Предупреждение №АР-05/5118 Предупреждение №П05-17/2022 о прекращении действий (бездейст... от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/5118 от 19.04.2022 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) поступило обращение ООО «Мехуборка КЗН» (вх.№ 567/ж от 19.01.2022) на действия ООО «УК «ПЖКХ» по вопросу необоснованного отказа в заключении договора на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на 2022 год.

Согласно обращению, договоры на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО заключались между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Мехуборка КЗН» на 2019, 2020, 2021 год: № <…> от <…> (сроком до <…>, с последующей пролонгацией до 31.12.2020), № <…> от <…>.

Вместе с тем, в ответ на заявление ООО «Мехуборка КЗН» (исх.№ 111/ДП-М от 02.12.2021) ООО «УК «ПЖКХ» отказало (исх.№ 12230 от 30.12.2021) обществу в заключении договора на оказание услуг по сбору (приему) отходов производства и потребления IV-V классов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО) на следующих основаниях.

«В связи со снижением остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33, а также имеющимися обязанностями ООО «УК «ПЖКХ», как регионального оператора, по заключению договоров на обращение с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, заключение договора на захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не представляется возможным.»

Вместе с тем, заявитель ООО «Мехуборка КЗН» указывает, что на территории города Казань действующих полигонов для принятия отходов на размещение (захоронение), помимо полигона, эксплуатируемого ООО «УК «ПЖКХ» по адресу по ул. Химическая, 33, не имеется.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, на основании доводов и материалов, представленных ООО «Мехуборка» и ООО «УК «ПЖКХ», Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, а также потребителями услуг – контрагентами ООО «УК «ПЖКХ», Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно предмету договоров, заключенных между ООО «Мехуборка КЗН» и ООО «УК «ПЖКХ» на 2019-2021гг., Исполнитель ООО «УК «ПЖКХ» оказывает услуги по сбору (приему) отходов производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, за определенную плату, от Заказчика ООО «Мехуборка КЗН», для их дальнейшей обработки, размещения, утилизации на специализированных объектах, предназначенных для размещения отходов.

Таким образом, Татарстанским УФАС России установлено, что отходы IV-V класса опасности, принятые ООО «УК «ПЖКХ» по договорам с ООО «Мехуборка КЗН» за 2019-2021гг. в конечном итоге подлежат размещению либо утилизации на специализированных объектах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«сбор отходов» - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

«обработка отходов» - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

«размещение отходов» - хранение и захоронение отходов;

«хранение отходов» - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

 «захоронение отходов» - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

«утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

«объекты размещения отходов» - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

В соответствии с письменными пояснениями ООО «УК «ПЖКХ» (вх.№ 2310 от 24.02.2022): «Ввиду наличия на территории Республики Татарстан большого количества организаций оказывающих услуги по сбору (приему) отходов производства и потребления IV‒V классов опасности ООО «УК «ПЖКХ» не имеет возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, а следовательно, не подпадает под действие Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что согласно Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной Постановлением КМ РТ от 13.03.2018 № 149, на территории Республики Татарстан находится множество объектов по сбору‒размещению отходов производства и потребления IV‒V классов опасности, в том числе граничащих территориально с г. Казань. Таким образом, ООО «Мехуборка КЗН» вправе обратиться в любую другую организацию, оказывающую услуги по сбору (приему) отходов производства и потребления IV‒V классов опасности.»

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).

Татарстанским УФАС России установлено, информация об объектах размещения отходов на территории Республики Татарстан представлена в Территориальной схеме в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 №149 (в редакции от 14.05.2019 №391) (далее – Территориальная схема) которая размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан по адресу: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post?npa_id=367829.

Согласно перечню объектов размещения отходов, расположенных на территории Республики Татарстан, включенных в ГРОРО, на территории города Казань расположено два полигона:

‒             полигон ТКО «Восточный». Местонахождение полигона: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, р-н Советский, Мамадышский тракт. Остаточная вместимость – 1,763 тыс. тонн. Прием отходов на размещение не осуществляется с 01.01.2021 в связи с отсутствием остаточной вместимости.

‒             полигон ТБО «Химическая, 33». Местонахождение полигона: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, 33. Остаточная вместимость на 25.10.2021 ‒ 585,041 тыс. тонн.

Эксплуатирующей организацией вышеуказанных полигонов является ООО «УК «ПЖКХ».

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Следовательно, в целях размещения отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, ООО «Мехуборка КЗН» может обратиться только к хозяйствующему субъекту, имеющему лицензию на размещение отходов IV класса опасности.

Татарстанским УФАС России установлено, что на территории города Казань соответствующими лицензиатами являются пять хозяйствующих субъектов:

-              ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (ИНН 1659032038);

-              ОАО «ТГК-16» (ИНН 1655189422);

-              МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666);

-              ПАО «Казаньоргсинтез» (ИНН 1658008723);

-              ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

Лицензия ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (ИНН 1659032038) № 16-00297 от 17.06.2016 имеет возможность размещать отходы IV класса опасности вида по ФККО: 72220001394 «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод».

Лицензия ОАО «ТГК-16» (ИНН 1655189422) № 16-00343 от 25.07.2016 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 61831111104 «отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты».

Лицензия МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666) № 16-00358 от 23.08.2016 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 72220111394 «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод»; 72310101394 «осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15 %, обводненный».

Лицензия ПАО «Казаньоргсинтез» (ИНН 1658008723) № 16-00216/П от 26.09.2018 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 72310202394 «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15 %».

Лицензия ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) Л020-00113-16/00099839 от 26.08.2020 на размещение отходов IV класса опасности 1206 видов по ФККО.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что из всех хозяйствующих субъектов, только ООО «УК «ПЖКХ» оказывает услугу по приему и размещению отходов IV класса опасности.

Согласно данным ООО «УК «ПЖКХ», размещение отходов IV класса опасности осуществляется на полигоне ТБО «Химическая, 33».

В 2021 году ООО «УК «ПЖКХ» были заключены и действовали 39 договоров на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), среди которых также имеется договор с ООО «Мехуборка КЗН».

В 2022 году ООО «УК «ПЖКХ» было заключено 37 договоров на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), и действует договор № ПО-<…> от <…> с <…>, следовательно, услуга оказывается 38 потребителям.

Вышеуказанное подтверждает технологическую возможность ООО «УК «ПЖКХ» оказывать услугу по приему и размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО «Химическая, 33» г. Казань в 2022 году.

Однако, в отличие от других потребителей, заявителю ООО «Мехуборка КЗН» было отказано в заключении аналогичного договора на 2022 год, следовательно, заявитель был поставлен в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), а именно: создание дискриминационных условий.

Руководствуясь Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан (далее — анализ), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220).

Временной интервал исследования — с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.

Продуктовые границы рынка определены как услуги по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

В рамках проведения данного анализа, по результатам проведения «теста гипотетического монополиста», географические границы рынка услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) определены административными границами городского округа «город Казань» Республики Татарстан.

В связи со сложившейся схемой оказания ООО «УК «ПЖКХ» услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на единственном полигоне ТБО «Химическая, 33» города Казань Республики Татарстан, покупатели не имеют возможности получать данную услугу (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за пределами определенных географических границ рынка.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

По результатам анализа установлено, что реализацию услуг в границах рассматриваемого товарного рынка в 2021 году осуществлял только один хозяйствующий субъект – ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке был уточнен состав (численность) покупателей – 39 хозяйствующих субъектов, приобретающих товар у продавца услуг, действующего на рассматриваемом товарном рынке в установленный временной интервал.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке: установлено, что на рассматриваемом товарном рынке в пределах административных границ городского округа «город Казань» Республики Татарстан отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ», соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Из вышеизложенного следует, что ООО «УК «ПЖКХ» может оказывать существенное влияние на общие условия обращения услуг на рассматриваемом товарном рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО).

Учитывая показатели уровня концентрации товарного рынка, рассматриваемый рынок услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) относится к высококонцентрированным.

Принимая во внимание наличие и преодолимость барьеров входа на товарный рынок, рассматриваемый рынок услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

По результатам анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан.

Ввиду изложенного, ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) в административных границах города Казань Республики Татарстан, следовательно, на указанное лицо распространяются требования ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «УК «ЖККХ», занимающего доминирующее положение на рассматриваемом рынке, выразившиеся в необоснованном отказе ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности, содержат признаки нарушения пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «УК «ПЖКХ» (юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 8, оф. 10; ИНН 1660274803) признаков нарушения пункта 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном отказе ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий, содержащих признаки нарушения, предупреждает о необходимости прекращения нарушения в течение 30 календарных дней с момента получения данного предупреждения путем заключения с ООО «Мехуборка КЗН» (ИНН 1659064801) договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на срок до 31.12.2022 или более по соглашению сторон.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны