Решение №ВЧ-08/108 Решение по делу №016/05/20-1646/2023 от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/108 от 11.01.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/20-1646/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту использования транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…> исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции находящейся по адресу: <…>, путем размещения рекламы с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило Муниципального образования города Казани (вх. №9748 от 15.09.2023 г.) по факту использования транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…> исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, находящейся по адресу<…>, путем размещения рекламы с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

<…>

В рассматриваемом случае рекламируются услуги автосервиса.

На основании фотоматериалов установлено, что указанное транспортное средство с государственным регистрационным знаком <…> с рекламным текстом: «<…>» находилось в одном и том же месте 14.08.2023 года, 31.08.2023 года.

На транспортном средстве размещена реклама со следующими сведениями: «<…>».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Информация, распространяемая на транспортном средстве, с текстом «<…>», имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с ответом УГИБДД МВД по РТ, транспортное средство с государственным регистрационным знаком <…> принадлежит <…> (<…>). 

Согласно пояснениям <…> транспортное средство принадлежит ему, надпись на автомобиле были сделаны по собственной инициативе в июне месяце 2023 года, с целью придать кузову более красивый внешний вид, следовательно, рекламный характер данные надписи не носят, <…> предпринимательскую деятельность не осуществляет.

Кроме того, <…> поясняет, что автомобиль технически исправен и используется для личных целей. Однако, согласно информации размещенной на сайте Российского Союза Автостраховщиков действующего договора ОСАГО транспортного средства отсутствует. По законодательству РФ владельцы транспортных средств в обязательном порядке должны застраховать свою гражданскую ответственность. Для этого им необходимо оформить полис ОСАГО. За передвижение без страховки предусмотрена административная, а в отдельных случаях уголовная ответственность.

Вместе с тем, согласно сайту «Яндекс. Карты», Комиссией было установлено, что транспортное средство используется в качестве рекламной конструкции в таком виде еще с 28 февраля 2023 года, а не с лета, как пояснил Ответчик.

<…>

Согласно сайту «Google.Карты», рекламная конструкция в изменённом виде размещалась еще в мае 2022 года.

<…>

Таким образом, исходя из материалов дела, Комиссия делает вывод, что рекламораспространителем и рекламодателем является <…>. Вместе с тем, на рекламной конструкции изображена стрелка белого цвета, указывающая на въезд в «<…>», внутри которого расположен Автосервис.

Согласно пояснениям <…>, нарушение устранено, что подтверждается фото-фиксацией транспортного средства.

Согласно пункту 1 Письма ФАС России от 02.05.2012 №АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте» в части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 20.05.2013 №АК/19504/13 «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ» в части 2 статьи 20 Закона «О рекламе» приведен один из видов использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций - переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть <…> (<…>). 

Ввиду изложенного и на основании части 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать транспортное средство с государственным регистрационным знаком <…> с рекламным текстом: «<…>» использованным исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, что является нарушением требований части 2 статьи 20 Федерального Закона «О рекламе».

Признать рекламодателем и рекламораспространителем <…> (<…>).

Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе <…> не выдавать.

Передать материалы дела в УГИБДД МВД по РТ для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 10 января 2024 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны