Решение №04-04/2840 Решение по делу №016/07/3-373/2021 от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/2840 от 12.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП г.Казани «Водоканал» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.11.2020 г. №34-0/29458), в отсутствии представителей ООО «АДС №1», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «АДС №1» (вх. №2407/ж от 26.02.2021 г.) на действия заказчика МУП г.Казани «Водоканал» при проведении закупки №32110015706 на предмет: «Выполнение работ по текущему обслуживанию канализационных сетей»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110015706 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 20.02.2021года.

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие г.Казани «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 006 080,80 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об ограничении заказчиком конкуренции по причине установления требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО, так как участник закупки может оформить членство в СРО после заключения контракта.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия г.Казани «Водоканал», утвержденным 25.11.2020г.

В соответствии с пунктами 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны (9) требования к участникам такой закупки, (10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 15 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме.

Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

- заявку участника (предлагаемая форма указана в пункте 16 настоящей документации);

- сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку (если на стороне участника процедуры закупки выступает одно лицо), или сведения и документы о лицах, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки (по каждому из указанных лиц в отдельности) (если на стороне участника процедуры закупки выступает несколько лиц) в соответствии с условиями закупочной документации, также копии документов, подтверждающих соответствие работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

2. Документы, подтверждающие соответствие требованиям аукционной документации к содержанию и составу заявки:

1) декларация соответствия участника закупки требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в случае если закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства).

2) полученная не ранее, чем за месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или  нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц);

3) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности). В случае если от имени закупки действует иное лицо, заявка на участие должна включать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридического лица) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если от имени участника закупки заявку на ЭТП подает иное лицо (не руководитель), заявка на участие в закупке должна содержать также отсканированную доверенность на осуществление действий от имени участника закупки;

4) копии учредительных документов участника электронного аукциона (для юридических лиц);

5) решение об одобрении уполномоченным органом юридического лица или уполномоченным государственным органом совершения крупной сделки либо копии такого решения в случае, если требование о необходимости наличия решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой или справки (письмо) о том, что для участника закупки указанная сделка не является крупной. Документы (решение об одобрении крупной сделки или прилагаемая справка (письмо)) должны содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора или цену договора, предложенную участником закупки.

6) полученная не ранее, чем за 30 (тридцать) дней до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки, выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в том числе сетей водоотведения) по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86. Данный пункт не распространяется на:

- участников, закупки, которые предложат цену договора, не превышающую 3 000 000 (три миллиона) руб., 

- унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые определены в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно доводам заявителя, требование о предоставлении вышеуказанного документа ограничивает конкуренцию, так как участник размещения заказа может оформить членство в СРО после заключения контракта.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в случае установления требований к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе в части выполнения работ только в случае наличия членства в саморегулируемой организации заказчик обязан устанавливать требования о предоставлении соответствующих документов  составе заявки на участие.

Довод заявителя о возможности оформления членства СРО после заключения государственного контракта является несостоятельным ввиду того, что соответствие установленным требованиям необходимо подтверждать на этапе подачи и рассмотрения заявок на участие в закупке.

Статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены порядок и сроки принятия в члены саморегулируемой организации.

Частью 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно части 5 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не более чем два месяца со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет проверку индивидуального предпринимателя или юридического лица на соответствие требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам.

В соответствии с частью 10 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в трехдневный срок с момента принятия одного из решений, указанных в части 7 настоящей статьи, саморегулируемая организация обязана направить индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о принятом решении с приложением копии такого решения.

Частью 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;

3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.

В силу части 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

Таким образом, сроки принятия в члены саморегулируемой организации могут составлять более чем два месяца, что делает невозможным выполнение в данный промежуток времени работ, предусмотренных контрактом, откладывает процесс их завершения, а также может привести к срыву установленных контрактом сроков завершения работ.

Кроме того, по результатам проверки документов саморегулируемая организация может принять решение об отказе в приеме юридического лица в члены саморегулируемой организации.

Следовательно, заказчик в целях выбора квалифицированных исполнителей по государственному контракту вправе устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие выписки из реестра членов СРО в соответствующей области, в случае предъявления указанного требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении заказчиком требования о членстве в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Пунктом 30 информационной карты аукционной документации установлены единые требования к участникам аукциона в электронной форме, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в том числе сетей водоотведения). 

СРО должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупки, не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

Данный пункт не распространяется на:

- участников, закупки, которые предложат цену договора, не превышающую 3 000 000 (три миллиона) руб., 

- унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые определены в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что предметом закупки является выполнение работ по текущему обслуживанию канализационных сетей.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

В соответствии с локально-ресурсным сметным расчетом заказчиком предусмотрены работы по промывке спецмашинами канализационных трубопроводов.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что работы по промывке канализационных сетей не относятся к инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, а также к строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства, для выполнения которых необходимо членство в саморегулируемой организации.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «АДС №1» (вх. №2407/ж от 26.02.2021г.) на действия заказчика МУП г.Казани «Водоканал» при проведении закупки №32110015706 на предмет: «Выполнение работ по текущему обслуживанию канализационных сетей» обоснованной в части установления неправомерного требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.

Признать заказчика МУП г.Казани «Водоканал» нарушившим требования части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику МУП г.Казани «Водоканал» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны