Определение №ВЧ-08/3199 Определение о назначении дела №016/01/14.2-434/2022 о наруше... от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/3199 от 11.03.2022

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.02.2022 года №01/45-к о возбуждении дела №016/01/14.8-262/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ИП Калачевым Иваном Дмитриевичем (<…>) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирных жилых домах, под видом квитанции государственных учреждений, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили обращения (вх. №13072/ж от 28.09.2021г.,  вх.№12450/ж от 14.09.2021 г., вх.№ 12914/ж от 24.09.2021 г., вх.№ 14607/ж от 01.11.2021 г., вх.№ 14517/ж от 28.10.2021 г., вх.№ 14779/ж от 08.11.2021, вх.№ 15231 от 16.11.2021 г., вх.№ 15387/ж от 19.11.2021 г., вх.№ 16588/ж от 14.12.2021 г., вх.№ 16845 от 17.12.2021 г., вх.№ 15983 от 01.12.2021 г., вх.№ 1068/ж от 28.01.2022 г.), (вх.№ 1069/ж от 28.01.2022 г.), (вх.№827/ж от 25.01.2022 г., вх.№2068/ж от 18.02.2022 г., вх.№2289/ж от 24.02.2022 г.) на действия ИП Калачева Ивана Дмитриевича (ИНН: 100108866278) по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирных жилых домах, под видом квитанции государственных учреждений, содержащее признаки нарушения Федерального закона 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Как указывают заявители, распространение рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани осуществляется в многоквартирных жилых домах, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<…> », «<…>» (фото квитанций указаны ниже).

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

По мнению заявителей, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в «сомнительную» организацию.

В рекламных листовках идёт ссылка на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также указание на организацию – «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ, искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.

В соответствии с ответом ПАО «МТС», номер <…> (городской номер <…>), который указан в рекламных листовках и по которому потребители должны обратиться, принадлежит ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу (ИНН: 100108866278) с 26.12.2019 г по договору об оказании услуг связи МТС.

Кроме того, необходимо отметить, что Заявитель <…> в своем обращении (вх.№827/ от 25.01.2022) пояснила о том, что пенсионером, инвалидом 3 группы Грязновым В.И., получившим данную листовку через почтовый ящик, проживающим в многоквартирном доме № <…>, произведена и оплачена поверка водосчетчика 19.01.2022.

Инженером по метрологии <…> <…> выдано Свидетельство о поверке от имени ООО «Центр Метрологии», на котором указан адрес ООО не относящийся к его месту регистрации - г. Москва 127018, Сущевский вал, дом 43, пом. 319.

Также выдан и подписан Гайфиевым Н.Н. чек-лист на сумму 1300 рублей с синей печатью с указанием на ней ИНН 9715316418. Причем, сумма 1300 рублей за поверку одного водосчетчика явно выше среднерыночной по г. Казани. Лицензия к указанным документам не прилагалась.

Указанная в листовке организация в г. Казани не зарегистрирована. ИНН 9715316418, указанный в чек-листе, относится к ООО «ЦМ», юридический адрес 185035, республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса (Центр Р-Н), дом 10, пом. 60, руководитель Юридического Лица – <…> ИНН 100702442080 действует с 17.04.2019.

<…>

<…>

Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.

При буквальном, дословном восприятии вышеуказанной рекламы потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ. В связи с тем, что фраза «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.

Указанные действия ИП Калачева Ивана Дмитриевича направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки добросовестных приобретателей, иными словами по своему существу являются недобросовестной конкуренцией.

Такая ситуация не допустима по смыслу ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, ст. 1484, ст. 14.2, ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, ратифицированной РФ с 19.09.1968, страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются, в том числе и товарные знаки.

В соответствии со ст. 10 bis парижской конвенции по охране промышленной собственности страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, причем актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету все действия, указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную, или торговую деятельность конкурента.

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц) - конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП Калачева Ивана Дмитриевича по распространению по почтовым ящикам на территории г. Казани недостоверной информации содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ИП Калачева Ивана Дмитриевича направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий за счет перераспределения спроса потребителей, в том числе посредством получения дополнительного «входящего потока».

2. Такие действия ИП Калачева Ивана Дмитриевича противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение недостоверных сведений способно ввести потребителей в заблуждение и привести к неполучению доходов конкурентов.

Вместе с тем, Управлением в 2021 году неоднократно выносились решения и предписания о нарушении ИП Калачевым И.Д. требований статьи 5 Закона о рекламе по делам № 016/05/5-777/2020, 016/05/5-223/2021, 016/05/5-789/2021, 016/05/5-1848/2021.

По факту нарушения Закона о рекламе, по результатам рассмотрения дел 016/05/5-777/2020, 016/05/5-223/2021, 016/05/5-789/2021, ИП Калачев И.Д. трижды был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ  на общую сумму 34 тыс. рублей, которые в настоящее время исполнены. Также, по результатам рассмотрения дела 016/05/5-1848/2021 в адрес индивидуального предпринимателя направлено уведомление о составлении протокола на 21 февраля 2022 года.

Кроме того, ввиду несвоевременного исполнения предписаний, выданных Управлением в 2020 и 2021 годах, в отношении ИП Калачева И.Д. возбуждены 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном часть 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых, индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 32 тыс. рублей.

Следует отметить, при совокупности нарушений, данные действия по продолжению распространению листовок необходимо рассматривать с точки зрения недобросовестной конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ИП Калачева Ивана Дмитриевича признаков нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции», в  соответствии с положениями статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», было выдано ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно путем прекращения распространения рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирных жилых домах, под видом квитанции государственных учреждений, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации.

ИП Калачев И.Д. выданное предупреждение в установленный срок не исполнил.

В соответствии с уведомлением о вручении и отчетом об отслеживании № 80096166062026 данное предупреждение было получено ИП Калачевым И.Д. 21.12.2021 г., однако предупреждение исполнено не было, в адрес Управления не было направлено подтверждающих документов.

Таким образом, действия ИП Калачева И.Д. содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившимся в распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирных жилых домах, под видом квитанции государственных учреждений, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации.

На основании части 1, 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/14.2-434/2022 к рассмотрению на 06 апреля 2022 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55 (2 этаж), зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.2-434/2022 в качестве ответчика ИП Калачева Ивана Дмитриевича (<…>).

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.2-434/2022 в качестве заинтересованного лица - ООО «Центр Метрологии» (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса (р-н Центр), д. 10, пом. 60, ОГРН: 1187746485332, Дата присвоения ОГРН: 17.05.2018, ИНН: 9715316418, КПП: 100101001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: <…>).

 Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.2-434/2022 в качестве заявителей - Прокуратуру советского района г. Казани, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

4.            ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу и ООО «Центр Метрологии» в течение пяти дней со дня получения настоящего запроса необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на
to16-<…>@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

информация о сферах деятельности ИП Калачева И.Д. за 2020, 2021, 2022 года с приложением подтверждающих документов;

письменные сведения о географических границах (страна, область, город), в пределах которых ИП Калачев И.Д. осуществляет виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящего запроса;

бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств ИП Калачева И.Д. за 2020, 2021, 2022 год;

информацию о сумме выручки от получения прибыли за поверку приборов учета воды за 2019-2022 гг. с приложением подтверждающих документов;

копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение рекламных листовок ИП Калачева И.Д. за 2020, 2021 год, 2022 год с приложением макетов рекламы документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанных рекламных материалов;

письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) есть возможность участия в рассмотрении дела № 016/01/14.2-434/2022 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: <…>.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию о возможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 04 апреля 2022 года до 17:00.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны