Решение №04-04/2008 Решение по делу №016/07/3-253/2023 от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/2008 от 07.03.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.03.2022 г. №81/22), представителя заявителя ООО «МедЭксМат» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 17.02.2023 г. №202302/17-1), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО «МедЭксМат» (вх. №       1527/ж от 14.02.2023 г.) на действия заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» при проведении закупки №32312071995 на предмет: «Поставка расходных материалов для проведения процедур гемодиализа»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №32312071995 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 30.01.2023 года.

Заказчик – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».

Начальная (максимальная) цена договора – 4 982 959,83 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 27 февраля 2023 года представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседании Комиссии был объявлен перерыв до 28 февраля 2023 года для получения дополнительных пояснений от заказчика.

В последствии был объявлен перерыв до 6 марта 2023 года для направления запроса антимонопольным органом и получения информации от непосредственного заказчика ФГАОУ ВО КФУ (Медико-санитарная часть), для нужд которого приобретались расходные материалы.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком в проекте договора неправомерных сроков оплаты за поставленный товар.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстана» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

Согласно части 5.4 статьи 3 Закона о закупках при установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке сроки оплаты, отличные от предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках сроков оплаты, при условии соблюдения требований части 5.4 статьи 3 Закона.

Статья 11 Положения заказчиком установлен порядок оплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Положения товары, (работы, услуги) поставленные (выполненные, оказанные) по договорам, заключенным по итогам торгов, извещения которых были опубликованы в ЕИС после «15» апреля 2022 года, а также по договорам, заключенным согласно ст. 38 настоящего Положения после «15» апреля 2022 года, подлежат оплате в срок не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.

Пунктом 2 статьи 11 Положения установлено, что при закупке лекарственных средств, медицинских изделий, средств для дезинфекции, специализированных продуктов лечебного питания, иммунобиологических препаратов срок оплаты за поставленный товар устанавливается не более девяносто рабочих дней с даты оприходования поставленного товара на аптечном складе.

Согласно пункту 3 статьи 11 Положения при закупке услуг по ремонту и восстановлению работоспособности высокотехнологичной медицинской техники, с заменой запасных частей срок оплаты за оказанную услугу устанавливается не более девяносто рабочих дней с даты приемки оказанной услуги.

Таким образом, Положением заказчика установлен общий срок оплаты 7 рабочих дней, а также специальный срок, для следующего перечня товаров:

- лекарственные средства,

- медицинские изделия,

- средства для дезинфекции,

- специализированные продукты лечебного питания,

- иммунобиологические препараты.

В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка расходных материалов для проведения процедур гемодиализа. В соответствии с техническим заданием необходимо поставить: диализатор FX 60, диализатор Hemoflow F 8 HPS, диализатор Hemoflow F 60 S, диализатор Hemoflow HdF 100 S, концентрат кислотный для гемодиализа AC-F 213/4, концентрат сухой кислотный для гемодиализа Granudial AF 81, цитростерил, что являются медицинскими изделиями.

Пунктом 3.2 проекта договора установлено, что оплата производится с расчетного счета Заказчика в срок не более 90 рабочих дней с даты оприходования поставленного товара на аптечном складе.

Таким образом, установленный заказчиком срок оплаты товара соответствует установленным в Положении срокам оплаты при закупке медицинских изделий (п.2 ст.11 Положения) и не противоречит нормам действующего законодательства.

Вместе с тем, заявителем на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований к товару по позиции 4 технического задания, которым соответствует единственный производитель.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товара:

 

Возможный вариант наименования
(эквивалент)

Технические характеристики, требования к форме выпуска и фасовке

Требования к отгрузке товара

Ед.изм.

Кол-во

Цена за ед.

Сумма, руб.

1

Диализатор FX 60

Высокопоточный диализатор, площадь мембраны 1,4-1,5 м2, коэффициент ультрафильтрации не более 50 мл/час х мм.рт.ст., объем заполнения не более 90 мл

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

165,00

1 336,89

220 586,85

2

Диализатор Hemoflow F 8 HPS

Низкопоточный диализатор, площадь мембраны 1,7-1,8 м2, коэффициент ультрафильтрации не более 22 мл/час х мм.рт.ст., объем заполнения не более 115 мл

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

206,00

1 227,00

252 762,00

3

Диализатор Hemoflow F 60 S

Высокопоточный диализатор, площадь мембраны 1,3-1,4 м2, коэффициент ультрафильтрации не более 40 мл/час х мм.рт.ст., объем заполнения не более 85 мл

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

1 180,00

1 319,00

1 556 420,00

4

Диализатор Hemoflow HdF 100 S

Высокопоточный диализатор, площадь мембраны 2,4-2,5 м2, коэффициент ультрафильтрации не более 60 мл/час х мм.рт.ст., объем заполнения не более 140 мл

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

340,00

1 806,47

614 199,80

5

Концентрат кислотный для гемодиализа AC-F 213/4

Показатели диализата после разведения с водой и основным бикарбонатным 8,4%концентратом должны быть: Na+ 138,0 mmol/l, K+ 2,00 mmol/l, Ca++ 1,50 mmol/l, Mg++ 0,50 mmol/l, Cl- 109,00 mmol/l, HCo3- 32,00 mmol/l, ацетат CH3COO- 3,00 mmol/l, глюкоза- 1,0 g/l, Осмолярность (осмотическая концентрация)- 292 осмоль/л. Канистра 7.8 л

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

40,00

1 433,00

57 320,00

6

Концентрат сухой кислотный для гемодиализа Granudial AF 81

Для использования с бикарбонатным концентратом 8,4%. 1 упаковка для приготовления не менее 100 л готового раствора с концентрацией электролитов: Na+ 138,0 mmol/l, K+ 3,00 mmol/l, Ca++ 1,50 mmol/l, Mg++ 0,50 mmol/l, Cl- 107,00 mmol/l, HCo3- 32,00 mmol/l, ацетат CH3COO- 6,00 mmol/l, глюкоза 1,0 g/l

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

320,00

5 958,00

1 906 560,00

7

Цитростерил

термическая дезинфекция и декальцификация аппаратов "искусственная почка"(кан) 5л

Остаточный срок годности не менее 60 %
 

шт

151,00

2 484,18

375 111,18

Итого:

2 402,00

4 982 959,83

 

Согласно доводам заявителя, техническое задание сформировано заказчиком таким образом, что по совокупности характеристик, описывающих позицию 4: Диализатор Hemoflow HdF 100 S делает возможным предложить к поставке продукцию лишь одного конкретного производителя Fresenius Medical Care и, соответственно, создает преимущество участникам рынка, реализующим продукцию указанного производителя.

Более того, при описании объекта закупки Заказчиком не учитывалась позиция содержащаяся в Письме ФАС России №АК/14239 от 18 апреля 2011 года, а именно касающаяся взаимозаменяемости диализаторов при описании объекта закупки:

 «…при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров.

По коэффициенту ультрафильтрации (КУФ):

- признать взаимозаменяемыми все низкопоточные диализаторы с КУФ менее 20 мл на 1 мм рт. ст. в час;

- признать взаимозаменяемыми все среднепоточные диализаторы с КУФ от 20 до 40 мл на 1 мм рт. ст. в час;

- признать взаимозаменяемыми все высокопоточные диализторы с КУФ более 40 мл на 1 мм рт. ст. в час.

При этом низкопоточные, среднепоточные и высокопоточные диализаторы не являются взаимозаменяемыми между собой.

По площади поверхности мембраны:

- признать взаимозаменяемыми все диализаторы с площадью мембраны до 0,5 м2 включительно;

- признать взаимозаменяемыми все диализаторы с площадью мембраны более 0,5 м2 и шагом площади мембраны не более 0,1 м.2 

Соответственно, описание объекта закупки привело к искусственному сужению диапазона возможных характеристик, по такому показателю как площадь мембраны, что в свою очередь влечет за собой искусственное ограничение количества потенциальных участников.

Согласно пояснениям заказчика, ГУП «Таттехмедфарм» осуществляет деятельность по снабжению медицинскими изделиями и препаратами лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан. Запрос на поставку диализаторов, включая Диализатор Hemoflow HdF 100 S поступил от ФГАОУ ВО КФУ (Медико-санитарная часть).

Письмо ФГАОУ ВО КФУ (Медико-санитарная часть), в котором обосновывается запрос Диализатор Hemoflow HdF 100 S, ввиду уникальных характеристик для специфической категории пациентов приобщено в материалы дела.

Рынок товаров, являющихся предметом закупки, является открытым, а сам товар свободно обращается на рынке. Следовательно, любой желающий может подобрать товар, необходимый заказчику и предложить его к поставке. В рамках закупки № 32312071995 поступили 2 заявки от независимых друг от друга поставщиков, что подтверждает свободное обращение запрашиваемого товара. Следовательно, данный товар свободно обращается на рынке медицинских изделий и каких-либо ограничений участников закупок отсутствует.

Кроме того, что Письмо ФАС РФ от 18.04.2011 N АК/14239, на которое ссылается Заявитель описывает требования к взаимозаменяемости медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа, но не предписывает выполнения порядка составления технического задания при размещении извещения о закупке.

В ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 28 февраля 2023 года для предоставления заказчиком ГУП «Таттехмедфарм» информации об эквивалентных производителях товара, требования к которому установлены по позиции 4 технического задания.

Согласно пояснениям заказчика, представленным после перерыва в заседании Комиссии, учитывая специфику медицинских изделий – диализаторов, при составлении технического задания в рамках закупочной деятельности, в первую очередь принимаются во внимание технические характеристики, выраженные в числовом виде:

площадь мембраны 2,4-2,5 м2,

коэффициент ультрафильтрации не более 60 мл/час х мм.рт.ст.,

объем заполнения не более 140 мл .

С учетом сложившейся практики при оформлении регистрационных удостоверений диализаторов указание «высокопоточный», «среднепоточный», «низкопоточный» могут некорректно отражать качественные свойства медицинского изделия.

Таким образом, эквивалентом высокопоточного Диализатора Hemoflow HdF 100 S, указанного в пункте технического задания является Диализатор синтетитческий среднепоточный от производителя ООО «ПО РостМТ» (вариант исполнения ДС-2.4М (ROSTOMED), имеющий схожие характеристики в числовом выражении. Также в качестве аналога выступает диализатор производителя VITAL (вариант исполнения V-24LF).

Вместе с тем, согласно устным доводам заявителя, озвученным в ходе заседания Комиссии 28 февраля 2023 года вышеуказанные заказчиком диализаторы не могут быть эквивалентами диализатору Hemoflow HdF 100 S.

В ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 6 марта 2023 года для предоставления заявителем дополнительных возражений, а также антимонольным органом направлен запрос (исх. №АЯ-04/1853 от 01.03.2023г.) непосредственному получателю расходных материалов ФГАОУ ВО КФУ (Медико-санитарная часть).

Согласно полученному ответу (вх. №2246 от 06.03.2023г.) в заявке на закупку диализаторов Медико-санитарной части КФУ (далее - МСЧ), направленной в ГУП «Таттехмедфарм», указанный диализатор Hemoflow HdF100S в количестве 340 шт. предназначен для пациентов, находящихся на лечении в МСЧ, у которых при проведении процедуры диализа на диализаторах с иными характеристиками, происходит ухудшение состояния и самочувствия в виде снижения аппетита, увеличения слабости, адинамии, тошноты.

Диализаторы ДС-2.4М (ООО «ПО РостМТ») и V-24LF (Vital) в МСЧ КФУ не поставлялись. Следовательно, Медико-санитарная часть КФУ не располагает полной информацией о технических характеристиках данных диализаторов, чтобы оценить являются ли указанные диализаторы аналогами высокопоточного диализатора Hemoflow HDF 100 S Fresenius Medical.

Кроме того, согласно ответу, аналогами диализатора Hemoflow HdF100S Fresenius, подходящих по техническим характеристикам Заказчику, являются следующие диализаторы: Nipro Elisio 25H, Asahi Rexeed 25А, Asahi Kasei Medical Co Япония. Дополнительно представлено сравнение характеристик диализаторов:

«Аналоги диализаторов, подходящих по техническим характеристикам Заказчику:

Площадь поверхности мембраны, м2: не менее 2.4 м и не более 2.5 

Коэффициент ультрафильтрации, мл/мм рт.ст/час: не менее 59.0 и не более 102.0 

Материал мембраны: Синтетика (полисульфон)/улучшенный полисульфон/полинефрон

Объем заполнения, мл: не более 149 мл.

Клиренсы (при Qb=300 мл/мин, Qd= 500 мл/мин, Qf= 0 мл/мин):

- мочевина, мл/мин: не менее 271 и не более 293

- креатинин, мл/мин: не менее 252 и не более 282

- фосфат, мл/мин: не менее 239 и не более 274 

- В12, мл/мин: не менее 190 и не более 219

- инулин: не менее 145 и не более 166 мл/мин.

Стерилизация: Паровая или гамма. Должен быть совместим с оборудованием, имеющимся у Заказчика аппаратом для гемодиализа Fresenius Medical Care 4008S и 5008S CorDiax

 

Диализатор

Эфф-я площадь мембраны (м2)

Qb/Qd (мл/мин)

K0A мочевина

K0A креатинин

K0A фосфат

K0A
ВИТ.

Инулин

УФ,
мл/(ч мм Hg)

Hemoflow HDF 100 S Fresenius Medical

2,4

300/500

271

252

240

190

145

60

 

Диализатор

Эфф-я площадь мембраны (м2)

Qb/Qd (мл/мин)

Мочевина

Креатинин

Фосфат

Витамин В 12

Инулин

КУФ (мл/ч/
мм рт ст)

Nipro Elisio 25H

2,5

300/500

293

282

274

219

166

93

 

Диализатор

Эфф-я площадь мембраны (м2)

Qb/Qd (мл/мин)

Мочевина

Креатинин

Фосфат

Витамин В 12

Инулин

КУФ (мл/ч/
мм рт ст)

Asahi Rexeed 25А, Asahi Kasei Medical Co Япония

2,5

300/500

287

280

260

199

145

66

 

Таким образом, согласно пояснениям ГУП «Таттехмедфарм» эквивалентом высокопоточного диализатора Hemoflow HdF 100 S являются диализатор синтетитческий среднепоточный от производителя ООО «ПО РостМТ» (вариант исполнения ДС-2.4М (ROSTOMED) и диализатор производителя VITAL (вариант исполнения V-24LF).

Согласно пояснениям Медико-санитарной части КФУ, аналогами диализатора Hemoflow HdF100S Fresenius, подходящих по техническим характеристикам Заказчику, являются диализаторы: Nipro Elisio 25H, Asahi Rexeed 25А, Asahi Kasei Medical Co Япония.

Вместе с тем, в ходе анализа предложенных наименований Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что вышеуказанные диализаторы не соответствуют требованиям технического задания заказчика.

Диализатор синтетический ДС-2.4М (ROSTOMED), производства ООО «ПО РостМТ», регистрационное удостоверение №РЗН 2020/12009 от 23.06.2021 года, по ТУ 32.50.13-001-31757103-2018.

В соответствии с Письмом ФАС РФ от 18.04.2011 N АК/14239 «О направлении информации» коэффициент ультрафильтрации (КУФ) - характеристика, определяющая проницаемость диализной мембраны. Все мембраны разделены на три типа:

- низкопоточные (КУФ менее 20 мл/мм рт. ст./час),

- среднепоточные (КУФ от 20 до 40 мл/мм рт. ст./час включительно)

- высокопоточные (КУФ более 40 мл/мм рт. ст./час).

Согласно пункту 4 технического задания заказчиком установлено, что диализатор должен быть высокопоточным, коэффициент ультрафильтрации не более 60 мл/час х мм.рт.ст.

В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия, а также регистрационным удостоверением диализатор синтетический вариант исполнения ДС-2.4М является среднепоточным.

Таким образом, указанный диализатор не соответствует требованиям, установленным заказчиком в техническом задании.

Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами вариант исполнения V-24LF, производства «Витал Хелскэя Сдн. Бхд.», Малайзия, регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 года.

Согласно пункту 4 технического задания заказчиком установлено, что диализатор должен быть высокопоточным, коэффициент ультрафильтрации не более 60 мл/час х мм.рт.ст., объем заполнения не более 140 мл.

В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия, а также регистрационным удостоверением диализатор синтетический вариант исполнения V-24LF является низкопточным, объем заполнения 148 мл.

Таким образом, указанный диализатор не соответствует требованиям, установленным заказчиком в техническом задании.

Диализатор Nipro Elisio 25H.

Согласно пункту 4 технического задания заказчиком установлено, что коэффициент ультрафильтрации должен быть не более 60 мл/час х мм.рт.ст. В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия коэффициент ультрафильтрации диализатора Nipro Elisio 25H составляет 93 мл/час х мм.рт.ст.

Таким образом, указанный диализатор не соответствует требованиям, установленным заказчиком в техническом задании.

Диализатор Asahi Rexeed 25А, Asahi Kasei Medical Co Япония.

Согласно пункту 4 технического задания заказчиком установлено, что коэффициент ультрафильтрации должен быть не более 60 мл/час х мм.рт.ст. В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия коэффициент ультрафильтрации диализатора составляет 66 мл/час х мм.рт.ст.

Таким образом, указанный диализатор не соответствует требованиям, установленным заказчиком в техническом задании.

Комиссия отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.

Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6, 6.1 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствие обоснования специфики использования такого товара, является нарушением положений пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Проанализировав положения технического задания, Комиссией установлено, что совокупность характеристик, установленных в пункте 4 технического задания свидетельствует о том, что заказчиком приобретается диализатор Hemoflow HdF 100 S производителя Fresenius Medical Care. При этом, указание заказчиком о возможности поставки эквивалента носит лишь формальный характер и не соответствует действительности.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заказчиком не представлено доказательств того, что установленным характеристикам соответствуют диализаторы иных производителей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару соответствуют только одному производителю и ограничивают количество участников.

Установив такие требования к техническим характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю заказчик ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции среди участников закупки.

Кроме того, в подтверждение доводов заявителя, на участие в закупке было подано 2 заявки, по результатам анализа которых Комиссией установлено, что к поставке предложен диализатор Hemoflow HdF 100 S производителя Fresenius Medical Care.

Комиссия приходит к выводу, что установление в документации о закупке требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, является признаком ограничения конкуренции в закупке, создает преимущество производителю (дистрибьютору, дилеру) и ограничивает участников закупки.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установление указанного требования является неправомерным, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки товаров иных производителей, а также подтверждений того что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 2 части 1, частей 6, 6.1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «МедЭксМат» (вх. № 1527/ж от 14.02.2023 г.) на действия заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» при проведении закупки №32312071995 на предмет: «Поставка расходных материалов для проведения процедур гемодиализа» частично обоснованной по второму доводу.

Признать заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» нарушившим требования пункта 2 части 1, частей 6, 6.1 статьи 3, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны