Решение №04-04/1606 Решение по делу №016/07/3-176/2022 от 7 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/1606 от 07.02.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ООО «ОС-Текстильрейнигунг» о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «ОС-Текстильрейнигунг» (вх. №860/ж от 25.01.2022 г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупки №32211035000 на предмет: «Оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»,

У С Т А Н О В И Л А:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211035000 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 14.01.2022г.

Начальная (максимальная) цена договора – 340 200,00 рублей.

Способ размещения закупки - Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупках товаров, работ и услуг АО "Международный аэропорт "Казань" (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя об отсутствии указания сведений об объеме оказываемой услуги, о максимальном значении цены договора.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии со статьей 2 Положения в извещении о закупке указываются предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань».

Начальная (максимальная) цена договора была определена 330,00 рублей.

В извещении, закупочной документации содержались следующие сведения об объеме оказываемых услуг и цене договора:

Предмет договора

ЕЕд. изм.

Кол-во

Максимальная цена

Срок поставки товара

Порядок оплаты

Оказание услуг по стирке и учету спецодежды,

согласно техническому заданию

 для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»

Кг

По заявкам Заказчика

330,00 рублей с учетом НДС:

Летняя спецодежда -  137,00 руб./кг, вкл. НДС

Зимняя спецодежда - 193,00 руб./кг, вкл. НДС

(цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций). Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.

 

Согласно Договору

Согласно Договору

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика ввиду невозможности определения точного объема необходимых услуг, максимальной стоимости договора Заказчиком была указана максимальная стоимость договора за кг стирки летней/зимней спецодежды. Определение общей стоимости договора, объема оказываемых услуг будет возможно по истечению срока действия договора на основании общего количества поданных заявок Исполнителю.

Действующим законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц порядок формирования НМЦД и цены договора с единственным поставщиком, возможные методы определения такой цены не регламентированы.

В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.

При размещении оспариваемой закупки Заказчиком была отражена информация о том, что объем оказываемых услуг определяется по заявкам Заказчика, цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций. Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.

При этом, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении закупки некорректно была определена начальная (максимальная) цена договора как сумма за единицу товара 330,00 рублей, поскольку начальная максимальная цена договора определяет максимальную сумму в пределах которой возможно заключение договора. Заключение же договора по сумме, превышающей начальную максимальную цену договора нарушает принцип целесообразности проведения конкурентного отбора, информационной открытости закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

В этой связи в части определения начальной максимальной цены договора довод заявителя признан обоснованным.

Комиссия отмечает, что заявитель жалобы не являлся участником оспариваемой закупки, и у него в случае намерения подачи заявки, имелась возможность сделать соответствующий запрос разъяснений в адрес Заказчика.

Кроме того, из представленных документов Заказчиком установлено, что на участие в закупке были поданы заявки от 2-х участников закупки, что свидетельствует о том, что вышеустановленные в закупке требования не помешали потенциальным участникам торгов сформировать предложение об условиях выполняемой услуги при подаче заявки.

Учитывая, что заявитель не подключился на заседание Комиссии, не представил достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод в части определения объема выполнения работ не подтвержден и признан необоснованным.

В части определения начальной максимальной цены договора довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

2.Относительно довода заявителя об отсутствии указания в документации сведений о порядке оценки и сравнения ценовых предложений участников, находящихся на разной системе налогообложения.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договор.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.2.6 информационной карты закупочной документации начальная (максимальная) цена договора:

330,00 рублей с учетом НДС:

Летняя спецодежда -  137,00 руб./кг, вкл. НДС

Зимняя спецодежда - 193,00 руб./кг, вкл. НДС

(цена сформирована из совокупности цен за единицу 2 позиций).

Стоимость по каждому наименованию может быть ниже, но не выше.

Согласно условиям закупочной документации оценка цены договора осуществляется в следующем порядке:

Критерии оценки заявок и их содержание

Значимость критерия оценки заявок на участие в тендере

1.

Цена договора:

Оценка заявок по критерию «цена договора» производится с использованием следующей формулы:

, где:

- рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по указанному критерию;

- начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации;

- предложение оцениваемого участника процедуры по цене договора (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги).

95

(0,95)

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика в рассматриваемой закупке может принять участие любое юридическое/физическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Договор по результатам торгов будет заключаться по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. Увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима в рассматриваемой закупке недопустимо.

В ходе анализа закупочной документации установлено, что документация не содержала в себе условия и требования о производстве каких-либо вычетов из ценовых предложений, применения иных особенностей оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Из условий закупочной документации и представленных пояснений Заказчиком следует, что с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не содержат положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

На основании изложенного, положения документации не ставят участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.

Довод заявителя признан необоснованным.

3.Относительно довода заявителя о наличии противоречий в проекте договора в части наличия либо отсутствия необходимости согласования привлечения соисполнителей при исполнении договора.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В ходе анализа проекта договора установлено, что в соответствии с пунктом 2.10 договора Исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по Договору третьих лиц (субисполнителей) без дополнительного согласования с Заказчиком.

При этом, согласно п.10.3 договора ни одна из Сторон не имеет права передать третьему лицу свои права и обязанности по настоящему Договору без письменного согласия другой Стороны.

Согласно представленным пояснениям Заказчика при формировании и размещении документации была допущена техническая ошибка, п. 10.3 договора будет удален и проекта договора.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках при формировании требований в проекте договора.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства при направлении на подписание проекта договора победителю.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ОС-Текстильрейнигунг» (вх. №860/ж от 25.01.2022г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупки №32211035000 на предмет: «Оказание услуг по стирке и учету спецодежды, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань» обоснованной частично по доводу 3, по доводу 1 в части определения некорректной начальной максимальной цены договора.

Признать заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" нарушившим требования пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны