Решение №04-04/4911 Решение по делу №016/10/18.1-308/2019 о нарушении антимонопо... от 4 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4911 от 04.04.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Некоммерческой микрокредитной организации «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» – <…> (доверенность от 28.03.2019 г. №2), <…> (доверенность от 28.03.2019г. №3), в отсутствии представителя заявителя <…>, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу <…> (вх. №4384/ж от 19.03.2019 г.) на действия заказчика при проведении закупки №ZP19031300001 на предмет: «Оказание услуг по организации и проведению обучающей программы «Школа бизнеса регионов», а именно по организации и проведению семинаров для руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений №ZP19031300001 опубликовано на электронной торговой площадке http://223etp.zakazrf.ru/ 01.03.2019г.

Заказчик – Некоммерческая микрокредитная организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан».

Предмет договора – Оказание услуг по организации и проведению обучающей программы «Школа бизнеса регионов», а именно по организации и проведению семинаров для руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 200 000, 00 рублей.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции», по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик, с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном включении заказчиком в документацию условия о возможности отказа от заключения договора.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Регламентом закупок товаров, работ, услуг для нужд некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» от 25.04.2017г., утвержденным генеральным директором <…> (далее –Регламент).

В соответствии с частью 3 статьи 19 Регламента заказчиком установлено, что проведение процедуры запроса предложений накладывает на заказчика гражданско-правовые обязательства по заключению договора с победителем запроса предложений.

Статьей 32 Регламента установлено, что заказчик не вправе отказаться от заключения договора по результатам проведения процедур размещения заказа, если заключение договора не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан.

При этом, пункт 4.9.4 документации содержит информацию о том, что заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения Договора, не возмещая участнику запроса предложений понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса предложений.

Таким образом документация запроса предложений противоречит положениям Регламента.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 4.9.4 документации заказчик может принимать решение о фактическом отказе от подписания договора исключительно руководствуясь своими личными, субъективными предпочтениями, не учитывая фактические условия исполнения договора, в том числе цену, качество предлагаемых к поставке товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, содержащиеся в предложениях участников.

В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности документации Заказчика в правоотношениях с Победителем не отвечает. Так, например, в случае уклонения Победителя от заключения договора с Заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время Заказчик оставляет за собой право немотивированно отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 32 Регламента.

Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком конкретного порядка оценки заявок на участие.

Согласно части 5 статьи 20 Регламента установлено, что документация должна содержать все установленные заказчиком требования и условия участия в запросе предложений, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления предложений.

Статьей 12 «Критерии оценки заявок на участие в процедурах закупки» Регламента заказчиком установлено следующее:

«1.       Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе предложений, комиссия по размещению заказа должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации о проведении запроса предложений.

При этом критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:

цена договора, цена единицы продукции;

срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

условия оплаты товара, работ, услуг;

функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

качество технического предложения участника процедуры закупки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

квалификация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:

а)         обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

б)         обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

в)         опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;

7)   срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг;

8) наличие у поставщика системы контроля качества товара, работ, услуг;

9) проработка концепции (технологии) выполнения обязательств по заключаемому договору.

2.         При установлении в документации о проведении запроса предложений возможности подачи альтернативного предложения по какому-либо аспекту требований или условиям договора, в документации процедуры закупки должен быть предусмотрен соответствующий критерий оценки. Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 1 настоящей статьи, критериев оценки заявок. При этом в документации о проведении запроса предложений должны    быть установлены не менее двух критериев оценки, а критерий, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи, является обязательным критерием во всех случаях.

3. В документации о проведении запроса предложений должна быть определена значимость каждого критерия оценки заявок на участие в запросе предложений. При этом совокупная значимость всех указанных критериев оценки должна составлять сто процентов».

Разделом 5 документации заказчиком установлены критерии оценки предложений участников, порядок оценки и сопоставления предложений участников. По неценовому критерию «Качество услуг и квалификация участника запроса предложений», а именно сведения об исполнителях, привлекаемых организацией - Участником закупки для выполнения работ по предмету данного запроса предложений установлено:

«Содержание показателя: Оценивается обеспеченность участника запроса предложений трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника запроса предложений специалистов необходимых для проведения мероприятия.

Количество таких специалистов определяется на дату подачи заявки на участие в настоящем запросе предложений. Непредставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.

Сведения о квалификации участника запроса предложений, не подтвержденные документами, указанными в форме «СВЕДЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКА» раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СОСТАВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» оцениваются, в 0 баллов.

В целях оценки заявок заказчиком установлена шкала оценки:

• 6 и более – 20 баллов

• от 3 до 5 – 10 баллов

• от 1 до 3 – 5 баллов

• 0 – 0 баллов»

Согласно доводам заявителя, из шкалы оценки, установленной заказчиком не ясно сколько баллов получит участник, предоставивший сведения о наличии у него в штате 3 специалистов – 5 или 10 баллов.

Согласно пояснениям заказчика, участнику закупки, предоставившему сведения о наличии у него в штате 3 специалистов будет начислено 10 баллов, так как указано слово «от», что подразумевает вхождение в данный диапазон (3 и больше). При этом, слово «до», что подразумевает вхождение в числовой диапазон 3 (это может быть 2; 2,8; 2,9 и т.д.). Однако сравнивая диапазоны «от 1 до 3», «от 3 до 5» и «6 и более», Комиссия приходит к выводу, что при представлении 5 документов, то присуждаемый балл составит 10, при условии, что используется слово «до» (т.е. значения до 5 – 3; 4; 4,9 и т.п.), так как только за 6 и более документов будет присуждаться 20 баллов.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, так как установленная заказчиком шкала оценки по неценовому критерию может ввести участников закупки при подаче заявки в заблуждение, относительно сколько баллов просудиться при представлении 3 документов – 5 или 10 баллов.

Заказчиком нарушены положения части 5 статьи 20 Регламента.

Относительно довода заявителя о неверно установленном сроке дачи ответа на запрос разъяснений положений документации.

Согласно части 8 статьи 20 Регламента любой участник процедуры закупки вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, специализированной организации запрос о разъяснении положений Документации. В течение двух (2) дней со дня поступления указанного запроса заказчик, специализированная организация обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений Документации, если указанный запрос поступил заказчику, специализированной организации не позднее, чем за три дня до дня окончания подачи предложений на участие в запросе предложений.

В соответствии с частью 9 статьи 20 Регламента в течение одного дня со дня направления разъяснения положений Документации по запросу участника процедуры закупки такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, специализированной организацией на Сайте с содержанием запроса на разъяснение положений Документации без указания участника процедуры закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений Документации не должно изменять ее суть.

В соответствии с извещением о проведении запроса предложений:

Дата и время начала подачи заявок           01.03.2019 08:00:00

Дата и время окончания подачи заявок 13.03.2019 07:00:00

Пунктом 25 Информационной карты заказчиком установлено, что дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о запросе предложений: 01 марта 2019 г., дата окончания срока предоставления участникам запроса предложений разъяснений положений документации о запросе предложений: 08 марта 2019 г.

Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 20 Регламента, участник вправе направить запрос разъяснений не позднее 09.03.2019 г., а заказчик в течение двух (2) дней должен разместить разъяснения, следовательно, срок предоставления участникам разъяснений положений документации должен был быть установлен по 11.03.2019 г.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены положения части 8 статьи 20 Регламента.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 13.03.2019 закупка признана несостоявшейся, предписание об устранении нарушений не выдавать, так как, со слов представителей заказчика, запрос предложений будет проведен повторно. При проведении повторной закупки заказчику следует учитывать настоящее решение, положения Регламента и статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях недопущения необоснованного ограничения конкуренции при проведении данной закупки.

Комиссией установлено, что заказчик не является субъектом Закона 223-ФЗ и Закона 44-ФЗ, а разработанный им Регламент является добровольно принятым им обязательством, в связи, с чем основания для передачи материалов для возбуждения административного производства отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу <…> (вх. №4384/ж от 19.03.2019г.) на действия заказчика Некоммерческая микрокредитная организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» при проведении закупки ZP19031300001 на предмет: «Оказание услуг по организации и проведению обучающей программы «Школа бизнеса регионов», а именно по организации и проведению семинаров для руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности», обоснованной.

Признать заказчика – Некоммерческая микрокредитная организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» нарушившим положения части 5, 8 статьи 20, части 1 статьи 32 Регламента закупок товаров, работ, услуг для нужд некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» от 25.04.2017 г.

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны