Определение №08-08/8818 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 016/05/28-1242/2021 по приз... от 19 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №08-08/8818 от 19.07.2021
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо] – заместитель руководителя, рассмотрев материалы дела в отношении Международного потребительского кооператива по развитию социально-экономических программ для пайщиков Синерджи» (далее – МПК «Синерджи») (620100, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, стр. 25, оф. 308; ИНН 6685177014; КПП: 668501001; дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 29.07.2020) по факту распространения рекламы в вагоне Метро г. Казани с текстом: «Купи автомобиль мечты со скидкой до 70%», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы в вагоне метро
г. Казани с текстом: «Купи автомобиль мечты со скидкой до 70%», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».
Данная реклама размещена от имени МПК «Синерджи» (620100, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, стр. 25, оф. 308; ИНН 6685177014; КПП: 668501001; дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 29.07.2020), которая с 01.06.2021 входит в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, сформированный ЦБ РФ (признаки «Финансовой пирамиды»).
Фотография рекламного объявления представлена ниже:
При этом, из указанного объявления следует, что более подробная информация размещена на сайте <…>.
По результатам изучения информации, размещенной на сайте <…> потребителю услуги необходимо совершить 5 шагов.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте схема страхования строится на следующем: при заключении сделки и внесении целевого взноса по программе «Synergy», клиент получает криптовалюту «Largo Coin» на сумму эквивалентную размеру внесённого целевого взноса по данной программе. Средства остаются в собственности клиента до момента исполнения обязательств по программе «Synergy».
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Назначение рекламы – сформировать интерес к объектам рекламирования у потребителей рекламы.
Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц.
Вышеуказанная информация распространяемая МПК «Синерджи», является рекламной, так как соответствует вышеизложенным критериям рекламной информации: адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям рекламы), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к продуктам МПК «Синерджи»), а также формирует и поддерживает интерес к рекламируемому объекту и продвигает его на рынке аналогичных услуг.
В Законе о рекламе не содержится понятие финансовой услуги, однако данный термин раскрывается в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» законодательство о рекламе является составной частью антимонопольного законодательства, для положений Федерального закона «О рекламе» возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Учитывая, что Закон о рекламе является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства, в сфере рекламы нормы Закона о рекламе имеют приоритет по отношению к нормам Закона о защите конкуренции.
Соответственно, из анализа положений статьи 28 Закона о рекламе следует, что в указанном законе под финансовой услугой понимаются не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств иных лиц. То есть, Закон о рекламе закрепляет более широкое понятие финансовой услуги, чем в Законе о защите конкуренции.
При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, если деятельность хозяйствующих субъектов связана с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе кредит, займы, ссуды), то такая деятельность подпадает под понятие финансовой услуги и является финансовой услугой.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.
Согласно части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:
1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;
2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемом случае реклама МПК «Синерджи» не соответствует указанным требованиям, поскольку содержит обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), а также умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов.
Кроме того, в рассматриваемом случае, юридическое или физическое лицо, участвуя в программе, фактически приобретает на сумму взноса криптовалюту «Largo Coin», на рекламу которой распространяются требования статьи 29.1 Закона о рекламе.
В частности, согласно части 1 статьи 29.1 Закона о рекламе реклама выпускаемых цифровых финансовых активов должна содержать указание на то, что предлагаемые цифровые финансовые активы являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме, до совершения сделок с предлагаемыми цифровыми финансовыми активами следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 29.1 Закона о рекламе реклама цифровых финансовых активов не должна содержать обещание выплаты дохода по цифровым финансовым активам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Однако указанная информация также не отражена в рассматриваемой рекламе.
С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «Купи автомобиль мечты со скидкой до 70%» имеет признаки нарушения части 2 статьи 28, частей 1 и 2 статьи 29.1 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом статьей 28 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.
Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).
Рекламодателем является МПК «Синерджи» (620100, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, стр. 25, оф. 308; ИНН 6685177014; КПП: 668501001; дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 29.07.2020).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу № 016/05/28-1242/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 28, частей 1 и 2 статьи 29.1 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, МПК «Синерджи» (620100, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, стр. 25, оф. 308; ИНН 6685177014; КПП: 668501001; дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 29.07.2020).
Назначить дело № 016/05/28-1242/2021 к рассмотрению на 11 августа 2021 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).
МПК Синерджи» в срок до 04 августа 2021 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16@fas.gov.ru, <…>) согласно следующему перечню:
учредительные документы лица;
информацию о видах деятельности, осуществляемых в 2019 г., в 2020 г., в 2021 г., с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
копии всех договоров на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение);
информацию об изготовителе и распространителе вышеуказанной рекламы (с приложением подтверждающих документов и договоров);
подробную информацию о порядке реализации программы, представленной в рекламе, в том числе о порядке получения выплат (с приложением подтверждающих документов);
информацию на территории каких субъектов РФ распространялась вышеуказанная реклама;
копию решения о выпуске цифровых финансовых активов - криптовалюты «Largo Coin», в том числе документы, подтверждающие опубликование указанного решения в установленном законе порядке. Кроме того, необходимо представить информацию о доходности указанной криптовалюты за период с 2019 по 2021 годы (по каждому году отдельно);
письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к «TrueConf» по обязательному заблаговременному уведомлению Управления. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
<…> – [должностное лицо]