Решение №04-04/17496 РЕШЕНИЕ по делу №016/06/64-2012/2019 о нарушении законодател... от 22 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/17496 от 22.11.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» (вх. №      18653/ж от 18.11.2019г.) на действия заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона №0111300095219000149 на предмет: санитарная ручная и механизированная уборка г. Зеленодольск, в присутствии (отсутствии):

- заказчика – <…> (доверенность №03-2/6780ДСП от 01.10.2019г.), <…> (доверенность №03-2/4847 ДСП от 16.07.2019г.);

- заявителя – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0111300095219000149 от 11.11.2019г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта — 28 074 946,69 руб.

Наименование предмета закупки: Санитарная ручная и механизированная уборка г. Зеленодольск.

Суть жалобы, по мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушениями норм действующего законодательства.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

Изучив представленные материалы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

1. Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, что является нарушением  статьи  31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно статье 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования.

При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям. 

Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Согласно техническому заданию исполнитель должен выполнить следующие виды работ:

№ пп

Наименование

1

Сколка льда и обледенелого снега, прорубка борозд

2

Очистка площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега и льда: вручную

3

Россыпь песка вручную:  остановках общественного транспорта, площадках отдыха

4

Доставка противогололедных материалов к месту распределения: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.

5

Очистка тротуаров снега и льда: вручную

6

Россыпь песка вручную: на тротуара

7

Доставка противогололедных материалов к месту распределения: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.

8

Очистка автопавильонов и территорий, прилегающих к ним, от мусора, снега и льда

9

Россыпь песка вручную: автопавильоны

10

Доставка противогололедных материалов к месту распределения: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.

11

Очистка лестничных сходов от снега и льда

12

Россыпь песка вручную: на лестничных сходах

13

Доставка противогололедных материалов к месту распределения: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.

14

Очистка урн от мусора

15

Простой автомобилей-самосвалов под погрузкой-разгрузкой грузов 1-го класса при погрузке механизированным способом: грузоподъемность 10 т

16

Утилизация мусора

20

Прокопка канав или траншей в снегу вручную

21

Очистка: площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора вручную+ зеленая зона

22

Очистка тротуаров: вручную

23

Очистка лестничных сходов от грязи и мусора

24

Очистка и мойка: стен автопавильонов, подземных пешеходных переходов и шумозащитных экранов

25

Очистка урн от мусора

26

Простой автомобилей-самосвалов под погрузкой-разгрузкой грузов 1-го класса при погрузке механизированным способом: грузоподъемность 10 т

27

Утилизация мусора

30

Уборка наносного грунта из-под ограждения вручную

31

Погрузка материалов погрузчиками на пневмоколесном ходу с перемещением на расстояние до 10 м: мусор

32

При перевозке грузов 1-го класса по дорогам с усовершенствованным типом покрытия на расстояние свыше 3 км принимать на каждый километр (добавлять к нормам 1-5): грузоподъемность 10 т (наносной грунт)

33

Очистка водоприемных колодцев

34

Очистка водоотводных лотков и быстротоков: вручную

35

Очистка водоотводных канав вручную с частичным восстановлением профиля: грунт I группы

 

Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями и дополнениями), закупаемые государственным Заказчиком услуги в рамках электронного аукциона на «Санитарная ручная и механизированная уборка г. Зеленодольск» не имеют никакого отношения к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, следовательно, Заказчиком обоснованно не установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что требование заказчика к подрядчику о самостоятельном выполнении работ согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 является незаконным.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 3.3.6 проекта контракта Исполнитель обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, в случае когда конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Исполнитель обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (Исполнителем, Исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (Исполнителем, Исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (Исполнителем, Исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», и определенные по предложению Исполнителя, включаются в муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 25 процентов цены муниципального контракта.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Предметом закупки является санитарная ручная и механизированная уборка, а не строительство или реконструкция.

В технической части, а также  в предложении Подрядчика, отсутствуют конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, и соответственно в данном договоре этот случай не применяется.

Учитывая, что в данной закупке случай, указанный в п. 3.3.6 договора не применяется, то и негативные последствия наступить не могут, т.е. никаким образом не отражается в данном случае на исполнение обязательств по договору.

Учитывая, что пункт 3.3.6 проекта контракта является отсылочной нормой, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя является необоснованным.

3. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком неверно установлены сроки оплаты при привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, в редакции постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1226, утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, которыми закреплены правила указания таких условий в контрактах.

Так, в указанных типовых условиях закреплено условие, при котором заказчики устанавливают объем привлечения СМП и СОНО как фиксированный процент, который должен быть не меньше 5% от цены контракта.

Ко всему прочему, указанными типовыми условиями закреплено условие, при котором заказчики должны оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Вместе с этим, заказчик указывает обязанность подрядчика в отношении субподрядчиков из числа СМП и СОНО:

«Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора» (пункт 3.3.8.4 проекта контракта).

Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 64, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.

Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

Согласно пункту  6.6. 2 проекта контракта акт сдачи-приемки работ за декабрь (IV квартал 2019 года) должен быть подписан не позднее 31 декабря 2019 года.

Между тем, в соответствии с пунктом 4.1. проекта контракта работы должны быть оказаны: с 01.01.2020г. по 30.06.2020г. (включительно).

Таким образом, Заказчиком установлены недостоверные сроки подписания акта сдачи-приемки работ, что является нарушением части 3 статьи 7, пункт 1 части 13 статьи 34   Закона о контрактной системе.

 Учитывая, что необходимо внести изменения в проект контракта, Комиссия Татарстанского УФАС России решила выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: направить победителю электронного аукциона №0111300095219000149 проект муниципального контракта с учетом требований действующего законодательства (привести пункт 3.3.8.4 проект контракта в соответствие действующему законодательству, а также исключить из проекта контракта пункты  3.3.6, 6.6.2).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» (вх. №     18653/ж от 18.11.2019г.) на действия заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона №0111300095219000149 на предмет: санитарная ручная и механизированная уборка г. Зеленодольск,  обоснованной в части 3 довода;

2. Признать заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона №0111300095219000149 на предмет: санитарная ручная и механизированная уборка г. Зеленодольск нарушившим  пункт 1 части 1 статьи 64, части 8 статьи 30, пункт 1 части 13 статьи 34  Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 5 Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466;

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны