Решение №СП-04/11725 Решение по делу №016/06/54.4-1191/2019 о нарушении законодат... от 8 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № СП-04/11725 от 08.08.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" – <…> (доверенность №104 от 22.02.2019г.), в присутствии представителей заявителя ГУП "Татинвестгражданпроект" – <…> (доверенность №239-0 от 03.08.2019г.), <…> (доверенность №238-0 от 03.08.2019г.), рассмотрев жалобу ГУП "Татинвестгражданпроект" (вх. №12255/ж от 30.07.2019г.) на действия заказчика ГКУ «ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РТ» при проведении закупки №0311200014619000197,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме№ 0311200014619000197 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 23.07.2019г.

Объект закупки: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации, в объеме достаточном для строительства, с получением всех необходимых согласований, получением положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту: «Строительство здания приемно-диагностического отделения государственного автономного учреждения здравоохранения «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница» в г. Нижнекамске».

Начальная (максимальная) цена контракта– 15 000 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупки проводятся с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления Заказчиком требования о предоставлении копии действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из толкования статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии пунктом 6 Информационной карты конкурсной документации, участники открытого конкурса в электронной форме должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, а именно участники закупки должны иметь действующую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) по видам работ: «проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих)».

Согласно пункту 2.6 Технического задания (приложения 2 к конкурсной документации) при разработке проектной документации по объекту: «Строительство здания приемно-диагностического отделения государственного автономного учреждения здравоохранения «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница» в г. Нижнекамске» предусмотрено разработать проектную документацию, в том числе на кабинет компьютерной томографии, кабинет МРТ, рентгенографический кабинет.

Согласно СанПиН 2.6.1.3289-15 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ» рентгеновская установка является источником ионизирующего излучения.

В соответствии со статьей 10 Федеральный закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) предусмотрено также пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и  Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 278.

В перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) входит, в том числе: «Проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих)».

Согласно письму Роспотребнадзора от 21.09.2005 № 0100/7690-05-32 «О порядке организации работы по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)» к лицензируемому виду деятельности относится проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, а так же разработка проекта размещения установок, содержащих источники ионизирующего излучения.

Согласно пункту 14 Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" проектной документации должен содержать:

з) описание и обоснование принятых объемно-планировочных решений зданий и сооружений объекта капитального строительства;

и) обоснование номенклатуры, компоновки и площадей основных производственных, экспериментальных, сборочных, ремонтных и иных цехов, а также лабораторий, складских и административно-бытовых помещений, иных помещений вспомогательного и обслуживающего назначения.

л) обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих:

соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений, соблюдение санитарно-гигиенических условий;

м) характеристику и обоснование конструкций полов, кровли, подвесных потолков, перегородок, а также отделки помещений;

Соответственно проектная документация содержит проект размещения установок, содержащих источники ионизирующего излучения.

Согласно пунктом 4.1. СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы» стационарные средства радиационной защиты процедурной рентгеновского кабинета (стены, пол, потолок, защитные двери, смотровые окна, ставни и др.) должны обеспечивать ослабление рентгеновского излучения до уровня, при котором не будет превышен основной предел дозы ПД для соответствующих категорий облучаемых лиц.

Соответственно стены, пол, потолок, защитные двери, смотровые окна, ставни относятся к средствам радиационной защиты процедурного рентгеновского кабинета.

Таким образом, закупкой предусмотрено проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, а так же разработка проекта размещения установок, содержащих источники ионизирующего излучения.

В Положении о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 278 указана формулировка: «за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности».

Согласно разъяснениям Роспотребнадзора под использованием в медицинских целях понимается эксплуатация для собственных нужд, т.е. врачебная практика (деятельность).

До момента вступления Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия Роспотребнадзора на источники ионизирующего излучения выдавалась сроком на 5 лет и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в действие с 03.11.2011 года и с этого момента времени лицензии на источники ионизирующего излучения выдаются на бессрочный период и отражается указанная формулировка деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного участники открытого конкурса в электронной форме должны иметь лицензию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2018 N Ф01-5678/2018 по делу N А28-1733/2018; Решении Белгородского УФАС России от 21.11.2014 по делу N 405-14-Т; Решение Саратовского УФАС России от 21.11.2018 N 391-18/гз.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что Заказчиком были соблюдены требования законодательства о контрактной системе в части установления требований о необходимости предоставления соответствующей лицензии.

Довод признан необоснованным.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии по результатам проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе было установлено следующее.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

В силу пункта 1 Приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009г. № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» (далее – Приказ) информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт):

а) должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными и поисковыми системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

б) должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы;

в) не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием, а также ее получение без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.

В соответствии с пунктом 3 Приказа информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Нормативные правовые и иные акты, а также судебные акты могут дополнительно размещаться на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в графическом формате в виде графических образов их оригиналов («графический формат»).

В ходе изучения данных единой информационной системы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что техническое задание, смета по рассматриваемой закупке размещено заказчиком на официальном сайте в формате pdf, который не дает возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.

Таким образом, учитывая, что формат документа не является гипертекстовым, у потенциальных участников закупки отсутствует возможность осуществления поиска по тексту с помощью функционала компьютера, что создает дополнительное препятствие для участника при формировании заявки на участие.

Следовательно, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009г. №470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о Контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Заказчиком установлены требования о соответствии конънктурного анализа стоимости материалов и оборудования утратившем силу, недействующему стандарту ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"» в п.2.18технического задания к открытому конкурсу в электронной форме.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ГУП "Татинвестгражданпроект" (вх. №12255/ж от 30.07.2019г.) на действия заказчика ГКУ «ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РТ» при проведении закупки №0311200014619000197 на предмет: «выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации, в объеме достаточном для строительства, с получением всех необходимых согласований, получением положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту: «Строительство здания приемно-диагностического отделения государственного автономного учреждения здравоохранения «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница» в г. Нижнекамске», необоснованной.

Признать заказчика – ГКУ «ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РТ» нарушившим требования пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009г. №470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти»,  части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны