ранее заключенного договора в указанной части.

В связи с чем, 05 июня 2020 года Комиссией Татарстанского УФАС было вынесено Определение о приостановлении производства по делу №016/01/10-1339/2019 (исх.№ АР-05/8218 от 19.06.2020 года).

24.08.2020 года в адрес Управления поступило письмо ООО «УК «ПЖКХ» по вопросу исполнения Предупреждения №П05-29/2020. Татарстанским УФАС России было установлено, что в качестве подтверждения исполнения предупреждения со стороны регионального оператора были предоставлены копии заключенных с образователями отходов договоров на вывоз ТКО. Вместе с тем, среди предоставленных договоров отсутствовали договоры с образователями отходов, категория деятельности которых отсутствует в Постановлении Кабинете Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года №922, которые были привлечены к участию в деле №016/01/10-1339/2019 в качестве заинтересованных лиц.

Ввиду того, что отсутствие указанных документов не позволило антимонопольному органу оценить исполнения Предупреждения №П05-29/2020, Татарстанское УФАС России продлило срок его исполнения до 19.10.2020 года.

Также в соответствии с письмом ООО «УК «ПЖКХ» (вх.№6497 от 09.11.2020 г.) сообщалось о незавершенности процесса согласования проекта договора с ОАО КЗ «Электроприбор». На основании указанного письма Татарстанским УФАС России срок исполнения предупреждения со стороны ООО «УК «ПЖКХ» был вновь продлен до 30.11.2020 года.

Далее, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило письмо ООО «УК «ПЖКХ» (исх.№15954 от 17.11.2020) по вопросу исполнения предупреждения Татарстанского УФАС России №П05-29/2020, в котором об исполнении указанного предупреждения.

Вместе с тем, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение ООО «Агава», в соответствии с которым сообщалось, что указанная организация в соответствии с разъяснениями Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан была отнесена к категории «неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров», что, по мнению подателя обращения, означает, что категория объектов ООО «Агава» под действие утвержденных Постановлением Кабинета министров РТ от 12 декабря 2016 года №922 нормативов накопления ТКО не попадает.

В связи с необходимостью разрешения по существу вопросов, указанных в обращении ООО «Агава», Татарстанское УФАС России продлило срок исполнения предупреждения №П05-29/2020 до 10.02.2021 года.

В целях уточнения сведений, отраженных в обращении ООО «Агава», Управлением был направлен запрос в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ответственного за разработку проекта Постановления Кабинета министров РТ от 12 декабря 2016 года №922.

Со стороны Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан представлены следующие пояснения.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Кабинета Министров от 12 декабря 2016 № 922 (далее – Постановление) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в республике Татарстан. В разделе пять Постановления отражена категория объектов образования твердых коммунальных отходов как «объекты торговли».

Исходя из открытых источников СМИ/интернет, Компания ООО «Агава» является владелицей сети гипермаркетов «Мегастрой». «Мегастрой» – федеральная сеть гипермаркетов по продаже товаров для строительства, ремонта, декора и сада. Следовательно, ООО «Агава» - «Мегастрой» является объектом торговли.

При этом правовой статус национальных стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, определен федеральным законом о техническом регулировании.

В соответствии с таблицей 2 ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» вышеуказанная компания подпадает, в виду специализации торговой деятельности, под категорию «универсальное предприятие торговли/гипермаркет», тем самым усматривается несоответствие с разъяснениями Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.

Исходя из вышеизложенного, согласно разъяснениям Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО «Агава», в соответствии с Постановлением, подпадает под категорию определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов «Объекты торговли».

Таким образом, выводы о нераспространении на ООО «Агава» нормативов, установленных Постановлением, не соответствуют действительности.

В связи с изложенным, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что со стороны ООО «УК «ПЖКХ» требования, отраженные в Предупреждении №П05-29/2020 (исх.№АР-05/8166 от 19.06.2020), были исполнены.

В связи с чем, 04 марта 2021 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено Определение о возобновлении производства по делу №016/01/10-1339/2019 (исх.№АР-05/2519 от 04.03.2021).

Вместе с тем, по результатам рассмотрения дела №016/01/10-1339/2019 Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в рамках рассматриваемого периода нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу твердых коммунальных отходов дискриминационных условий, со стороны ООО «УК «ПЖКХ» не установлено. В обосновании указанного вывода Комиссия Татарстанского УФАС России исходит из следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 (далее - Правила № 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил № 1156.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно положениям Закона № 89-ФЗ и пункта 25 Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 3 Правил № 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 505).

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил № 505).

На основании статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 № 1202 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан».

Согласно ранее действовавшим пунктам 8.4, 8.10 Порядка № 1202, количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Однако указанные положения утратили силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.11.2020 № 1066.

Вместе с тем, аналогичные положения содержатся в п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3: «Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО».

В пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах срок хранения твердых коммунальных отходов в холодное время года (при температуре -4°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз).

Кроме того, согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 № 922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан» утверждены нормативы накопления по объектам образования твердых коммунальных отходов.

Коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, таким образом, возможен лишь в случае соответствия количества и объема контейнеров нормам СанПиН. Расчет количества контейнеров при этом производится исходя из установленных на территории региона нормативов накопления ТКО.

Таким образом, действия ООО «УК «ПЖКХ» по включению в договоры об оказании услуг по обращению с ТКО положения о ведении расчетов с заинтересованными лицами по настоящему делу исходя из установленных нормативов не противоречат действующему законодательству.

Нормативы накопления ТКО при этом ООО «УК «ПЖКХ» самостоятельно не устанавливаются, указанные действия производятся исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.

Указанный вывод также подтверждается сложившейся судебной практикой на территории Поволжского округа. В частности, при рассмотрении дел №А65-21356/2019, №А65-25834/2019, суды пришли к выводу, что коммерческий учет может быть осуществлен исключительно расчетным путем исходя из нормативов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.         Рассмотрение дела №016/01/10-1339/2019, возбужденного в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу твердых коммунальных отходов дискриминационных условий, прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны