Решение №АЯ-06/420 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №016/01/15-1594/2020 от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/420 от 20.01.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Рассмотрев дело   №016/01/15-1594/2020   по признакам нарушения МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН:1616014806) (далее-Исполнительный комитет)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в передаче Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» объектов водоснабжения по договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года без проведения торгов и на безвозмездной основе, а также в бездействии Исполнительного комитета по проведению конкурентных процедур в отношении указанных объектов водоснабжения, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела №016/01/15-1594/2020 в отношении Исполнительного комитета послужило не исполнение Исполнительным комитетом предупреждения №П06-28/2020.

Основанием для выдачи предупреждения №П06-28/2020 Исполнительному комитету послужила поступившая в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан жалоба ТСЖ «Поляна» (вх.№4941/ж от 13.04.2020) по вопросу передачи Исполнительным комитетом  ООО «Теплокоминвест» артезианской скважины, посредством которой осуществляется  водоснабжение жилых домов №1, 2, 3, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Научный городок.

Изучив жалобу ТСЖ «Поляна» (вх.№4941/ж от 13.04.2020) и приложенные к ней документы, ответ Исполнительного комитета на запрос (вх.№6263 от 07.05.2020), ответ ООО «Теплокоминвест» (вх.№6540 от 13.05.2020),  Татарстанское УФАС России установило следующее.

Абзацем 20 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Переходный закон) установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

В соответствии с абзацем 24 части 11 статьи 154 Переходного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

На основании абзаца 32 части 1 статьи 154 Переходного закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Абзацем 34 части 11 статьи 154 Переходного закона установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Таким образом, Переходным законом установлено, что право муниципальной собственности на имущество, которое передано уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации муниципальному образованию в целях решения вопросов местного значения, возникает с даты, которая определена в решении о передаче имущества.

На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 19 августа 2015 года №1929-р и согласно акту приёма передачи от 20 августа 2015 года №085-855 в собственность Высокогорского муниципального района были переданы следующие объекты водоснабжения:

-водопровод (437 метров);

-насосные станции первого подъёма (2 штуки);

-скважины (2 штуки);

Указанные объекты располагаются по адресу: РТ, Высокогорское сельское поселение, Научный городок.

Согласно приложению к распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 19 августа 2015 года №1929-р годом ввода (приобретения) указанных объектов водоснабжения является 2014 год.

Следовательно, право собственности Высокогорского муниципального района на вышеуказанные объекты водоснабжения возникло с 20 августа 2015 года, и с указанной даты Исполнительный комитет получил возможность осуществлять все юридически значимые действия по отношению к объектам водоснабжения.

13 января 2020 года между Исполнительным комитетом и ООО «Теплокоминвест» заключён договор ответственного хранения №1, согласно пункту 1.1 которого предметом договора является оказание услуги по хранению товарно-материальных ценностей, зданий, сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, автотранспортных средств, самоходной и несамоходной техники, являющихся собственностью поклажедателя (Исполнительный комитет), в объёме, указанном в приложении №1 к настоящему договору.

Договор ответственного хранения №1 был заключён между Исполнительным комитетом и ООО «Теплокоминвест» без проведения конкурентных процедур.

Согласно приложению №1 к договору ответственного хранения №1 ООО «Теплокоминвест» приняло на хранение следующее имущество:

-водопровод (437 метров);

-насосные станции первого подъёма (2 штуки);

-скважины (2 штуки);

В соответствии с пунктом 5.1 договора ответственного хранения №1 вознаграждением и возмещением затрат ответственного хранителя (ООО «Теплокоминвест») за услуги хранения товара является возможность пользования товаром по его прямому назначению. Если затраты ответственного хранителя существенно превышают экономическую выгоду от использования товара, данные затраты не подлежат возмещению поклажедателем, если ответственный хранитель не использует имущество в счёт оплаты по данному договору, обязательство поклажедателя по оплате услуг и возмещению затрат не возникает.

Согласно пункту 9.1 договора ответственного хранения №1 настоящий договор действует с 13 января 2020 года по 21 декабря 2020 года.

Таким образом, исходя из пункта 5.1 договора ответственного хранения №1 следует, что Исполнительный комитет фактически предоставил права владения и пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, так как в случае неиспользования имущества ООО «Теплокоминвест» не сможет получить вознаграждение по договору ответственного хранения №1.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

В соответствии с пунктом 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьёй 892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.

Следовательно, по общему правилу хранитель не вправе использовать вещь, переданную ему поклажедателем на хранение.

В соответствии со статьёй 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Следовательно, договор аренды предполагает, что арендатор, заключая договор аренды, намеревается использовать переданное ему имущество.

Таким образом, различие между договорами хранения и аренды состоит в том, что в отличие от договора хранения договор аренды предполагает использование арендатором переданного ему имущества.

Ещё одним существенным различием между договорами аренды и хранения является то, что по договору хранения собственник вещи платит вознаграждение хранителю (лицу, которому вещь передаётся), а по договору аренды арендатор (лицо, которому вещь передана) платит вознаграждение собственнику вещи.

Заключение договора ответственного хранения №1 привело к такой ситуации, при которой муниципальный бюджет должен будет оплатить ООО «Теплокоминвест» издержки, связанные с использованием (хранением) объектов водоснабжения (пункт 5.1 договора ответственного хранения №1), в то время как при соблюдении действующего законодательства (заключении договора аренды или концессионного соглашения) именно муниципальный бюджет должен получать выгоду от использования хозяйствующим субъектом муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 3.1 договора ответственного хранения №1 принимая на ответственное хранение объекты коммунальной инфраструктуры, ответственный хранитель принимает на себя обязанность по оказанию коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе холодное и горячее водоснабжение, канализационное ЖБО, хранение и утилизация ТБО, поставка тепла.

В соответствии с пунктом 5.1 договора ответственного хранения №1 вознаграждением и возмещением затрат ответственного хранителя (ООО «Теплокоминвест») за услуги хранения товара является возможность пользования товаром по его прямому назначению. Если затраты ответственного хранителя существенно превышают экономическую выгоду от использования товара, данные затраты не подлежат возмещению поклажедателем, если ответственный хранитель не использует имущество в счёт оплаты по данному договору, обязательство поклажедателя по оплате услуг и возмещению затрат не возникает.

Из указанных положений договора ответственного хранения №1 явно следует, что объекты водоснабжения были переданы Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» в целях использования последним объектов водоснабжения для получения имущественной выгоды. В целях получения имущественной выгоды ООО «Теплокоминвест» направило в адрес ТСЖ «Поляна» договор №1, согласно пункту 1.1 которого ответственный хранитель (ООО «Теплокоминвест») обслуживает и содержит в технически исправном состоянии водяную скважину и систему трубопроводов, подающие питьевую воду в жилые дома №№1, 2,3 по ул. Научный городок, а потребитель (ТСЖ «Поляна») обязуется оплачивать услуги согласно договору по тарифу, утверждённому на общем собрании дома.

Таким образом, договор ответственного хранения №1 является притворной сделкой, так как фактически направлен предоставление ООО «Теплокоминвест» прав владения и пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, для получения прибыли. То есть договор ответственного хранения №1 можно толковать как договор аренды муниципального имущества. Поэтому в силу пункта 2 статьи 170 ГК РФ договор ответственного хранения №1 является ничтожным.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее-Закон о концессионных соглашениях)  по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, так как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, переданных Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» на ответственное хранение, и заключением договора ответственного хранения №1 составляет более 5 лет, то Исполнительный комитет мог передать указанные объекты водоснабжения ООО «Теплокоминвест» только по концессионному соглашению, заключённому по результатам проведения конкурса в соответствии с Законом о концессионных соглашениях. Однако в нарушение действующего законодательства Исполнительный комитет конкурс на право заключения концессионного соглашения не провёл.

Исполнительный комитет был не вправе заключать мнимый договор ответственного хранения, а фактически договор аренды без проведения торгов.

В то же время Исполнительный комитет не представил документов, подтверждающих возможность предоставить ООО «Теплокоминвест» объекты водоснабжения без проведения торгов, а именно договоры, подтверждающие права владения и пользования ООО «Теплокоминвест» объектами водоснабжения, принадлежавшими ООО «Теплокоминвест» на момент заключения договора ответственного хранения №1 и технологически связанными с объектами, переданными Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» по договору ответственного хранения №1 (пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Также необходимо отметить, муниципальный бюджет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от заключения договора ответственного хранения №1 не получает никакой выгоды, так как согласно условиям договора ответственного хранения №1 фактически Исполнительный комитет передал объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, ООО «Теплокоминвест» бесплатно. Следовательно, бюджет Высокогорского муниципального района недополучил имущественную выгоду, которую он должен был получить в виде арендной или концессионной  платы.

Безвозмездная передача объектов водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрена.

Необходимо также отметить, что договор ответственного хранения №1 фактически имеет своей целью оказание ООО «Теплокоминвест» коммунальных услуг в сфере водоснабжения, так как в соответствии с пунктом 1.3 договора ответственного хранения №1 принимая на ответственное хранение объекты коммунальной инфраструктуры, ответственный хранитель принимает на себя обязанность по оказанию коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе холодное и горячее водоснабжение, канализационное ЖБО, хранение и утилизация ТБО, поставка тепла. ООО «Теплокоминвест», фактически получив во владение и пользование водопровод, насосные станции и скважины, взял на себя обязательства по водоснабжению.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статья 19 Закона о защите конкуренции устанавливает закрытый перечень целей, для реализации которых органом местного самоуправления может быть предоставлена преференция. Осуществление деятельности по водоснабжению в указанный перечень не входит.

Статьёй 20 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления преференции. Для предоставления преференции орган местного самоуправления должен получить согласие антимонопольного органа. Однако Исполнительный комитет не обращался в адрес Татарстанского УФАС России за предоставлением ООО «Теплокоминвест» преференции в виде предоставления объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов и на безвозмездной основе.

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного 21 мая 2020 года Татарстанское УФАС России направило в адрес Исполнительного комитета предупреждение №П06-28/2020 (исх.№ИП-06/6725 от 21.05.2020) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

расторжения договора аренды ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года и возврата переданных по указанному договору ООО «Теплокоминвест объектов водоснабжения во владение и пользование Исполнительного комитета с обязательным соблюдением прав граждан и иных лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг;

обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, обеспечивающие питьевой водой жилые дома №1, 2, 3, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Научный городок (объекты водоснабжения согласно акту передачи, к договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года).

Предупреждение необходимо было исполнить в течение 60 дней с момента получения и сообщить Татарстанскому УФАС России об его исполнении в течение трёх дней с момента исполнения. Предупреждение получено Исполнительным комитетом 22 мая 2020 года, что подтверждается присвоением Исполнительным комитетом предупреждению №П06-28/2020 входящего номера в системе электронного документооборота «Практика» (вх.№6353 от 22.05.2020). Следовательно, предупреждение №П06-28/2020 должно было быть исполнено Исполнительным комитетом срок до 22 июля 2020 года.

9 июня 2020 года Исполнительный комитет направил в адрес Татарстанского УФАС России письмо (вх.№8179 от 10.06.2020), согласно которому 08 июня 2020 года Исполнительным комитетом заключено соглашение о расторжении договора ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года и осуществлён возврат переданных по указанному договору ООО «Теплокоминвест» объектов водоснабжения во владение и пользование Исполнительного комитета с обязательным соблюдением прав граждан и иных лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг.

К указанном письму приложено соглашение о расторжении договора от 08 июня 2020 года, подписанное Исполнительным комитетом и ООО «Теплокоминвест».

Таким образом, Исполнительный комитет представил доказательства исполнения только  первого пункта резолютивной части предупреждения №П06-28/2020.

Однако по состоянию на 27 июля 2020 года Исполнительный комитет не представил доказательств исполнения второго пункта резолютивной части предупреждения №П06-28/2020.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с тем, что предупреждение №П06-28/2020 Исполнительным комитетом не исполнено, Татарстанское УФАС России издало приказ №01/265-к от 04 сентября 2020 года о возбуждении дела №016/01/15-1594/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела №016/01/15-1594/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в передаче Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» объектов водоснабжения по договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года без проведения торгов и на безвозмездной основе, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №016/01/15-1594/2020 вышеуказанные обстоятельства подтвердились. Согласно позиции Исполнительного комитета, изложенной в письме (вх.№13507 от 28.09.2020), для проведения конкурентных процедур необходим документ о праве собственности на объекты водоснабжения. По мнению Исполнительного комитета, регистрация права собственности на рассматриваемые объекты недвижимости невозможна по причине отсутствия кадастрового учёта в отношении рассматриваемых объектов водоснабжения. Проведение кадастрового учёта невозможно, так как объекты водоснабжения расположены на земельном участке, который находится в федеральной собственности, с разрешённым видом использования- сельскохозяйственное производство.

В то же время Татарстанское УФАС России определением о назначении дела №016/01/15-1594/2020 к рассмотрению (исх.№АЯ-06/12300 от 11.09.2020) запросило у Исполнительного комитета информацию о том, предпринимал ли Исполнительный комитет попытки по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты водоснабжения, рассматриваемые в настоящем деле (пункт 5.2 Определения).

В ответ на запрос Исполнительный комитет представил Комиссии только письмо ТУ Росимущества в Республике Татарстан (исх.№04/2137 от 28.04.2016), согласно которому ТУ Росимущества в Республике Татарстан сообщило Исполнительному комитету, что передача Высокогорскому муниципальному району земельных участков, занимаемых объектами жилого фонда и жизнеобеспечения Научного городка действующим законодательством не предусмотрена.

По вопросу невозможности проведения конкурентных процедур в отношении рассматриваемых объектов водоснабжения Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о водоснабжении введена глава 7.1, согласно которой передача прав владения и пользования объектами водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в силу договора аренды или концессионного соглашения, заключение которых может быть осуществлено только по итогам конкурентных процедур.

Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан №1929-р рассматриваемые объекты водоснабжения были переданы в собственность Высокогорского муниципального района 19 августа 2015 года. Договор ответственного хранения №1 был заключён между Исполнительным комитетом и ООО «Теплокоминвест» 13 января 2020 года.

Учитывая положения главы 7.1 Закона о водоснабжении, Исполнительный комитет с момента передачи объектов водоснабжения (19 августа 2015 года), находящихся в Научном городке, в муниципальную собственность Высокогорского муниципального района, должен был предпринять все необходимые меры для передачи объектов водоснабжения эксплуатирующей организации в соответствии с главой 7.1 Закона о водоснабжении.

Исходя из представленных Исполнительным комитетом Комиссии документов, Исполнительный комитет за 5 лет, в течение которых расположенные в Научном городке объекты водоснабжения находятся в муниципальной собственности Высокогорского муниципального района, получил только одно письмо от ТУ Росимущества в Республике Татарстан.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон о местном самоуправлении) организация водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения муниципального района.  Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, только Исполнительный комитет мог произвести действия, направленные на передачу рассматриваемых объектов водоснабжения эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством, в том числе и осуществление государственной регистрации права на объекты водоснабжения.

Бездействие органа местного самоуправления, приводящее к невозможности проведения конкурентных процедур, не может оправдывать нарушение органом местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Кроме того, у Исполнительного комитета имеется документ, подтверждающий правомочие Исполнительного комитета по распоряжению объектами водоснабжения, расположенных в Научном городке. Таким документом является распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан №1929-р от 19 августа 2015 года «О передаче государственного имущества в собственность Высокогорского муниципального района Республики Татарстан». При таком условии отсутствие государственной регистрации права не является безусловным основанием для невозможности проведения конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"  по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2020 годом, так как права владения и пользования муниципальным имуществом были переданы Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» в 2020 году.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом – объектами водоснабжения может рассматриваться как товар.

Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является осуществления прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения.

Географические границы товарного рынка по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения, определяются границами Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2020 года тарифы в Высокогорском районе Республики Татарстан на питьевую воду Государственным комитетом Республики Татарстан утверждены четырём организациям:

-АО «Высокогорские коммунальные сети» (422700, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН ВЫСОКОГОРСКИЙ, СЕЛО ВЫСОКАЯ ГОРА, УЛИЦА ЭНЕРГЕТИКОВ, 26, ОГРН: 1061683041221, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2006, ИНН: 1616016031, КПП: 161601001);

-АО «Бирюлинские коммунальные сети» (422736, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН ВЫСОКОГОРСКИЙ, СЕЛО ЧЕПЧУГИ, УЛИЦА МИРНАЯ, 1, ОГРН: 1081690020620, Дата присвоения ОГРН: 04.04.2008, ИНН: 1616018261, КПП: 161601001);

-ООО «Куркачинские сети» (422730 ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА РАЙОН ВЫСОКОГОРСКИЙ ПОСЕЛОК Ж/Д РАЗЪЕЗДА КУРКАЧИУЛИЦА ГАГАРИНА 7 , ОГРН: 1121690049491, Дата присвоения ОГРН: 04.07.2012, ИНН: 1616022290, КПП);

-ООО «Жилкомплекс-ТМ» (422700, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН ВЫСОКОГОРСКИЙ, СЕЛО ВЫСОКАЯ ГОРА, УЛИЦА ЛУГОВАЯ, 8, ОГРН: 1081690032500, Дата присвоения ОГРН: 03.06.2008, ИНН: 1616018504, КПП: 161601001);

Из указанного следует, что на территории Высокогорского муниципального района, помимо ООО «Теплокоминвест», имеются и иные хозяйствующие субъекты, которые могут быть заинтересованы в получении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, рынок по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения, в границах Высокогорского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным.

Передача Исполнительным комитетом объектов водоснабжения, находящихся в Научном городке, без проведения торгов привела или могла привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции на рынке по осуществлению прав владения и пользования муниципальным имуществом, а именно объектами водоснабжения, в границах Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, так как другие хозяйствующие субъекты, заинтересованные в предоставлении муниципальных объектов водоснабжения, не получили возможность получить такие объекты во владение и пользование.

До окончания рассмотрения дела  №016/01/15-1594/2020 по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено ответчику и заинтересованным лицам.

До окончания рассмотрения дела  №016/01/15-1594/2020 по существу от Исполнительного комитета поступили письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела (вх.№15828 от 13.11.2020).

В письменных пояснениях Исполнительный комитет указал, что договор ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года был заключён в целях быстрого реагирования при аварийных ситуациях, в том числе в целях их устранения, учитывая необходимость круглосуточного доступа в отсутствие возражений со стороны жильцов.

Указанный довод Исполнительного комитета не имеет юридического значения для настоящего дела, так как отсутствие возражения жильцов на заключение договора с эксплуатирующей организаций не освобождает Исполнительный комитет от проведения конкурентных процедур на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и пользования муниципальным имуществом.

Далее Исполнительный комитет указал, что в рамках договора ответственного хранения ООО «Теплокоминвест» не получало денежных средств от Исполнительного комитета, и ООО «Теплокоминвест» не осуществляло сбор денежных средств с жильцов в отсутствие кворума при проведении соответствующего собрания жильцов. Тем самым, по мнению Исполнительного комитета, опровергается версия о получении ООО «Теплокоминвест» имущественной выгоды.

Данный довод Исполнительного комитета является несостоятельным, так как в целях получения имущественной выгоды ООО «Теплокоминвест» направило в адрес ТСЖ «Поляна» договор №1, согласно пункту 1.1 которого ответственный хранитель (ООО «Теплокоминвест») обслуживает и содержит в технически исправном состоянии водяную скважину и систему трубопроводов, подающие питьевую воду в жилые дома №№1, 2,3 по ул. Научный городок, а потребитель (ТСЖ «Поляна») обязуется оплачивать услуги согласно договору по тарифу, утверждённому на общем собрании дома. То обстоятельство, что ТСЖ «Поляна» не стало заключать договор с ООО «Теплокоминвест», никак не влияет на выводы Комиссии о том, что Исполнительный комитет передал права владения и пользования объектами водоснабжения по договору ответственного хранения №1 именно для получения прибыли, так как решение ТСЖ «Поляна» не заключать договор с ООО «Теплокоминвест» от ООО «Теплокоминвест» никак не зависело.

Также Исполнительный комитет приводит довод о том, что Исполнительный комитет не имеет возможности зарегистрировать имущественные права на объекты водоснабжения в рамках Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации имущества и сделок с ним», так как земля под объектами водоснабжения является федеральной собственностью.

Данный довод Исполнительного комитета также является несостоятельным, так как у Исполнительного комитета уже возникло право собственности на рассматриваемые объекты водоснабжения 20 августа 2015 года в силу положений Переходного закона, о чём подробно указано на страницах 2-3 настоящего Решения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом,  в действиях Исполнительного комитета имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в передаче Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» объектов водоснабжения по договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года без проведения торгов и на безвозмездной основе, а также в бездействии Исполнительного комитета по проведению конкурентных процедур в отношении указанных объектов водоснабжения, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что у Исполнительного комитета в режиме круглосуточного доступа  имеется необходимость в  реагировании на аварийные ситуации на рассматриваемых объектах водоснабжения (о чём указано в пояснениях на заключение об обстоятельствах дела), Комиссия приходит к выводу о выдаче Исполнительному комитету предписания о необходимости обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, обеспечивающие питьевой водой жилые дома №1, 2, 3, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Научный городок (объекты водоснабжения согласно акту передачи к договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать МКУ «Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» (422700 ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА РАЙОН ВЫСОКОГОРСКИЙ ПОСЕЛОК Ж/Д СТАНЦИИ ВЫСОКАЯ ГОРАУЛИЦА КООПЕРАТИВНАЯ ДОМ 5 , ОГРН: 1061683000280, Дата присвоения ОГРН: 19.01.2006, ИНН: 1616014806, КПП: 161601001) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в передаче Исполнительным комитетом ООО «Теплокоминвест» объектов водоснабжения по договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года без проведения торгов и на безвозмездной основе, а также в бездействии Исполнительного комитета по проведению конкурентных процедур в отношении указанных объектов водоснабжения, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Выдать МКУ «Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» предписание о необходимости обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, обеспечивающие питьевой водой жилые дома №1, 2, 3, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Научный городок (объекты водоснабжения согласно акту передачи к договору ответственного хранения №1 от 13 января 2020 года).

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны