Решение №04-04/1606 Решение по делу №016/07/3-176/2022 от 7 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. № 04-04/1606 от 07.02.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ООО «ОС-Текстильрейнигунг» о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «ОС-Текстильрейнигунг» (вх. №860/ж от 25.01.2022 г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупки №32211035000 на предмет: «Оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»,
У С Т А Н О В И Л А:
Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211035000 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 14.01.2022г.
Начальная (максимальная) цена договора – 340 200,00 рублей.
Способ размещения закупки - Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупках товаров, работ и услуг АО "Международный аэропорт "Казань" (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Относительно довода заявителя об отсутствии указания сведений об объеме оказываемой услуги, о максимальном значении цены договора.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
В соответствии со статьей 2 Положения в извещении о закупке указываются предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань».
Начальная (максимальная) цена договора была определена 330,00 рублей.
В извещении, закупочной документации содержались следующие сведения об объеме оказываемых услуг и цене договора:
Предмет договора |
ЕЕд. изм. |
Кол-во |
Максимальная цена |
Срок поставки товара |
Порядок оплаты |
Оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань» |
Кг |
По заявкам Заказчика |
330,00 рублей с учетом НДС: Летняя спецодежда - 137,00 руб./кг, вкл. НДС Зимняя спецодежда - 193,00 руб./кг, вкл. НДС (цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций). Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.
|
Согласно Договору |
Согласно Договору |
Согласно представленным пояснениям Заказчика ввиду невозможности определения точного объема необходимых услуг, максимальной стоимости договора Заказчиком была указана максимальная стоимость договора за кг стирки летней/зимней спецодежды. Определение общей стоимости договора, объема оказываемых услуг будет возможно по истечению срока действия договора на основании общего количества поданных заявок Исполнителю.
Действующим законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц порядок формирования НМЦД и цены договора с единственным поставщиком, возможные методы определения такой цены не регламентированы.
В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.
При размещении оспариваемой закупки Заказчиком была отражена информация о том, что объем оказываемых услуг определяется по заявкам Заказчика, цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций. Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.
При этом, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении закупки некорректно была определена начальная (максимальная) цена договора как сумма за единицу товара 330,00 рублей, поскольку начальная максимальная цена договора определяет максимальную сумму в пределах которой возможно заключение договора. Заключение же договора по сумме, превышающей начальную максимальную цену договора нарушает принцип целесообразности проведения конкурентного отбора, информационной открытости закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.
В этой связи в части определения начальной максимальной цены договора довод заявителя признан обоснованным.
Комиссия отмечает, что заявитель жалобы не являлся участником оспариваемой закупки, и у него в случае намерения подачи заявки, имелась возможность сделать соответствующий запрос разъяснений в адрес Заказчика.
Кроме того, из представленных документов Заказчиком установлено, что на участие в закупке были поданы заявки от 2-х участников закупки, что свидетельствует о том, что вышеустановленные в закупке требования не помешали потенциальным участникам торгов сформировать предложение об условиях выполняемой услуги при подаче заявки.
Учитывая, что заявитель не подключился на заседание Комиссии, не представил достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод в части определения объема выполнения работ не подтвержден и признан необоснованным.
В части определения начальной максимальной цены договора довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования пункта 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.
2.Относительно довода заявителя об отсутствии указания в документации сведений о порядке оценки и сравнения ценовых предложений участников, находящихся на разной системе налогообложения.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договор.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно п.2.6 информационной карты закупочной документации начальная (максимальная) цена договора:
330,00 рублей с учетом НДС:
Летняя спецодежда - 137,00 руб./кг, вкл. НДС
Зимняя спецодежда - 193,00 руб./кг, вкл. НДС
(цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций).
Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.
Согласно условиям закупочной документации оценка цены договора осуществляется в следующем порядке:
№ |
Критерии оценки заявок и их содержание |
Значимость критерия оценки заявок на участие в тендере |
1. |
Цена договора: Оценка заявок по критерию «цена договора» производится с использованием следующей формулы: , где: - рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по указанному критерию; - начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации; - предложение оцениваемого участника процедуры по цене договора (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги). |
95 (0,95) |
Согласно представленным пояснениям Заказчика в рассматриваемой закупке может принять участие любое юридическое/физическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Договор по результатам торгов будет заключаться по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. Увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима в рассматриваемой закупке недопустимо.
В ходе анализа закупочной документации установлено, что документация не содержала в себе условия и требования о производстве каких-либо вычетов из ценовых предложений, применения иных особенностей оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Из условий закупочной документации и представленных пояснений Заказчиком следует, что с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не содержат положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.
На основании изложенного, положения документации не ставят участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.
Довод заявителя признан необоснованным.
3.Относительно довода заявителя о наличии противоречий в проекте договора в части наличия либо отсутствия необходимости согласования привлечения соисполнителей при исполнении договора.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В ходе анализа проекта договора установлено, что в соответствии с пунктом 2.10 договора Исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по Договору третьих лиц (субисполнителей) без дополнительного согласования с Заказчиком.
При этом, согласно п.10.3 договора ни одна из Сторон не имеет права передать третьему лицу свои права и обязанности по настоящему Договору без письменного согласия другой Стороны.
Согласно представленным пояснениям Заказчика при формировании и размещении документации была допущена техническая ошибка, п. 10.3 договора будет удален и проекта договора.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках при формировании требований в проекте договора.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства при направлении на подписание проекта договора победителю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «ОС-Текстильрейнигунг» (вх. №860/ж от 25.01.2022г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупки №32211035000 на предмет: «Оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань» обоснованной частично по доводу 3, по доводу 1 в части определения некорректной начальной максимальной цены договора.
Признать заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" нарушившим требования пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |