Предупреждение №АЯ-06/2410 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-2/2022 о прекращении действий (бездейст... от 22 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/2410 от 22.02.2022 г.

На основании приказов от 29 ноября 2021 года №01/327-пр, от 15 декабря 2021 года №01/355 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в отношении Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Алексеевского муниципального района, были установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 26.03.2019 г. №131 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории п.г.т. Алексеевское Алексеевского муниципального района.

Согласно вышеуказанной схеме, предусмотрено размещение 16 (шестнадцать) нестационарных торговых объектов.

Информации, подтверждающей проведение или непроведение торгов, наличие действующих договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, в адрес Инспекции Татарстанского УФАС России в ходе проведения проверки предоставлено не было.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности).

Особенности размещения нестационарных торговых объектов регламентированы статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации в силу части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года №553 (ред. от 29.12.2020 г.) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее также – Порядок).

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года №553 (ред. от 29.12.2020 г.) органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено привести в соответствие с настоящим Постановлением муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в соответствии с законодательством по итогам проведения торгов. Порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов определяются органами местного самоуправления Республики Татарстан.

Таким образом, Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 №553 должен утвердить порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

Однако в ходе проверки Исполнительным комитетом Алексеевского муниципального района Республики Татарстан не представлено положение о порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан ввиду его отсутствия.

Вместе с тем схема размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления утверждена, соответственно, подразумевается размещение нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района.

Процедура проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере торговли на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки нестационарных торговых объектов повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 Закон о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закон о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений, торги на право установки нестационарных торговых объектов проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере торговли и развития между ними добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для установки нестационарных торговых, находящихся в публичной собственности.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Необходимо отметить, что непроведение торгов, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, бездействие Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могут проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления права на установку нестационарных торговых объектов. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района, выразившихся в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Исполнительный комитет о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия положения о порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Алексеевского муниципального района и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

Предупреждение необходимо выполнить в течении 45 дней с момента получения уведомления.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны