Решение №АЯ-04/2827 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-406/2022 от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2827 от 03.03.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" -  <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «Промышленная геодезия» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии слушателя <…> – [физическое лицо], рассмотрев после перерыва посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Промышленная геодезия» (вх. №1711/ж от 11.02.2022г.) на действия КНИТУ-КАИ при проведении закупки № 32211099662 на предмет: 13_Оказание услуг по проведению контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки с использованием координатно-измерительного комплекса на базе лазерного трекера API Radian для нужд НУЛ "СЦК "Технология композитов"

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211099662 в Единой информационной системе - 03.02.2022 года.

Способ проведения закупки - открытый аукцион в электронной форме.

Объект закупки - 13_Оказание услуг по проведению контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки с использованием координатно-измерительного комплекса на базе лазерного трекера API Radian для нужд НУЛ "СЦК "Технология композитов".

Начальная (максимальная) цена договора — 1 560 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил на Заседании Комиссии устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования о проведении работ по проведению контрольных операций с использованием координатно-измерительного комплекса на базе конкретной марки лазерного трекера API Radian.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Техническим заданием аукционной документации были определены следующие требования к оказываемым услугам:

 

«Мероприятие проводится: по договору № 307/21/ДО/СЦК28Н с АО «Кронштадт» от 16.08.2021г

НАИМЕНОВАНИЕ

Наименование: регулировка оснастки, с проведением стыковки, настройки базовых элементов и контроль формообразующей поверхности с использованием измерительного комплекса на базе лазерного трекера API Radian.

Заказчик - ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ» (Далее КНИТУ-КАИ, Заказчик)

 

ЦЕЛЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

2.1 Контроль и оценка качества изготовления оснастки для выкладки деталей из ПКМ, проверка соответствия отсканированной поверхности электронной модели с предоставлением отчетной документации.

2.2 Стыковка, регулировка и монтаж формообразующей оснастки для выкладки изделий из ПКМ.

2.3 Установка закладных элементов формообразующей оснастки для выкладки изделий из ПКМ.

 

4. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

4.1 Предоставляет Исполнителю доступ к месту проведения контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки.

4.2 Предоставляет проектно-конструкторскую документацию, эскизы и математические модели с указанием базовых и контролируемых поверхностей, необходимых для выполнения работ Исполнителем.

4.3 Проводит оценку полноты оказания услуг Исполнителем в соответствии с настоящим техническим заданием.

 

5. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

5.1. Использовать оборудование и программное обеспечение аналогичное тому, что имеется в наличии у Заказчика (марка, модель, тип вспомогательной оснастки, версия программного обеспечения):

- Лазерный трекер API Radian Pro/Plus с возможностью применения выносного сканирующего устройства IScanIII и беспроводного щупа vProbe.

- Объемная точность лазерного трекера  ±0,015+0,005 мм/м.;

- Точность встроенного автоматизированного уровня 2" (0,00056˚);

- Минимальный рабочий диапазон измерений не более 0,1 м.;

- Максимальный рабочий диапазон измерений не менее 50 м.;

- Диапазон автоматического наведения на отражатель не менее 30˚;

- Максимальная масса лазерного трекера не более 10,9 кг.;

- Степень защиты от пыли и влаги (по классификации IP) не хуже IP54, с предоставлением подтверждающего документа.

- Программное обеспечение Spatial Analyzer Ultimate для регулировки, сбора данных и постобработки результатов;

- Вспомогательная прецизионная оснастка для создания опорной базы, измерения базовых элементов оснастки (базовые ­/ контрольно-фиксирующие отверстия, пазы, цилиндры, плоскости).

5.2 Используемое при оказании услуг оборудование для проведения контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки должно быть зарегистрировано в Государственном реестре средств измерений и иметь действующее, в период проведения работы, свидетельство о поверке.

5.3 Производит контактное 3D сканирование поверхности оснастки для изготовления деталей из ПКМ, с точностью измерения не хуже ± 0,07 мм.

5.4 Осуществляет позиционирование в базовое положение поверхности формообразующей оснастки с точностью ± 0,2 мм.

5.5 Осуществляет позиционирование в базовое положение элементов оснастки с точностью ± 0,1 мм.

5.6 Осуществляет позиционирование в базовое положение закладных элементов оснастки с точностью ± 0,2 мм.

5.7 Выполняет обработку результатов сканирования данных с получением сравнения фактических координат точек поверхности с CAD-моделью оснастки.

5.8 Оформляет иллюстративный технический отчет (далее Отчет).

5.9 В Отчете Исполнитель представляет результаты в виде:

 -  цветовых карт отклонений с указанием значений отклонений (цветовая шкала отклонений от электронного макета должна иметь шкалу +/-0,5 мм, с шагом 0,1 мм)

 - таблиц практических координат базовых точек с указанием отклонений от теоретических координат в системе координат электронного макета».

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика требование о проведении работ на базе лазерного трекера API Radian обусловлено наличием указанного оборудования у учреждения. При выполнении работ будет происходить обмен опытом со специалистами КНИТУ-КАИ, обученными работать именно на этом оборудовании. Технические характеристики лазерного трекера API Radian являются уникальными и улучшенными в сравнении с лазерными трекерами других производителей, что также будет влиять на качество выполнения работ.

Согласно представленным пояснениям Заявителя предметом закупки является оказание услуг. В аукционной документации Заказчик не отразил надлежащее обоснование выполнения работ на лазерном трекере конкретной марки. На рынке рассматриваемого оборудования имеются лазерные трекеры иных торговых марок, в полном объеме соответствующие техническим показателям, указанным в п. 5.3 – 5.6 технического задания.

Как установлено из анализа представленных и имеющихся материалов дела объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки с использованием координатно-измерительного комплекса на базе лазерного трекера API Radian для нужд НУЛ "СЦК "Технология композитов".

Таким образом, в рамках предмета закупки поставка оборудования не предусмотрена.

Потребность Заказчика заключается в оказании услуг по регулировке оснастки, с проведением стыковки, настройки базовых элементов и контроля формообразующей поверхности с использованием измерительного комплекса на базе конкретного лазерного трекера API Radian.

При этом, в целях возможности участия в закупке организация, оказывающая услугу, должна иметь лазерного трекера определенного производителя API Radian, тем самым ставя в более выгодное положение тех участников закупки, которые ранее уже работали и работают с данным оборудованием, тогда как выполнение работ по проведению контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки не отличается от выполнения таких же работ с оборудованием марок других производителей.

В рассматриваемом случае Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование об оказании услуг лазерным трекером API Radian не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, не имеющий соответствующего оборудования, попросту не сможет принять участие в закупке либо будет попросту отклонен в случае подачи заявки.

Подобными действиями заказчик ограничивает число участников закупки, так как отсутствие трекера конкретной марки API Radian, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.

Кроме того, в аукционной документации не было установлено соответствующее обоснование выполнения работ на трекере определенной марки, позволяющее подтвердить правомерность установления такого требования.

Комиссия приходит к выводу, что устанавливаемые заказчиком требования к участникам закупки в указанной части в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика не отвечают целям равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и приводят к ограничению допуска к участию в закупке путем установления требований к участникам закупки об осуществлении выполнения работ оборудованием API Radian, что не обеспечивает равные права и возможности для участников.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Промышленная геодезия» (вх. №1711/ж от 11.02.2022г.) на действия КНИТУ-КАИ при проведении закупки № 32211099662 на предмет: 13_Оказание услуг по проведению контрольных операций в части измерения геометрических параметров оснастки с использованием координатно-измерительного комплекса на базе лазерного трекера API Radian для нужд НУЛ "СЦК "Технология композитов" обоснованной.

Признать заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" нарушившим требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчику ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ"
ИНН 1654003114, ОГРН 1021602835275