Определение №ВЧ-08/12298 ОПРЕДЕЛЕНИЕо возбуждении дела № 016/05/28-1817/2021 по призн... от 28 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/12298 от 28.09.2021

Председатель Комиссии антимонопольной службы по Республике Татарстан, по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…> –[должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя Латыпова Рената Ришатовича (ОГРНИП: 314165024000070, адрес: 423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 22, кв. 246), индивидуального предпринимателя Мустафина Айрата Айдаровича (ОГРНИП: 306165013500030; адрес: 423800, г.Набережные Челны, ул. Ш. Усманова д.129 кв. 28) по признакам нарушения частей 1, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Деньги под ПТС. Автомобиль остается у Вас»[1], содержащей признаки Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

Согласно поступившему ответу ООО «ЯНДЕКС», реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 33991/15 от 01.04.2015 (Приложение № 1 к настоящему ответу), заключённого между Яндексом и ИП Мустафиным А.А. (ОГРНИП: 306165013500030; адрес: 423800, г. Набережные Челны, ул. Ш. Усманова д.129 кв. 28).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, функцией которого является перевод пользователя на сайт лица, разместившего объявление[2]. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений тили условий оказания услуг, том оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, обладающего специальными знаниями.

В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В части 13 статьи 28 Закона о рекламе содержится запрет рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Спорная реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве.

Рассматриваемая реклама, расположенная на сайте «Деньги под ПТС» свидетельствует об оказании услуг по предоставлению денежных средств по договору займа. Рекламный слоган «Деньги под ПТС» не отражает полной действительности. К ней можно отнести предоставление денежных средств на возмездной основе (займ, кредит).

Исходя из содержания рекламы, можно прийти к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, именно потребителей (физических лиц), которые в свою очередь являются менее защищенной категорией. Спорная реклама сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление (должно создаваться впечатление) о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (заем) и возможность их получения у рекламодателя.

Однако, из рекламы также следует, что ИП Латыпов Р.Р. не является финансовым учреждением, МФО, банком, ломбардом и оказывает содействие в подборе финансовых услуг компаний-партнеров. При этом, указанная реклама финансовой услуги «Деньги под ПТС» не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения частей 1, 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление возбуждает данное дело в отношении индивидуального предпринимателя Латыпова Р.Р. (ОГРНИП: 314165024000070, адрес: 423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 22, кв. 246), который в рассматриваемом случае является рекламодателем, а также в отношении индивидуального предпринимателя Мустафина А.А. (ОГРНИП: 306165013500030; адрес: 423800, г.Набережные Челны, ул. Ш. Усманова д. 129, кв. 28) – рекламораспространитель.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 016/05/28-1817/2021  по признакам нарушения частей 1, 13, 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

 Назначить дело № 016/05/28-1817/2021 к рассмотрению на 27 октября 2021 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

Признать лицами, участвующими в деле:

- лицами, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Латыпова Р.Р. (ОГРНИП: 314165024000070, адрес: 423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 22, кв. 246), ИП Мустафина А.А. (ОГРНИП: 306165013500030; адрес: 423800, г.Набережные Челны, ул. Ш. Усманова д.129 кв. 28).

4.            ИП Латыпову Р.Р., ИП Мустафину А.А. в срок до 20 октября 2021 (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-Shangaraev@fas.gov.ru) согласно следующему перечню.

копии договоров на изготовление и распространение вышеприведенной рекламы;

информация о видах деятельности, фактически осуществляемых в 2020, 2021 годах;

документы, лицензии, разрешения, позволяющие оказывать финансовые услуги;

сведения о выручке за 2020, за 2021 годы, с приложением подтверждающих документов;

письменную позицию по делу;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к «TrueConf» по обязательному заблаговременному уведомлению Управления. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

<…> –[должностное лицо]

 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны