Решение №СП-05/5589 Решение по делу №05-264/2018 от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ СП-05/5589 от 16.04.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №05-264/2018 по признакам нарушения Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ИНН 1660061210) и ООО «Трасса» (ИНН 1657056280) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к заключению государственных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенными хозяйствующими субъектами без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 8 о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Так действующим законодательством установлен запрет на одномоментное заключение договоров без проведения конкурентных процедур на идентичный предмет.

Одним из видов деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является: выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, подготовка, размещение и проведение торгов, заключение подрядных договоров и контроль над их выполнением. При осуществлении деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» руководствуется нормами Закона о контрактной системе.

Татарстанским УФАС России установлено, что между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» в 2017 году заключено 26 контрактов на общую сумму 2 029 797 рублей.

Татарстанское УФАС России, проанализировав представленные материалы, отмечает, что заключенные между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» контракты  свидетельствуют о злоупотреблении пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, путем заключения за короткий промежуток времени контрактов на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, предметом которых являлся идентичный предмет, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 18.12.2018г. № 01/607-к о возбуждении дела № 05-264/2018 по признакам нарушения Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ИНН 1660061210) и ООО «Трасса» (ИНН 1657056280)  статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к заключению государственных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Татарстанским УФАС России установлено, что между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» в 2015 году  заключено 23 контракта на сумму 1 733 800 рублей, в 2016 году - 23 контракта на сумму 1 582 420 рублей, в 2017 году - 26 контрактов на сумму 2 029 797 рублей, в 2018 году - 49 контрактов на сумму 2 269 810 рублей.

<…>

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В частности, действия по заключению за короткий промежуток времени контрактов на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, предметом которых являлся идентичный предмет, могут содержать признаки заключения антиконкурентного соглашения между органом власти (органом местного самоуправления), либо организациями, осуществляющими функции таких органов с хозяйствующим субъектом, запрещенного статьей 16 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что предметом заключенных между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» контрактов выступают идентичные или однородные товары. Указанные контракты, по своему предмету, образуют единые сделки, предмет которых умышленно разделен для формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и в целях обхода установленных Законом о контрактной системе, в части не превышения предельно допустимой суммы закупки у единственного поставщика.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что работы в рассматриваемых случаях являются идентичными по своей направленности, в связи с чем их можно было исполнить в рамках единых по времени контрактов на небольшую сумму и объем работ с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.

По мнению Комиссии, заключение вышеперечисленных сделок носило двусторонний характер, ответчики не могли не знать о последствиях заключения сделок с субъектом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ без проведения обязательной процедуры торгов. При этом, с иными организациями за 2016-2018 гг. аналогичные сделки не заключались.

<…>

В соответствии с предоставленной информацией по состоянию на 10.01.2018г. штат сотрудников в ООО «Трасса» составляет 9 работников. ООО «Трасса» осуществляет деятельность в области инженерных изысканий, инженерно – технологического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (ОКВЭД 71.12). Внеоборотные активы ООО «Трасса» за 2015 год - 4 731 000 рублей, за 2016 год - 2 898 000 рублей, за 2017 год - 10 442 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела комиссией Татарстанского УФАС России изучены государственные закупки участником которых является ООО «Трасса». В частности было установлено, по результатам проведения открытых конкурсов в электронной форме № 0311200024918000336, № 0311200024918000333, № 0311200024918000303, №0311200024918000373 между заказчиком  ГКУ «Главтатдортранс» и ООО «Трасса» заключены государственные контракты, предметом которых является выполнение работ по диагностике автомобильных дорог. В таблице ниже представлены сведения о проведенных закупках:

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Стал ли победителем торгов

Снижение, %

0311200024918000336

ООО "СПК Транспроект"

1 108 959,00

1 108 000,00 

 

0.09 %

ООО «Трасса»

1 100 000,00

 победитель

0.81 %

0311200024918000333

ООО "СПК Транспроект"

606 491,00

606 491,00

 

0 %

ООО «Трасса»

600 000,00

победитель

1,07 %

0311200024918000303

ООО "СПК Транспроект"

4 843 777,00

4 800 000

победитель

0%

ООО «Трасса»

4 843 777,00

 

0,9%

0311200024918000373

ООО "Мостпроектстрой"

30 000 000

30 000 000

 

0%

ООО «Трасса»

29 950 000,00

победитель

0,16%

 

Одним из основных видов деятельности ГКУ "Главтатдортранс" являются:

- выполнение функции государственного заказчика по работам на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений по Республике Татарстан.

Одним из видов деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является:

- выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, подготовка, размещение и проведение торгов, заключение подрядных договоров и контроль над их выполнением;

                Из чего можно сделать вывод о том, что ООО «Трасса» с иными государственными учреждениями заключало иные государственные контракты по аналогичному предмету на конкурентной основе.

Определением об отложении дела №05-264/2018 (исх. №СП-05/3714 от 14.03.2019г.) Татарстанское УФАС запросило у ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» перечень всех государственных контрактов, в рамках которых происходила приемочная диагностика и оценка состояния объекта в виде таблицы.

                <…>

Татарстанское УФАС России не обязывает ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» объединять все предметы в один лот, а лишь указывает на необходимость соблюдения осуществления закупок в соответствии с действующим законодательством, не ограничивая конкуренцию, которая на исследованном рынке присутствует, что подтверждается материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к заключению государственных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Выдать Федеральному казённому учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Трасса» предписание о прекращении нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны