Определение №ВЧ-08/6037 ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 016/05/5-487/20... от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/6037 от 13.06.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП <…> и <…> по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 17.04.2023г. были выявлены признаки нарушения по факту распространения в системе «2Гис» рекламы с текстом: «Займы под залог ПТС! 0% первые 7 дней новым клиентам. Одобрение 100%», содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».

Изображение рекламного объявления представлено ниже:

<…>

Указанная реклама размещена по ссылке:

https://2gis.ru/kazan/search/%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2/firm/70000001027318335/49.108965%2C55.828006?m=49.48613%2C55.825334%2F10.35

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://kzn.avtozaim-1.ru/o-kompanii/.

Изображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно информации, размещенной на сайте, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является ИП <…>.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом вышеуказанные страницы сайта не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В самой рекламной информации указано, что финансовые услуги оказывает ООО «МФК КарМани».

Изображение рекламы представлено ниже:

<…>

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления финансовой услуги, процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Кроме того, из буквального смысла содержания рекламного текста следует, что гарантируется 100% успешность получения денежных средств, оказания финансовой услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования различных символов, образов и прочих объектов, которые будут эксплуатировать авторитет власти. Смысловое значение указанного графического изображения рекламы (использование фразы «по федеральному закону», «Федеральный центр банкротства») воспринимается потребителями рекламы как одобрение объекта рекламирования со стороны государственных органов и создавать впечатление того, что качество рекламируемых услуг определяется наличием одобрения органов государственной власти.

Вместе с тем, потребитель рекламы вводится в заблуждение тем, что название сайта «автозайм1.рф» поддерживается государством, формируя у потребителя ошибочное представление относительно услуги, а именно: наличие Федерального закона, основываясь на который можно без последствий списать долги по кредитам, что не соответствует действительности.

Таким образом, использование формулировки сайта «автозайм1.рф» в тексте рекламы искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно самой оказываемой услуги, которая одобряется органами государственной власти.

В адрес Управления 03.05.2023 поступили пояснения ООО «МФК КарМани» (далее- Общество) (исх. №4499), согласно которым ИП <…>, в соответствии с Агентским договором №648-ИП от 16.09.2022, является Агентом Общества. Выступая Агентом, ИП <…> от имени и за счет ООО «МФК КарМани» оказывает действия по поиску потенциальных клиентов для Общества. ООО «МФК КарМани» не изготавливало и не согласовывало рассматриваемое рекламное объявление.

В ходе рассмотрения дела представителем ИП <…>. представлены пояснения, согласно которым ИП <…>, в целях осуществления рекламы финансовых продуктов ООО «МФК КарМани» заключил договор с <…>, согласно которому Заказчик (ИП <…>) поручает, а Исполнитель (<…>) обязуется оказать следующие услуги по рекламе:

- ведение личного кабинета на интернет-площадке по адресу 2gis.ru, предоставленного по договору с ООО «2 ГИС-Закамье»,

- осуществлять информационное сопровождение личного кабинета по адресу 2 gis.ru и контента рекламы согласно условиям агентского договора с ООО МФК «Кармани»,

- публикация рекламной информации на сайте https://avtozaim-1.ru и поддоменных именах сайта, которые принадлежат Исполнителю,

- осуществить взаимосвязь между двумя сайтами 2 gis.ru и сайте https://avtozaim-1.ru и поддоменных имен сайта.

Согласно п. 6.3. договора о рекламе: «Контроль за содержанием рекламы на сайте 2 gis.ru и сайте https://avtozaim-1.ru и поддоменных именах сайта на соответствие ее законодательству о рекламе несет Исполнитель».

ИП <…> не имеет доступа к сайтам 2 gis.ru и https://avtozaim-1.ru и поддоменных имен сайта, ответственность за рекламу договором от 10.01.2023 возложена на <…>.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассмотрение дела № 016/05/5-487/2023 по факту распространения рекламы услуг по списанию долгов, содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе», было назначено на 07 июня 2023 года в 16 часов 00 минут.

05 июня 2023 года в адрес Управления поступили пояснения <…> (вх. №5691), согласно которым рассматриваемое рекламное объявление было размещено <…> самостоятельно. Кроме того, <…> также представлена информация, что ответственность за рекламу договором от 10.01.2023 возложена на <…>.

Таким образом, в связи с необходимостью получения дополнительной информации по делу № 016/05/5-487/2023, в соответствии с 2 абзацем пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Рассмотрение дела №016/05/5-487/2023 отложить.

Назначить дело №016/05/5-487/2023 к рассмотрению на 05 июля 2023 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55 (2 этаж), каб. 217 (зал заседаний).

Привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения <…>.

<…>. в срок до 04.07.2023 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню.

информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых <…> в период с 2021 года по настоящее время;

информацию о договорных отношениях с ИП <…>;

копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

полную информацию об условиях предоставления займа (фин. услуги), с приложением подтверждающих документов;

сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

подробные условия проведения вышеуказанной акции;

информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/<…>. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны